Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) представляет собой межгосударственное соглашение США, Канады и Мексики о создании на территории этих стран зоны единого рынка. Соглашение, подписанное главами государств, вступило в силу 1 января 1994 г. По условиям договора, государства-участники обязались в течение десяти лет устранить таможенные и паспортные барьеры, установить правила для справедливой конкуренции и создать необходимые условия для беспрепятственного движения капиталов и услуг.

В правовом аспекте НАФТА стала развитием американо-канадского соглашения о свободной торговле, подписанного в 1988 г. Как политическое явление, это соглашение явилось реакцией США на процессы европейской интеграции, в частности на образование в 1992 г. Европейского союза. НАФТА ориентировалась на модель ЕС по части экономической интеграции, однако, в отличие от последнего, не стремилась к созданию каких-либо политических надгосударственных органов. Причиной того, вероятно, была гораздо более развитая, чем в ЕС, экономическая дифференциация стран – участниц НАФТА, ведь если США и Канада – это высокоразвитые страны, то Мексика относится к разряду развивающихся государств. Уступая ЕС по количеству участников, НАФТА несколько превосходит его по показателям ВВП и уступает по численности населения. Таким образом, НАФТА – это одно из крупнейших в мире экономических объединений.

К настоящему времени соглашение о создании НАФТА позволило его участникам активизировать торгово-экономическое сотрудничество, однако, каждому из них НАФТА дала как новые возможности, так и наложила ограничения.

США перенесли на территорию Мексики часть своего промышленного производства (в том числе экологически вредного), а также начали импортировать из этой страны многие товары по более низким ценам, чем если бы они были произведены на территории США. С другой стороны, по мере перетекания промышленных мощностей из США в Мексику росла напряженность на рынке труда в США, усиливалась проблема дефляции. Мексика получила более широкий доступ на рынок США и других развитых стран, увеличились объемы иностранных инвестиций и кредитования мексиканской экономики. Вместе с тем экономические дивиденды имели для Мексики в основном односторонний характер – обогатилась элита, в то время как народ был обделен. Канада вписалась в НАФТА, вероятно, наиболее гармонично. Экономически она избежала массовой деиндустриализации при значительном расширении объемов своего промышленного экспорта. Политическая роль канадского правительства в НАФТА заключалась в выполнении посреднических функций в отношениях США со странами Латинской Америки.

7.1.8. Рынок «Южного конуса» (МЕРКОСУР)

Торгово-экономический союз МЕРКОСУР включает в себя Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Ассоциированными членами являются – Боливия (1996) и Чили (2000). Все эти государства расположены южнее 18° южной широты. Предпосылками к созданию этого объединения было желание ряда государств Южной Америки, во-первых, повысить уровень конкурентоспособности своих экономик, а во-вторых, ослабить степень зависимости от США.

Договор об образовании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР был подписан в г. Асунсьоне (Парагвай) в 1991 г. лидерами четырех государств-участников. В 1994 г. было подписано дополнительное соглашение о создании зоны свободной торговли, а с 1995 г. на внешних границах МЕРКОСУР стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из «третьих стран». Со временем экономическая роль МЕРКОСУР вышла за рамки поддержания единых торговых и таможенных правил и проявилась прежде всего в стимулировании темпов развития и смягчении остроты кризисов экономик членов блока.

Главным политическим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, который собирается на уровне глав государств и правительств. Основным исполнительным органом является Группа общего рынка в составе административного секретариата со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай) и 10 комиссий по вопросам торговли, таможенного регулирования, валютно-финансовой политики и пр.

Важнейшими для стран МЕРКОСУР являются их отношения с США и НАФТА. В 1994 г. с целью «ускорения экономического развития государств Северной и Южной Америки» США выступили с проектом создания «Free Trade Area of Americas» (ФТАА) – «Зоны свободной торговли обеих Америк». По сути, программой ФТАА США пытались взять под контроль интеграционные процессы в Южной Америке. Американский проект, предусматривавший постепенное растворение МЕРКОСУР в НАФТА, был воспринят в Латинской Америке отрицательно. Бразильская же модель сотрудничества МЕРКОСУР в НАФТА получила большую поддержку в связи с предусмотренным в ней независимым характером отношений МЕРКОСУР и НАФТА.

В начале XXI в. тенденция к независимой от США модели интеграции стран Латинской Америки получила новый импульс в связи с образованием в декабре 2004 года ЮНАСУР – региональной организации в составе стран МЕРКОСУР и Андской группы (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Участники данного союза поставили перед собой цель в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли. С целью укрепления своих позиций в отношениях с США страны Латинской Америки уделяют большое внимание развитию отношений с Европейским союзом, Россией и странами АТР.

 

Образована в 1967 г. Члены 10 государств – Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999). Изначально АСЕАН ставила перед собой военно-политическую цель обеспечения безопасности в АТР в период холодной войны. С середины 1990-х гг. АСЕАН превратился в площадку для т. н. «Асеановского регионального форума» (АРФ) по вопросам стабильности и мира в регионе. Кроме того, регулярный характер приобрели такие мероприятия под эгидой АСЕАН, как конференция министров иностранных дел АСЕАН и постминистерские встречи по диалогу с внерегиональными партнерами (США, Канада, Япония, Южная Корея, Китай, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Индия, ЕС).

Высшим политическим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Исполнительным органом являются ежегодные совещания министров иностранных дел. Повседневное руководство АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны – устроительницы очередного совещания министров иностранных дел.