Тема: Понятие информационных технологий (ИТ). Виды информационных технологий.

Технология при переводе с греческого (teche) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья и материала.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

 

 

Рисунок 1- Схема функционирования информационных технологий.

Наряду с термином информационная технологияприменяетсятерминавтоматизированная информационная технология.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) — сис­темно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе приме­нения развитого программного обеспечения, используемых средств вы­числительной техники и связи, а также способов, с помощью кото­рого информация предлагается клиентам.

Все возрастающий спрос в условиях рыночных отношений на информацию и информационные услуги привел к тому, что совре­менная технология обработки информации ориентирована на при­менение самого широкого спектра технических средств и прежде всего электронных вычислительных машин и средств коммуника­ций. На их основе создаются вычислительные системы и сети раз­личных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения тер­минальных устройств к рабочему месту специалиста или прини­мающего решения руководителя. Это явилось достижением много­летнего развития АИТ. Появление в конце 1950-х годов ЭВМ и стремительное совер­шенствование их эксплуатационных возможностей создало реаль­ные предпосылки для автоматизации управленческого труда, фор­мирования рынка информационных продуктов и услуг. Развитие АИТ шло параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ, насыщени­ем инфраструктуры новыми средствами коммуникаций. Эволюция АИТ представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Эволюция информационных технологий.

Год ЭВМ Решаемые задачи Тип АИТ
Конец 1950-х -начало 1960-хгг I, II поколения Использование ЭВМ для решения отдельных наиболее трудоемких за­дач по начислению заработной пла­ты, материальному учету и др.; ре­шение отдельных оптимизирован­ных задач. Частичная электрон­ная обработка данных
1960-е гг. - начало 1970-х гг. II, III поколения Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справоч­ных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях. ЭСОД - электронная система обработки данных
1970-е гг. III поколение Комплексная обработка информа­ции на всех этапах управленческого процесса деятельностью предпри­ятия, организации, переход к разра­ботке подсистем АСУ. Централизованная ав­томатизированная об­работка информации в условиях ВЦ.
1980-е гг. IV поколение Развитие АСУТП (АСУ технологическими процессами), САПР (систем автоматизированного проектирова­ния), АСУП (АСУ предприятиями), ОАСУ (отраслевых АСУ), общегосу­дарственных АСУ: плановых расче­тов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. Специализация техно­логических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновремен­ной универсализацией способов обработки информации на базе мощных суперЭВМ.
Конец 1980-х гг. - по настоя­щее время V поколение Комплексное решение экономических задач; объектно-ориентирован­ный подход в зависимости от сис­темных характеристик предметной области; широкий спектр приложе­ний; сетевая организация информа­ционных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники. Реализа­ция интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем под­держки принятия решений, инфор­мационно-советующих систем НИТ (новая инфор­мационная техноло­гия) - сочетание средств вычислитель­ной техники, средств связи и оргтехники

 

Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и, прежде всего, к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработ­кой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов АИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычисли­тельные процессы. К их числу относят также вычислительную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и спе­цифические виды услуг — информационное, техническое и кон­сультационное обслуживание, обучение и т.п. Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Новая информационная технология – информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

а) интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

б) интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

в) гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Различают следующие виды информационных технологий:

- Информационная технология обработки данных.

- Информационная технология управления.

- Автоматизация офиса.

- Информационная технология поддержки принятия решений.

- Информационная технология экспертных систем.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

Сбор данных . По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое её действие сопровождается соответствующими записями данных.

Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции:

1) классификация и группировка;

2) сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей;

3) вычисления, включающие арифметические и логические операции, эти операции, выполняемые на данными, дают возможность получать новые данные;

4) укрепление или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.

Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.

Рисунок 1 – Основные компоненты информационной технологии обработки данных.

Создание отчетов(документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.

Целью Информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнить с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

Основные компоненты информационной технологии управления показаны на рисунке 2 ниже. Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации.

База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

1) данных, накапливаемых на основе оценки ситуации;

2) нормативная документация.

Рисунок 2 – основные компоненты информационной технологии управления.

2) .

Информационная технология автоматизированного офиса – организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телекоммуникации, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д. Также широко используются некомпьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

 

 
 

 


 

Рисунок 3 – Информационная технология поддержки принятия

решения как интеграционный процесс.

Главной особенностью Информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера.

Выработка решения, что является основной целью этой технологии происходит в результате итерационного процесса (Рисунок 3), в котором участвуют:

1) система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

2) человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Также можно указать ряд отличительных характеристик информационной технологии поддержки принятия решений:

1) ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

2) сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

3) направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

4) высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия:

1) решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень её понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.

2) Отражается в способности экспертных систем пояснить свои рассуждения в процессе получения решения.

3) Связано с использованием нового компонента информационной технологии -знаний.