Виды туризма

Типы и категории туризма

Тема 3 Виды и формы современного туризма

План изучения темы

1.Типы и категории туризма

2.Виды туризма

3.Формы туризма

Существуют различные классификации туризма и туристских маршрутов. Эти классификации зависят от целей и задач, стоящих перед организаторами туристской деятельности и туристскими пред­приятиями.

Классификации туризма имеют большое значение для практической деятельности работников туристской сферы. Они помо­гают выявлять спрос на туристские услуги и формировать рынок ту­ризма, производить и реализовывать туристские продукты, решать проблемы территориального размещения объектов туристской инфра­структуры, планировать развитие материальной базы туризма.

Туризм классифицируется по типам, категориям, ви­дам и формам.

Всемирная туристская организация (UNWTO, или ЮНВТО) предлагает классифицировать направления туризма по следующим типам:

внутренний туризм – путешествия в пределах страны лиц, постоянно проживающих в этой стране;

въездной туризм – путешествие по стране лиц, не проживаю­щих в ней постоянно;

выездной туризм – путешествие жителей страны в другую страну.

Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, обра­зуя категории туризма:

международный туризм – это совокупность деятельности в сфере выездного и въездного туризма. Иными словами, это деятельность предприятий туристской индустрии по предоставлению туристского продукта, тура или туристских услуг гражданам РФ за пределами страны (выездной туризм) и иностранным гражданам на территории РФ (въездной туризм);

национальный туризм – это совокупность деятельности в сфере выездного и внутреннего туризма. Иными словами, это деятельность предприятий туристской индустрии по предоставлению туристского продукта, тура или туристских услуг гражданам РФ на территории РФ и за ее пределами.

туризм в пределах страны – это совокупность деятельности в сфере внутреннего и въездного туризма. Иными словами, это деятельность предприятий туристской индустрии по предоставлению туристского продукта, тура или туристских услуг гражданам РФ и иностранным гражданам на территории РФ.

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, используются мотивационные факторы, побудившие человека отправиться в поездку.

Виды туризма характеризуются значительным разнообразием. Можно выделить как минимум 12 видов туризма, однако число их может быть значительно больше:

– рекреационный;

– потребитель­ский;

– культурно-познавательный;

– воссоединительный и ностальгиче­ский;

– деловой и профессиональный;

– лечебно-оздоровительный;

– спортивный;

– приключенческий;

– экологический;

– религиозный (палом­ничество) туризм;

– комбинированные туры;

– прочие виды ту­ризма.

Рекреационный туризм связан с посещением и использованием с целью отдыха и оздоровления природных объектов: морей, рек, озер, лесных массивов, гор и др. В отличие от лечебно-оздоровительного туризма рекреационный туризм не ориентирован на специализирован­ные средства размещения, такие как санатории, профилактории, и не предусматривает лечебные мероприятия.

Потребительский туризм включает в качестве основного компо­нента программы тура изъятие природных ресурсов. Это могут быть лицензионная охота, рыбалка, сбор дикорастущих пищевых и лекар­ственных растений.

Культурно-познавательный туризм имеет выраженный экскур­сионный компонент. Культурно-познавательные туры позволяют познакомиться с историей, традициями, культурой страны или места посещения, с основными достопримечательностями (например, туры «Классический Париж», «Классический Рим» и др.)

Воссоединительный и ностальгический туризм связан с посеще­нием знакомых и родственников, мест своего рождения, прошлого про­живания или места рождения родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за гра­ницей.

Ностальгические туры особенно распространились в связи с изменением политической карты, в частности, Европы. Ностальги­ческий туризм типичен также для японцев, обязательно посещающих места захоронения своих предков. Примером ностальгического туриз­ма могут быть специально организованные путешествия для любите­лей «Битлз», поездки в детство – «По следам героев сказок братьев Гримм», «По следам бременских музыкантов» и др.

Деловой и профессиональный туризм предполагает поездки на конференции, симпозиумы, переговоры, а также на языковые курсы. В отличие от служебной командировки деловые и профессиональные туры, как правило, имеют экскурсионную или оздоровительную про­грамму.

