РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ
7.
6.
Исходным пунктом общественного производства являются человеческие потребности. Под потребностями в широком смысле следует понимать нужду (неудовлетворенность) человека, которую нужно удовлетворить.
В экономической теории потребности классифицируются по различным критериям. По характеру — это потребности материальные (физиологические), духовные (например, в образовании, искусстве, литературе), социальные (в общении с людьми). Это различение потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми понимают физиологические потребности людей в еде, питье, одежде, обуви, жилье и т. п. Вторичные главным образом сводятся к духовным потребностям — в образовании, искусстве, развлечении и т. п. А. Маслоу подразделяет потребности по степени их настоятельности: физиологические потребности (голод, жажда), потребности самосохранения (безопасность, защищенность), социальные потребности (чувство духовной близости, любовь), потребности в уважении (самоуважение, признание, статус) и потребности в самоутверждении (саморазвитие и самореализация).
Согласно А. Маслоу, человек стремится удовлетворить сначала наиболее настоятельную потребность (например, в голоде), затем переходит к следующей, которая теперь становится движущим мотивом его деятельности. Подавляющее большинство потребностей (материальные, физиологические, духовные — высшие) являются экономическими, т. е- такими, которые удовлетворяются с помощью жизненных (или экономических) благ. К этим благам относятся как материальные товары и услуги, так и нематериальные.
На характер, уровень и структуру потребностей человека влияют разнообразные факторы: природно-климатические условия, уровень развития производительных сил, характер производственных отношений, исторические традиции, быт и нравы, национальные особенности и т. д. Под влиянием социально-экономического и духовного прогресса наши потребности постоянно развиваются, усложняются и обогащаются (закон возвышения потребностей).
Общепризнанные человеческие потребности носят объективный характер, их удовлетворение имеет силу естественного закона.
Стремление людей удовлетворить свои потребности является поэтому необходимой предпосылкой процесса производства, исходным мотивом производственно-трудовой деятельности.
Необходимость удовлетворения экономических потребностей порождает у людей и общества экономические интересы. Последние столь же многообразны, как и потребности. Различают индивидуально-частные (личные), коллективные и общественные интересы, интересы региона, социального слоя, профессиональной группы и т. д. Их соотношение, роль неодинаковы в разных экономических системах. В командно-административной системе ведущую роль государство отводило общественным (точнее, государственным) интересам, а коллективным и частным (личным) — подчиненную роль.
Иначе говоря, под лозунгом ведущей роли «общенародных интересов» подавлялись интересы коллективов (предприятий), граждан и социально-профессиональных групп населения. Всемогущий центр подавлял регионы. Производители, регионы создают богатство, доходы, но их распределением занимается государство в лице его центральных органов, предоставляя крохи регионам.
В рыночной системе приоритет имеют индивидуально-частные интересы. Здесь интересы фирм доминируют над общенациональными (государственными). Граждане и фирмы через демократически избранные органы государства решают, как распределять национальный доход. Учет интересов граждан и компаний зависит от степени демократизации государственной и общественной жизни. Здесь достаточно сравнить гитлеровскую Германию и Великобританию, хотя в обеих странах функционировала рыночная экономика.
В этой системе тоже нередки перекосы в соотношении различных видов интересов. Задача управления — в оптимальном сочетании индивидуально-частных, коллективно-групповых и общественных (государственных) интересов. Исходя из того, что пусковым двигателем и главной движущей силой в механизме реализации экономических интересов являются индивидуально-частные интересы.
Следовательно, экономические потребности и интересы служат исходным мотивом к осуществлению процесса производства. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том,— писал Гегель,— что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они и играют главную роль»'. Действительно, было бы утопией заставлять людей поступать вопреки своим личным или коллективным и общенациональным интересам.
Интересы проявляются на поверхности экономической жизни через систему стимулов трудовой и деловой активности. Эти стимулы — побудительные мотивы людей к труду и предпринимательству в целях удовлетворения своих потребностей. Различают стимулы материальные и моральные (духовные). В сфере общественного производства, особенно в рыночной экономике, ведущую роль играют материальные (экономические) стимулы: заработная плата и премии, прибыль и дивиденды, ссудный процент и рента. Стремление получать и умножать доходы побуждает субъектов хозяйствования, людей, к трудовой, предпринимательской, финансовой деятельности. Моральные (духовные) стимулы непосредственно не связаны с материальной выгодой (доходами). Это формы общественного признания трудового вклада субъекта хозяйствования в экономическую деятельность.
Стимулы вызывают у людей материальную заинтересованность в работе, повышении ее эффективности. Таким образом, существует следующая зависимость и последовательность: экономические потребности — интересы — стимулы к труду и предпринимательству — материальная заинтересованность людей в результатах работы.
