Почему глобальное потепление иногда приводит к похолоданию

VII. Ход занятия

VI. План занятия

V. Организация пространства

IV. Оборудование (для ведущего и детей)

Глобальное изменение климата

Лабораторная работа №4

Вариант 1308 Вариант 1305 Вариант 1322 Вариант 1303

Какое животное водится и в Африке, и в Австралии

Укажите растительность характерную для Австралии

А) секвойя, лиственница, папоротник

B) пальма, акация, пихта

C) эвкалипт, травяное и бутылочное дерево

D) секвойя, пальма, эвкалипт

А) ехидна

B) утконос

C) коала

D) крокодил

 

1052 человек
нет
АВБ
Владивосток
690-710м
Юг
нет
нет
ВБА
ВАБ
Аргентина
-4287 человек
нет
АВБ
Калкутта
490-510м
Юг
нет
нет
БВА
БВА
Монголия
241755 человек
нет
БАВ
Париж
840-860м
Восток
нет
нет
БАВ
АБВ
Бразилия
649 человек
нет
ВБА
Сантьяго
390-410м
Запад
нет
нет
БАВ
АБВ
Краснодарский край

 

Цель: рассмотреть климатические изменения в относительно недавнем прошлом нашей планеты и современном геологическом периоде, сравнить и проанализировать динамику климатических циклов антропогена и современности.

Задание 1

1) используя данные Таблицы №1 изобразить в тетради временной отрезок – Кайнозойскую эру (3 мм = 1 млн. лет). Расположите в соответствие с временными рамками периоды и эпохи кайнозоя на построенном отрезке.

Таблица №1.

Эра Период Эпоха Начало (лет назад) Основные события (на примере фауны крупных млекопитающих)
кайнозой Антропогеновый Голоцен 11 400  
Неоплейстоцен 1,2 млн.  
Эоплейстоцен 1,8 млн.  
Неогеновый Плиоцен 5,33 млн.  
Миоцен 23,0 млн.  
Палеогеновый Олигоцен 37,2 млн.  
Эоцен 55,8 млн.  
Палеоцен 66,5 млн.  

 

2) изобразите отдельно временной отрезок – часть Антропогенового периода: Неоплейстоцен-голоценовую эпохи (20 см = 1 млн. лет). Отметьте на нем временной рубеж между эпохами. Отметьте временные рамки ледниковых и межледниковых эпох, пользуясь данными Таблицы №2. Постройте температурные изолинии соответствующие неоплейстоценовой эпохе.

 

Название ледниковых и межледниковых периодов (Западноевропейская классификация) Временные рамки (млн. лет назад) Среднегодовая сумма температур (t°С) Временная точка (млн. лет назад)
Вюрм 0,01-0,07 0,01
-4 0,015
-10 0,025
-6 0,05
-4 0,07
Рисс – Вюрм 0,07-0,12 -2 0,08
0,09
0,1
0,12
Рисс 0,12-0,2 -2 0,14
-7 0,15
-11 0,17
-8 0,18
-5 0,2
Миндель - Рисс 0,2-0,4 -1 0,23
0,27
0,3
0,35
0,4
Миндель 0,4-0,5 -1 0,41
-4 0,42
-8 0,43
-14 0,44
-10 0,46
-6 0,48
-2 0,5
Гюнц - Миндель 0,5-0,6 0,52
0,53
0,55
0,58
0,6
Гюнц 0,6-0,9 -2 0,62
-6 0,65
-9 0,7
-12 0,75
-8 0,79
-4 0,83
-2 0,86
0,9
Верхний Виллофранк 0,9-1,2 0,92
0,94
0,96
0,98
1,0
1,1
1,12
1,15
1,2

 

Для ведущего: проектор, экран, скотч.

Для детей: цветные карандаши.