Лечебно-оздоровительный туризм ориентирован на использова­ние природных лечебных ресурсов и физиотерапевтических факторов, применяемых с целью улучшения состояния здоровья.

К природным лечебным ресурсам относятся:

– минеральные воды;

– лечебные грязи;

– кли­матические особенности;

– живописные ландшафты;

– леса, лесопарковые насаждения;

– альпийские луга;

– местности, пригодные для кумысолече­ния;

– рапа лиманов и озер – это сложный, высококонцентрированный, обычно насыщенный различны­ми солями, раствор, покрывающий грязевые отложения;

– акватории морей и внутренних водоемов;

– другие редкие природные объекты, такие как лечебная нефть, горячий пар и газ, соляные пещеры, используемые для лечения, профилактики заболеваний и организации отдыха.

Лечебные туры предусматривают:

– климатолечение;

– бальнеолечение (минеральными водами);

– грязелечение;

– купально-пляжные, про­гулочные процедуры и др.

Лечебные туры, как правило, узко специализированы. Во время такого тура можно замедлить течение заболе­вания и даже полностью избавиться от болезни. Прежде всего, это от­носится к посещению известных клинических центров, специалисты которых практикуют как классические, так и нетрадиционные методы лечения, а также к бальнеологическим и грязевым курортам.

Спортивный туризм может быть

– пешеходным;

– водным;

– горным, в том числе, горнолыжным и альпинистским;

– лыжным;

– велосипедным;

– автомобильным;

– мотоциклетным;

– подземным (спелеотуризм);

– парус­ным;

– конным и другим.

Спортивные туры подразделяются на две группы:

1. Собственно спортивные, во время которых туристы активно занимаются тем или иным видом спорта.

2. Туры на спортивные соревнования, где туристы выступают в качестве болельщиков.

Деятельность по организации спортивного туризма проявляется в разнообразных формах:

– организация спортивных походов и путешествий;

– присвоение званий и разрядов (спортивный квалификацион­ный туризм);

– проведение спортивных и научных экспедиций;

– проведение чемпионатов и соревнований;

– организация спортивных школ по подготовке кадров – трене­ров-преподавателей и гидов-проводников спортивного туризма;

– организация ярмарок и слетов;

– ведение банков данных о коллективных членах, новинках туристского снаряжения, маршрутах перевалов, описание вершин и других технически сложных препятствий;

– учет и присвоение спортивных, инструкторских и судейских званий;

организация детско-юношеского и семейного туризма;

– организация поездок на спортивные мероприятия.

Приключенческий туризм предполагает получение туристами но­вых ярких и неожиданных впечатлений, подчас трудно прогнозиру­емых, но всегда четко проработанных организаторами, в том числе в плане техники безопасности.

Программы приключенческого тура мо­гут включать:

– воспроизводимые эффектные исторические события, фрагменты современной культурной жизни;

– преодоление препятствий, требующих как физического, так и психоэмоционального напряжения.

Сегодня это малый, но растущий и достаточно перспективный сегмент туристского рынка. По прогнозам ЮНВТО, в первом десятилетии XXI в. приключенческий туризм будет интенсивно развиваться.

Экологический туризм представляет собой путешествие среди природы (иногда его называют природным туризмом, биотуризмом и др.).

Основные цели экологического туризма – гармонизация челове­ка с окружающей его природной и социальной средой, экологическое образование и воспитание различных групп населения.

Основные за­дачи экологического туризма – соблюдение в максимально возмож­ной степени строгих экологических норм и ограничений.

К экологическому туризму относится

– сельский туризм, который предусматривает проживание в домах сельских жителей

– агроэкологический туризм, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах.

Принципы или признаки экологи­ческого туризма основаны на стремлении человечества к достижению устойчивого развития территорий, сохранению биологического и со­циально-культурного разнообразия.

К основным принципам экологи­ческого туризма относятся:

– посещение хорошо сохранившихся природных территорий;

– неистощительное, устойчивое использование природных ресур­сов;

– наличие определенных, довольно жестких правил поведения;

– меньшая, чем при обычных видах туризма, интенсивность ис­пользования природных ресурсов;

– экологическое просвещение туристов, их участие в местных культурных и природопользовательских мероприятиях;

– интеграция экологического туризма в планы регионального развития территорий;

– участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности;

– экологическое обучение персонала, занятого в сфере экологи­ческого туризма.