Потребность – отражение в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к активной целенаправленности деятельности. Удовлетворение потребностей – цель любой деятельности человека. Первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) или выдвигающие какой-либо критерий (психологические, невротические) выступают осознанным стремлением человека к достижению объективно необходимых условий жизни. Они выражают общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Часто выступают в качестве мотива деятельности человека. А любая деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей, но при этом сама деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Активная деятельность человека явл. фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулируем проявление законовозрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей, проявляется в возрастании уровня и качества потребностей. Личные потребности под действием этого закона постоянно усложняются, происходит рост их общего объема, объединении их в крупные комплексы, усложнении структуры. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, которые характеризуют потребности всего общества. Традиционно выделяют 4 стадии развития потребности: зарождение, интенсивное развитие, стабилизация, угасание. Потребности человека носят системный характер. В зависимости от характера природы возникновения выделяют: физические – поддержание физической жизни человека(пища, одежда, жилье, сон). 2. Социальные – возникают в связи с общественным характером жизнедеятельности человека (потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми) Они не задаются природой не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности. 3. Интеллектуальные – связаны с мыслительной деятельностью человека. В зависимости от преимущественной сферы жизнедеятельности - материальные, духовные и личные. В зависимости от степени конкретизации потребности человека - общие и конкретные.
Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. Объект этих потребностей – материальные блага и услуги(продукты питания, предметы одежды, домашняя обстановка). В зависимости от количественной определенности выделяют платежеспособные потребности. Они определяются платежеспособными возможностями потребителей. Платежеспособные потребности вносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса. Связь человека с другими людьми устанавливается на основе не только потребностей в любви, но и в целой группы близких к ней потребностей - в общении, в дружбе, в сотрудничестве, во взаимопонимании, в принадлежности к какой либо социальной группе.
Сегодня цивилизация находится на грани катастрофы, связано это со спецификой экономической системы. Экономическая система руководствуется в своем развитии не подлинными интересами человека, а собственными потребностями. В результате формируется особый тип индивида – эгоистичный. Алчный, себялюбивый. Единственный способ избежать глобальной катастрофы, является гуманистическая переориентация направленности развития человека и общества. Различая в индивидуальных характерах людей объясняется через категории обладания(иметь) и бытия(быть). Если человек живет по принципу обладания его отношение к миру выражается в стремлении превратить все и всех в свою собственность. Принцип бытия противостоит обладанию и означает жизнелюбие, подлинную причастность к жизни Признаки обладания – косность, стереотипность, поверхность. Признаки бытия – активность, творчество, заинтересованность. В современном обществе доминирует принцип обладания, он усваивается с детства. При установке на бытие человек ориентирован на другие ценности: он использует свою активность, что бы реализовать себя, свои внутренние возможности, способности, дарования. Счастьем при установке на бытие являются любовь, забота о других, самопожертвование.
Принятие решений – первичная функция менеджмента.
По поводу разработки и принятия решений в менеджменте ведутся продолжительные споры между специалистами. Некоторые исследователи представляют себе принятие решений как рациональный, логический и полностью систематизированный процесс. Другие склонны к менее рациональному взгляду и рассматривают принятие решений скорее в поведенческих категориях. Но большинство исследователей сходятся во мнении, что принятие решений занимает огромную часть времени менеджеров, даже если они расходятся во мнении о том, единственная ли это для них функция. Во всяком случае, принятие решений – главный вид деятельности руководителя. Г.Саймон называл принятие решений «сутью управленческой деятельности».
Решение –это выбор альтернативы. Почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания.
В менеджменте – это более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Менеджер выбирает направление не только для себя, но и для всей организации и других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами денежных единиц. Что еще важнее – управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем и, возможно, каждого в организации.
Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированные –Г.Саймон заимствовал этот термин из языка компьютерной технологии, для описания решений в высокой мере структурированных. Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
Незапрограммированныерешения требуются в ситуациях, которые определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить качество продукции, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных.
На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Почти все решения оказываются где-то между крайними вариантами.
Процесс решения можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Но продукт этот, не может появиться совсем без отрицательных последствий. Любое решение будет влиять негативно на какую-то подсистему организации. Толковый руководитель понимает, что в некоторых ситуациях приходится принимать не очень удачные и не очень приятные решения, т.е. идти на компромисс. В деле руководства организацией встречается очень мало ситуаций, настолько однозначных, что результатом наилучшего решения будет одно только благо.
Тем не менее в современном менеджменте можно выделить три основных подхода к принятию решений. Это – интуитивные решения; решения, основанные на суждениях и рациональные решения.
Чисто интуитивное решение –это выбор, сделанный менеджером на основе ощущения ситуации. Многие менеджеры на практике часто используют этот подход. Но, с точки зрения статистики, полагаясь только на интуицию без логики, человек имеет не так много шансов принять приемлемое решение.
Логика решений, основанных на суждениях, тоже кажется иногда не очевидной, ибо – это выбор, обусловленный знанием или накопленным опытом. Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Но здесь существует опасность вовремя не разглядеть новизну ситуации, когда прошлый опыт будет явно неуместен.
Рациональное решениеобосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Для менеджеров не существует возможности действовать абсолютно логически. Если бы это было не так, то применение общепринятых научных методов почти ко всем сферам менеджмента было бы значительно упрощено. Но принятие решений всегда старались рассматривать как логический процесс, так как именно здесь менеджмент приближается к реальной науке.
Но, все-таки необходимо рассмотреть общий рациональный подход к решению управленческих проблем.