Обычная

Этапы Содержание Время всего 35 минут
1. Организация пространства классного помещения 30сек – 1мин
2. Организация детей на занятие, приветствие 30сек – 1мин
3. Сообщение темы занятия 1мин – 2мин
4. Интеллектуальная разминка 8мин
5. Открытие новых знаний 10мин
6. Творческая работа детей 15 мин
7. Подведение итогов, заключение 1мин
8. Организованный конец занятия 30сек – 1мин
Слова ведущего Ход занятия Действия и реплики детей
1. 2.   Ведущий:   3.   Организация пространства классного помещения. (На доске весит ватман и другие изображения) Организация детей на занятие, приветствие. - Проходите, пожалуйста, садитесь на свои места.   Приветствие и сообщение темы занятия. - Ребята, как называется наша планета? - А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему? - Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН. И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями, а также поговорим о самой страшной проблеме – загрязнение океана. Тема нашего занятия: Жизнь на планете ОКЕАН (запись на доске, на слайде) Дети проходят на места.     - планета Земля. - воды на земле больше, чем суши.
4.   Ведущий: Интеллектуальная разминка. А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, и отвечайте по поднятой руке. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов, а также краткая информация о них). 1.По волнам гуляет зонтик, Если встретите – не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется как крапива. (Медуза) 2. Без воздуха живет она И, как могила, холодна. Не пьет, хотя в воде сидит, В броне, хотя и не звенит. (Рыба) 3.Он плавает на дне глубоком, А иногда — у берегов. Он своим могучим током Разгоняет тьму врагов. (Скат) 4. Ракообразная малышка Меняет цвет. Уж это слишком! Морских глубин цветная детка - Та симпатичная (Креветка) 5. Передние – ласты, а задние - лапы! Есть панцирь овальный. Подобие шляпы! Другого жилья, кроме моря, не зная, Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Морская черепаха) 6.По сути, зверь – а с виду рыба, Огромен, я его боюсь. А догадаться вы смогли бы, Кто пищу цедит через ус? (Кит) 7. Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он – «морской бандит». Мускулисты его скулы, Остерегайтесь встреч с… (Акулой) 8. Подставляя людям спины В море нас спасут… (Дельфины) 9. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - … (Осьминог) 10. Как возле дома абрикос, Он потихоньку в море рос. С него однажды водолаз Сорвал лишь веточку для нас. Она теперь вот много лет Все украшает наш буфет. (Коралл). 11.Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг … (Морской конёк)   Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных.
5.   Ведущий:   Открытие новых знаний.   -Океан похож на многоэтажный дом. Попробуйте назвать этажи этого удивительного дома со множеством жителей. - Молодцы дети. (на доску вешается ватман с видом океана, а с левой стороны на отдельных листочках название этих этажей.) - Я думаю, что вы, прослушав материал про животных и увидев их изображение, уже примерно можете определить, кто житель какого этажа. - А теперь затронем очень страшную и важную тему: Загрязнение океана. (Смотрим на пособие: на ватмане с изображением океана наклеен мусор). -Вы видите, что в нашем океане лежит целая куча мусора, что заводы расположенные рядом с морями и океанами сливают в него отходы. А есть корабли, которые перевозят нефть и другие химические вещества, они иногда ломаются и все вещества попадают в воду, от этого умирает очень много морских обитателей. И вы видите рядом на доске нарисованное мусорное ведро. - А сейчас по очереди каждый подойдет к доске, сорвет один из предметов загрязняющий океан и приклеит его в мусорное ведро. -Молодцы дети, с Вашей помощью мы очистили океан.     -дно; -коралловый риф; -глубина; -толща; -поверхность.   -да.   Дети выходят к доске отрывают предмет мусора, проговаривают, чем он загрязняет океан и приклеивает его в мусорное ведро.
6. Ведущий:   Творческая работа детей. - А сейчас ребята я предлагаю Вам следующее задание. Я выдам вам белые фигурки животных на бумаге, у меня есть и кораллы, и млекопитающие, и рыбы. Вы выберите себе или одну большую фигурку или две маленьких. (помощники проходят по рядам, предлагая детям фигурки) - Ребята, поднимите вверх выбранные вами фигурки. -Здорово, сейчас Вы будете их раскрашивать цветными карандашами, рисовать им глазки, жабры, чешую. А после мы приклеим ваших животных на этот лист с видом океана, и морские обитатели будут плавать. (помощники, проходя по рядам, помогают детям, следят за шумом в классе.)     Поднимают выбранные фигурки.     Дети начинают раскрашивать.
7.     Ведущий:   Подведение итогов. (приклеиваем морских обитателей на ватман, распределяем по этажам кто, где живет.) - Ребята Вы сегодня очень здорово поработали, дали жизнь новым существам. Теперь животные в своем доме под названием Океан. - Итак, что Вы узнали сегодня? - А чем Вы сегодня занимались?     -Узнали морских обитателей; -узнали, что синий кит самое крупное животное; -что в океане есть свои этажи и каждое животное живет на своем этаже. -Мы смотрели презентацию; - очищали океан от мусора. - раскрашивали морских обитателей.  
  8. Ведущий: Организованный конец занятия. -Уберите за собой рабочее место. Соберите свои вещи. Спасибо вам за вашу творческую работу. До свиданья!       Собирают вещи и уходят.  

 

 

Глобальное потепление вовсе не означает потепление везде и в любое время. В частности, в какой-либо местности может увеличиться средняя температура лета и уменьшиться средняя температура зимы, то есть климат станет более континентальным. Глобальное потепление можно выявить, только усреднив температуру по всем географическим локациям и всем сезонам.

Согласно одной из гипотез, глобальное потепление приведёт к остановке или серьёзному ослаблению Гольфстрима. Это вызовет существенное падение средней температуры в Европе (при этом температура в других регионах повысится, но не обязательно во всех), так как Гольфстрим прогревает континент за счёт переноса тёплой воды из тропиков.

Согласно гипотезе климатологов существует колебательный процесс, в котором оледенение (ледниковый период) порождается потеплением климата, а дегляциация (выход из ледникового периода) — похолоданием. Это связанно с тем, что в Кайнозое, являющемся криоэрой, при оттаивании ледяных полярных шапок увеличивается количество осадков в высоких широтах, что зимой приводит к локальному повышению альбедо. В дальнейшем происходит снижение температуры глубинных районов континентов северного полушария с последующим образованием ледников. При замерзании ледяных полярных шапок ледники в глубинных районах континентов северного полушария, не получая достаточно подпитки в виде осадков, начинают оттаивать.