Базы и банки данных

Назначение и виды информационного обеспечения

Информационное обеспечение АИС

Под информационным обеспечением (ИО) понимают совокупность сведений, необходимых для функционирования АИС, представленных в заданной форме. ИО АИС предназначено для орга­низации, использования, хранения и поддержания в актуальном и коррект­ном состоянии всех сведений (данных), необходимых для процесса про­ектирования или управления. Функции ИО реализует информационная система АИС.

Компонентами ИО являются документы, содержащие описания типовых проектных решений, типовых элементов, комплектующих изделий, материалов, нормы для управления инвестициями, нормы для управления строительством или недвижимостью, законодательная база и другие данные, а также файлы на машинных носителях с записью указанных документов, обеспечи­вающие функционирование соответствующих подсистем АИС. Совокупность компонентов ИО образует информационную базу АИС.

Информационную базу АИС по форме представления данных можно подразделить на две составля­ющие: внемашинную и внутримашинную.

По назначению данные ИО подразделяются на входные и выходные.

Входные данные в свою очередь подразделяются на исходные и норма­тивные.

Выходными являются данные, получаемые в результате функционирова­ния АИС.

По содержанию данные можно разделить на следующие группы: норма­тивные, справочные, методические, модели, типовые решения, программы, условия и требования, результирующие.

 

Под банком данных понимается организационно-техническая система, состоящая из совокупности баз данных пользователей, программных средств формирования и ведения этих баз и коллектива специалистов, обеспечивающих функционирование системы. Функциями банков данных являются обеспечение хранения, обновления и выдачи необходимых данных пользователям. Составными частями банка данных являются база данных, система управления базой данных (СУБД), администратор базы данных, прикладное программное обеспечение.

База данных (БД) включает определенным образом организованные данные информационного фонда, хранится на машинных носителях в записи и используется непосредственно в процессе автоматизированного решения задачи.

Компоненты БД можно классифицировать по организации и по носите­лям записи.

По организации компонентов выделяют файлы (или наборы данных), библиотеки и интегрированные базы данных.

Файл – это совокупность данных, определенным образом оформленных для хранения и обработки ЭВМ.

Библиотека – представляет собой каталогизированную совокупность информационных компонентов (данных, программ, решений и т.д.).

Интегрированная БД – представляет собой совокупность взаимосвя­занных информационных компонентов (файлов, наборов данных и их состав­ных частей) и описания структуры и взаимосвязи данных.

Компоненты БД хранят на носителях записи. Основными носителями записи являются магнитные диски (МД) и ленты (МЛ), лазерные компакт-диски, DVD-диски и др.

Данные предметной области можно разделить на два вида: объекты и связи между объектами. Структура данных – это способ установления связей между данными. Вид структуры данных определяется двумя соображениями: данные нужно хранить в памяти ЭВМ и представлять пользователю в удобной для ин­терпретации и понимания форме.

Структуру базы данных можно представить в виде модели. Существуют следующие модели данных:

· Сетевая модель данных, в которой отношения между данными представляются в виде некоторой сети (рис 5.1);

· Иерархическая модель данных, представляется в виде совокупности деревьев (рис 5.2);

· Реляционная модель данных, которую можно представить в виде однородных таблиц (табл 5.1).

 

 

Рис. 5.1. Сетевая модель базы данных

 

 

Рис. 5.2. Иерархическая модель базы данных

 

 

Таблица 5.1

Реляционная модель базы данных

 

Марка насоса Подача Полный напор Частота вращения Мощность электро-двигателя
К8/18 1,5
К20/30
К45/30 7,5
К45/55

 

Создание и управление базами данных осуществляется при помощи систем управления базами данных (СУБД). Система управления данными имеет набор средств, которые обеспечивают определенные способы доступа к данным. Наиболее общими операциями, которые выполняются средствами СУБД, являются операции поиска, исправления, добавления и удаления данных

Существуют универсальные СУБД, используемые для различных приложений. К ним относятся dBase, FoxPro, Pa­radox, Clarion, MS Access.