Механизм охраны природной среды

Государство предусматривает ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомитет по чрезвычайным ситуациям, Россанэпидемнадзор),

Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценку) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вод, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, лечебно-оздоровительных ресурсов, водный, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, российская региональные) Красная книга - совокупность сведений о состоянии и распространении редких исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны.

Система государственных органов использования и охраны природных компонентов в настоящее время весьма разнообразна, многопрофильна и динамична в своем развитии.

Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.

Нормирование качества - это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ - это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

Показатели нормативов качества - это общие требования ко всем видам нормативов, установленные в целях научно-обоснованного сочетания (баланса) экономических и экологических интересов общества. Они установлены в следующей последовательности:
а) медицинский критерий - «пороговый» уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду, за пределами которого наступают необратимые изменения - мутация. Этот критерий, установленный медициной, определяет требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека и критерии безопасности среды обитания человека;
б) технологический - способность экономики обеспечить выполнение пределов воздействия на человека и среду его обитания;
в) научно-технический - способность научно-технических средств контролировать ПДВ по всем параметрам.

Законодательство устанавливает следующие нормативы качества:
а) санитарно-гигиенические - предельно допустимые объемы концентрации (ПДК) вредных химических, физических, биологических веществ и воздействий, радиации естественного фона и приборов любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах питания, о чем нам ранее просто не сообщали. К ПДК относят также нормативы санитарных, защитных и запретных зон;
б) производственно-технические - предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов (ПДВ) шума, тепла, вибрации, промышленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воздействий в народном хозяйстве и быту. Сюда же относят строительные, промышленные нормы и правила, включая градостроительные (СНИПы, ПНИПы и т.п., технико-экономические нормативы, определяемые отраслевыми органами охраны природы);
в) комплексные - наименее разработанные и наиболее важные нормативы, которые как бы суммируют все виды нормативов качества, поскольку определяют уровень предельно допустимой нагрузки на всю природную среду (ПДН). С другой стороны, они определяют уровень предельно допустимой нагрузки (влияния) на организм человека всех факторов среды его обитания как искусственного, так и естественного происхождения.

Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендацийуправомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.

Государственный экологический мониторинг - это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах.

Государственный экологический мониторинг - это процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды. КромеРоскомгидромета его осуществляют Россанэпидемнадзор, Комитет РФ по земельной реформе и землеустройству и другие органы.

Экологическая экспертиза по реальной значимости не менее важная часть системы экологического контроля, это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Предварительно проверяя документацию, проекты, программы, материалы, изделия, сырье и т.д., экологическая экспертиза выступает организационно-правовой формой предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов. Ее значимость повышает обязательность участия (или самостоятельной экспертизы) в государственной экспертизе представителей общественности от национального движения «зеленых» до представителей «Гринпис». Обычно формами ее выступают эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертиза. По своему характеру к ней примыкает такая мера предварительной оценки как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.

Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: лицензии на природопользование - разрешение с указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, лимиты - экологические ограничения (предельные нормы) по территориям с указанием объема предельного использования (изъятия) природных ресурсов, а также выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов, экологические фонды для восстановления (в пределах реальной возможности) потерь окружающей природной среды, компенсации причиненного вреда и других неотложных природоохранительных задач.

Вред окружающей природной среде
Формы ответственности за совершение экологических правонарушений

Существуют следующие способы причинения вреда окружающей человека среде:

повреждение - частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса;
истощение - уменьшение полезных природных свойств (потеря потенциала, его функций);
уничтожение - полное качественное и количественное приведение в негодность;
загрязнение - любое изменение физико-химического состав любым способом и в любой степени сверх установленной нормы.

Статьи 4, 86 Закона об охране окружающей природной среды применяет термин «порча», который по смыслу грамматического толкования следует понимать как способ причинения вреда. В то же врем; «порча» - это любое неблагоприятное воздействие, ведущее к изменению количественных и качественных характеристик природных объектов (ресурсов). В этом смысле - это родовое понятие (загрязнение в широком смысле слова). Тогда все виды «порчи» - это стадии «разрушения» - процесса приведения в негодность конкретного природного объекта, ресурса, комплекса (процесс порчи).

Вред может быть правомерным, т.е. допускаемым государством пределах установленных норм как результат «нормальной» хозяйственной деятельности, так и неправомерным как результат нарушения природоохранительного законодательства. Оба вида вреда это следствие невозможности полностью согласовать экономические потребности и экологические интересы.

Следует различать две взаимосвязанные формы вреда - ущерб, т.е. реальные или предполагаемые потери количества или качества природной среды (так называемый «экологический ущерб») и убытки, т.е. экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь («экономические убытки»).

Экологический ущерб - это отрицательное изменение полезности окружающей природной среды, которое определяется нормами экологического права. Экономические убыткиопределяются еще и нормами других отраслей права (гражданским, трудовым и т.д.). В целом экологический ущерб и экономические убытки - это вред природной среде, неминуемые затраты человеческого общества на современном этапе его развития.

В экологическом праве существуют различные виды ответственности:
эколого-правовая, наступающая за причинение неправомерного экологического вреда;
эколого-экономическая, наступающая за причинение вреда в результате правомерной, разрешенной государством деятельности, связанная с выплатой определенной компенсации, направляемой на восстановление объектов природы.

Эколого-правовая ответственность обеспечивает реализацию охранительной (превентивной) функции - угрозы применения мер государственного (общественного) воздействия, компенсационной - восстановление потерь в природе, стимулирующей - наличие экономических и экологических стимулов рационально сберегательного природопользования. Эколого-правовая ответственность наступает за антропогенный вред (вред окружающей природной среде, включая человечество в целом), за физиологический - вред здоровью человека, за генетический - вред будущим поколениям человечества.

Основанием эколого-правовой ответственности является эколого-правовое (экологическое) правонарушение - взятые во взаимосвязи: вина (в любой форме, противоправность деяния (как действие, так и бездействие), вред (угроза вреда, всегда носящая форму экологического характера) окружающей природной среде (первичный вред) и через нее - здоровью человека (производный вред) и его имуществу (ущемление имущественных интересов законного пользователя, арендатора, собственника).

Субъектами ответственности являются физические и юридические лица независимо от форм собственности и форм хозяйствования.
Главное в составе экологического правонарушения - это причинение экологического вреда, от характера и объема которого зависит наступление юридической ответственности.

Уголовно-правовая ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть - экологическую безопасность населения.

Объектом экологического преступления являются природные объекты, находящиеся в экологической связи с ней (дикие, а не домашние животные). В новом УК предусмотрена специальная глава 26 «Экологические преступления».

Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания - штраф, а наиболее типичная мера - изъятие орудий и средств совершения правонарушения вплоть до конфискации средств передвижения. Размеры штрафа исходят из минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения в кратном исчислении, если иное не указано в законе. Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда.

Наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность, применяемая к субъектам за причинение вреда природной среде, здоровью человека, имуществу граждан и хозяйствующих субъектов в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Гражданско-правовая экологическая ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба в объеме, включая реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход. Важно усвоить, что возмещение вреда - это восстановление потерь в природной среде (компенсация) независимо от источника их появления. Хозяйственная деятельность человека на данном этапе его развития - неизбежный спутник потерь природной среды.

Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.

Закон об охране окружающей природной среды в ст. 81, 83 устанавливает материальную ответственность должностных лиц, виновных в причинении вреда экологическим правонарушением по своей вине на основе трудового законодательства.