ДВИГАТЕЛЬ Д-18Т - ОПИСАНИЕ И РАБОТА
ОЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Трехвальный турбореактивный двухконтурный двигатель Д-18Т (рис. I, )
(рис. 2, ) (рис. 3) предназначен для установки на транспортный самолет.
Двигатель имеет большую степень двухконтурности (6на взлетном режиме) и выполнен по трехвальной схеме с осевым пятнадцатиступенчатым компрессором, промежуточным корпусом, кольцевой камерой сгорания, шестиступенчатой турбиной, реверсивным устройством в наружном (вентиляторном) контуре и раздельными нерегулируемыми выходными соплами наружного и внутреннего контуров.
Особенность трехвальной схемы состоит в разделении ротора компрессора на три самостоятельных ротора, каждый из которых приводится во вращение своей турбиной. При этом роторы имеют различные оптимальные для них частоты вращения и связаны между собой только газодинамической связью. Схема роторной части двигателя - шестиопорная, т.е. каждый из трех роторов установлен на двух подшипниках.
Выполнение двигателя по трехвальной схеме позволило:
- применить в компрессоре ступени, имеющие высокий коэффициент полезного действия;
- обеспечить необходимые запасы газодинамической устойчивости компрессора;
- использовать для запуска двигателя пусковое устройство малой мощности, так как при запуске стартер раскручивает только ротор высокого давления.
Большая степень двухконтурности двигателя и высокие параметры газодинамического цикла обеспечили его высокую экономичность.
Конструкция двигателя выполнена с учетом обеспечения принципа модульной (блочной) сборки.
Двигатель разделен на 17 основных модулей и 4 подмодуля (рис. 4), каждый из которых законченный конструктивно-технологический узел и может быть (кроме главного модуля) демонтирован и заменен на двигателе без разборки соседних модулей в условиях авиационно-технических баз.
Модульность конструкции двигателя обеспечивает возможность восстановления его исправности заменой деталей и узлов в условиях эксплуатации, а высокая контролепригодность
- возможность обслуживания по техническому состоянию.