Религиозный туризм (паломничество) ориентирован на посещение святых мест, храмов и монастырей, сохраняющих мощи святых, иконы и другие предметы религиозного культа. Религиозные туры характерны для представителей крупных мировых религий и могут выполняться как организованно, так и стихийно. Основные мировые центры религиоз­ного туризма – Мекка, Ватикан, Медина, Лхаса, Иерусалим.

Комбинированные туры включают два или более видов турист­ской активности населения. Это могут быть лечебно-оздоровительные поездки с экскурсионными программами, рекреационно-экологические туры и многие другие.

К прочим видам туризма относят самые различные виды: пустын­ный, космический туризм и др.

Пустынный туризм. Во второй половине XX в. туристы начали осваивать ранее непригодные для отдыха уголки земного шара, в том числе пустыни. Рост интереса к отдыху в пустынях был связан с потребностями туристов испытать себя в экстремальных условиях и посетить места первозданной природы.

Нередко в пустынях находятся остатки древних цивилизаций. Некоторые из них, например египетские пирамиды и храмы, уже дав­но стали популярными среди туристов. Современные поселения лю­дей в пустынях с точки зрения европейца выглядят фантастическими. Одно из них, где дома-пещеры строят в ямах, использовал Стивен Спилберг при съемках фильма «Звездные войны».

В пустынях туристам предлагают участие в сафари и охоте. Некоторые страны развивают в пустынях спортивный туризм. В Долине Смерти в США, где температура +52 °С – обычное явление, с 1974 года проводятся ежегодные кроссы для сверхмарафонцев.

Отношение к пустыням как к объекту туризма в различных стра­нах неодинаковое. В одних африканских государствах этому не прида­ют большого значения, в других, наоборот, стараются извлечь из пус­тынь максимальную прибыль. Так, в Тунисе во второй половине 80-х гг. XX века была принята программа по использованию пустынь в целях ту­ризма. Программа предусматривала развитие туризма в Сахаре для сглаживания сезонных пиков прибытия туристов на побережье. В Ав­стралии песчаный монолит Рок в Национальном парке «Улури» стал одним из туристских символов страны. Известный израильский курорт Эйлат, расположенный в пустыне на берегу Красного моря, предлага­ет отдыхающим разнообразные лечебно-оздоровительные программы.

В России туризм в пустынях пока не развит, хотя участки пус­тынь есть в Астраханской области и Калмыкии.

Космический туризм стал реальностью в 2001 году, когда первый космический турист американец Деннис Тито провел неделю на борту международной космической станции, заплатив за свой полет 20 млн. дол. США. Последующие полеты в космос в качестве туристов двух иностранных граждан вызвали ажиотаж среди состоятельных жите­лей США и Канады. Проведенные опросы показали, что 5-10 тыс. че­ловек хотели бы заплатить по 100 тыс. дол., чтобы участвовать в орбитальном космическом полете. Примерно 7% опрошенных заявили, что готовы потратить несколько миллионов долларов за право участвовать в космическом путешествии продолжительностью в несколько недель. В опросе участвовали люди, у которых годовой доход на члена семьи составляет не менее 250 тыс. дол. Другие опросы, периодически про­водимые американскими средствами массовой информации, показы­вают, что до трети респондентов готовы заплатить 50 тыс. дол., чтобы побывать в космосе.

Среди прочих видов туризма особо выделяются клубный туризм и игорный отдых. Клубный туризм характеризуется тем, что путешественники сознательно объединяются в группы. Формирование групп происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Игорный отдых как вид туризма получит свое развитие в бли­жайшие годы, после создания в России четырех игорных зон – на тер­ритории Алтайского, Приморского краев, Калининградской области, а также одной зоны на территории Краснодарского края и Ростовской области.

В Законе об основах туристской деятельности упоминается социальный туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социаль­ной помощи), а также средств работодателей. В России социальный туризм пока не развит.