Поведенческая школа. Хоторнские эксперименты.

Основные этапы развития теории и практики менеджмента. Классическая теория управления. Принципы научного управления Ф.У. Тейлора.

1.

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 2.

Рис.1. Принципы системного подхода в управлении

ПЛАН:

1. Основные этапы развития теории и практики менеджмента. Классическая теория управления. Принципы научного управления Ф.У. Тейлора.

2. Поведенческая школа. Хоторнские эксперименты.

3. Школа управленческой науки или количественный подход.

4. Специфика ситуационного менеджмент. Системный подход.

 

Первой школой менеджмента была классическая научная школа сформировавшаяся в период с 90-х годов 19 в. По 20-е гг. 20 в. Главными представителями данной школы были Фредерик Тейлор, Фрэнк Гильберт, Анри Файоль и Макс Вебер.

Ф. Гильберт – автор производственного менеджмента на основе рациональной организации труда.

А. Файоль– автор функционального подхода в управлении организациями.

М. Вебер- разработчик концепции рациональной управленческой бюрократии (бюро – стол, крат – сила, власть).

В основе классической теории управления лежали взгляды Ф. Тейлора – промышленного инженера. Он считал, что решение производственной задачи требует рационализации рабочих операций. Менеджеры должны думать, а рабочие – работать, считал Тейлор.

Основные принципы научного управления Ф. Тейлора состоят в следующем:

· разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

· абсолютное следование разработанным стандартам;

· подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;

· оплата по результатам труда (меньше результаты – меньше оплата, больше результаты – больше оплата);

· использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

· поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

2.

Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека стало отличительной чертой школой поведенческих наук,сформировавшейся в 40-50-е годы 20 века.Наиболее яркими её представителями являются Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дуглас Мак-Грегор, Эдгар Шеин, Виктор Врум.

Главным в этой школе менеджмента является ориентация ее представителей на исследование вопросов психологии людей и изменение их поведения в зависимости от воздействия различных стимулов.

Хоторнские эксперименты проводились американскими исследователями в «Вестерн Электрик Компании» на протяжении нескольких лет в 20-30-е гг. и показали, что на производительность труда группы рабочих практически не влияют многие факторы, относящиеся к условиям труда. Но огромное значение на нее оказывают социальные условия, в которых они работают – отношения между рабочими и между ними и управляющими.

Именно поэтому классик менеджмента Элтон Мэйо утверждал, что люди будут работать продуктивно, если менеджерам удастся создать стимулирующие их взаимоотношения.

 

3.