VII. Учебно-методические средства обучения

 

Порядок рассмотрения и утверждения Рабочей программы
(устанавливается локальным актом ОУ)
Примерные сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ

Первый этап – 1 - 30 июня – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

 

Второй этап – 1 - 30 августа – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.

 

После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.

 

 

3. Подготовка учителя к уроку технологии.

Каждый конкретный урок разрабатывается на основе календарно-тематического плана, поэтому подготовка конспекта начинается с определения порядкового номера урока. Целесообразно этот но­мер проставлять в левом углу страницы, а в правом -дату проведения урока. Определяя место урока в общей системе, мы тем самым еще раз выясняем, насколько до этого ученики продвинулись в освоении материалов и способов их обработки, какие знания они получили; на эти знания и умения учитель может опираться. Одновременно нам становится более ясно, какие знания и умения следует закрепить, развить, какая информация будет для детей новой.

Ниже записывается тема урока и изделие, которое будут изготав­ливать дети (в соответствии с формулировкой в календарном плане).

Далее обозначаются задачи урока. Долгое время было принято все задачи делить на три группы: учебные, развивающие и воспита­тельные. Думается, что такое деление все-таки искусственно и нару­шает единство личности и единство образовательного процесса. Це­лесообразно выделить несколько наиболее важных для данного урока задач, не разделяя их на виды. При этом желательно избегать таких формулировок, которые предполагают слишком общие, практически непроверяемые задачи (например: «эстетическое воспитание детей», «развитие творческих способностей», «воспитание любви к природе», «воспитание трудолюбия» и т. п.). Вместо таких безликих формулиро­вок следует по возможности определить, что конкретно может дать именно этот урок в плане решения тех же самых общих задач. Напри­мер, нельзя всерьез рассчитывать решить проблему эстетического воспитания детей за один урок, но вполне реально решить, скажем, такие задачи: «дать понятие о единстве внешних качеств предмета и его назначения», «научить выполнять декор в соответствии с общим характером вещи» и т. п., что, безусловно, будет способствовать и эстетическому развитию. Не следует включать в список задач урока и такие, которые, скорее, являются средствами достижения тех или иных целей, например: «организовать коллективное обсуждение ра­бот», «показать детям, как сделать поздравительную открытку».

В целом список задач должен быть не слишком большим и реаль­но осуществимым. Понятно, что в действительности на любом уро­ке их решается значительно больше, чем это предусматривает учи­тель. Каждый ребенок в процессе работы вступает в сложную систему взаимоотношений как с педагогом, так и с другими детьми, все это оказывает на него огромное воздействие. Многие воспитательные и образовательные аспекты урока вообще могут сложиться непреднамеренно, поэтому учесть и запланировать все заранее практически невозможно. В связи с этим, продумывая задачи урока, следует пре­дельно конкретно сформулировать лишь основные из них I о, исходя из которых, будет разрабатываться содержание и весь ход уроки.

Для того чтобы изначально правильно определить, что является в нем самым существенным, нужно еще раз внимательно ознакомиться с тем, что предлагается в учебнике. Основное содержание темы по­могает учителю выделить главное, определить тип урока - а значит, его задачи.

Далее в конспекте указываются материалы, оборудование и инструменты, необходимые для работы. При этом отдельно помеча­ется, что должно быть у детей и что у учителя.

При подготовке к уроку учитель продумывает, какая наглядность будет использована, и после списка материалов обозначает, какой зри­тельный, музыкальный и литературный ряд следует подготовить к уроку.

Особое внимание обращается на то, предполагается ли какая-то специальная подготовка учеников к уроку, и если она должна быть, то ее также следует обозначить в конспекте. Необходимость такой подготовки может возникать довольно часто. Это могут быть, например, задания на предварительные наблюдения. Скажем, перед цепкой животных по наблюдению и по памяти предварительная рабо-13 обязательна. Как ее провести, надлежит продумать заранее. Если есть возможность, лучше это сделать организованно под руковод­ством учителя (в зоопарке, во дворе, в живом уголке и проч.). Можно дать ученикам задание и на самостоятельные наблюдения.

Предварительная подготовка учеников к уроку может понадо­биться не только тогда, когда планируется работа непосредственно по наблюдениям, но и перед другими уроками. Например, перед проек­тированием чашки для сказочного героя полезно рассмотреть, какие чашки есть дома, какие продаются в магазине и проч. Такие же задания имеют смысл перед изготовлением игольницы, открытки, подарочной упаковки, записной книжки и многих других изделий. Они в любом слу­чае позволяют расширить необходимые для творческой деятельности знания, образные представления, накопить более обширный матери­ал для обобщений и последующего обсуждения на уроке.

Особый тип подготовительных заданий составляет ознакомление с содержанием литературных произведений. Например, чтобы вы­полнить картину, украшение или чашку для сказочного героя, надо достаточно хорошо знать этих героев, представлять их внешность и характер - следовательно, и в этой части должна быть проведен соответствующая предварительная работа. Как это сделать, учитель продумывает заранее.

Могут быть и такие подготовительные задания: вспомнить или выучить какие-то стихотворения, подготовить краткие сообщения по теме предстоящего занятия и т. п.; обычно они даются не как обяза­тельные, а по желанию учащихся.

После того как вся подготовительная работа будет продумана и обозначена, в конспект включается описание хода урока. Он излага­ется последовательно, в соответствии с намеченными структурными этапами.