VII. Учебно-методические средства обучения
Порядок рассмотрения и утверждения Рабочей программы
(устанавливается локальным актом ОУ)
Примерные сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ
Первый этап – 1 - 30 июня – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Второй этап – 1 - 30 августа – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.
После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
3. Подготовка учителя к уроку технологии.
Каждый конкретный урок разрабатывается на основе календарно-тематического плана, поэтому подготовка конспекта начинается с определения порядкового номера урока. Целесообразно этот номер проставлять в левом углу страницы, а в правом -дату проведения урока. Определяя место урока в общей системе, мы тем самым еще раз выясняем, насколько до этого ученики продвинулись в освоении материалов и способов их обработки, какие знания они получили; на эти знания и умения учитель может опираться. Одновременно нам становится более ясно, какие знания и умения следует закрепить, развить, какая информация будет для детей новой.
Ниже записывается тема урока и изделие, которое будут изготавливать дети (в соответствии с формулировкой в календарном плане).
Далее обозначаются задачи урока. Долгое время было принято все задачи делить на три группы: учебные, развивающие и воспитательные. Думается, что такое деление все-таки искусственно и нарушает единство личности и единство образовательного процесса. Целесообразно выделить несколько наиболее важных для данного урока задач, не разделяя их на виды. При этом желательно избегать таких формулировок, которые предполагают слишком общие, практически непроверяемые задачи (например: «эстетическое воспитание детей», «развитие творческих способностей», «воспитание любви к природе», «воспитание трудолюбия» и т. п.). Вместо таких безликих формулировок следует по возможности определить, что конкретно может дать именно этот урок в плане решения тех же самых общих задач. Например, нельзя всерьез рассчитывать решить проблему эстетического воспитания детей за один урок, но вполне реально решить, скажем, такие задачи: «дать понятие о единстве внешних качеств предмета и его назначения», «научить выполнять декор в соответствии с общим характером вещи» и т. п., что, безусловно, будет способствовать и эстетическому развитию. Не следует включать в список задач урока и такие, которые, скорее, являются средствами достижения тех или иных целей, например: «организовать коллективное обсуждение работ», «показать детям, как сделать поздравительную открытку».
В целом список задач должен быть не слишком большим и реально осуществимым. Понятно, что в действительности на любом уроке их решается значительно больше, чем это предусматривает учитель. Каждый ребенок в процессе работы вступает в сложную систему взаимоотношений как с педагогом, так и с другими детьми, все это оказывает на него огромное воздействие. Многие воспитательные и образовательные аспекты урока вообще могут сложиться непреднамеренно, поэтому учесть и запланировать все заранее практически невозможно. В связи с этим, продумывая задачи урока, следует предельно конкретно сформулировать лишь основные из них I о, исходя из которых, будет разрабатываться содержание и весь ход уроки.
Для того чтобы изначально правильно определить, что является в нем самым существенным, нужно еще раз внимательно ознакомиться с тем, что предлагается в учебнике. Основное содержание темы помогает учителю выделить главное, определить тип урока - а значит, его задачи.
Далее в конспекте указываются материалы, оборудование и инструменты, необходимые для работы. При этом отдельно помечается, что должно быть у детей и что у учителя.
При подготовке к уроку учитель продумывает, какая наглядность будет использована, и после списка материалов обозначает, какой зрительный, музыкальный и литературный ряд следует подготовить к уроку.
Особое внимание обращается на то, предполагается ли какая-то специальная подготовка учеников к уроку, и если она должна быть, то ее также следует обозначить в конспекте. Необходимость такой подготовки может возникать довольно часто. Это могут быть, например, задания на предварительные наблюдения. Скажем, перед цепкой животных по наблюдению и по памяти предварительная рабо-13 обязательна. Как ее провести, надлежит продумать заранее. Если есть возможность, лучше это сделать организованно под руководством учителя (в зоопарке, во дворе, в живом уголке и проч.). Можно дать ученикам задание и на самостоятельные наблюдения.
Предварительная подготовка учеников к уроку может понадобиться не только тогда, когда планируется работа непосредственно по наблюдениям, но и перед другими уроками. Например, перед проектированием чашки для сказочного героя полезно рассмотреть, какие чашки есть дома, какие продаются в магазине и проч. Такие же задания имеют смысл перед изготовлением игольницы, открытки, подарочной упаковки, записной книжки и многих других изделий. Они в любом случае позволяют расширить необходимые для творческой деятельности знания, образные представления, накопить более обширный материал для обобщений и последующего обсуждения на уроке.
Особый тип подготовительных заданий составляет ознакомление с содержанием литературных произведений. Например, чтобы выполнить картину, украшение или чашку для сказочного героя, надо достаточно хорошо знать этих героев, представлять их внешность и характер - следовательно, и в этой части должна быть проведен соответствующая предварительная работа. Как это сделать, учитель продумывает заранее.
Могут быть и такие подготовительные задания: вспомнить или выучить какие-то стихотворения, подготовить краткие сообщения по теме предстоящего занятия и т. п.; обычно они даются не как обязательные, а по желанию учащихся.
После того как вся подготовительная работа будет продумана и обозначена, в конспект включается описание хода урока. Он излагается последовательно, в соответствии с намеченными структурными этапами.