Виды боевых графических документов и требования, предъявляемые к ним.

IV.

III.

II.

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РОССИИ

 

 

 

Нормативно-правовая база энергосбережения

 

Нормативная база энергосбережения включает в себя нормативно-правовую и нормативно-техни­ческую документацию. К настоящему моменту, в целом нормативная база энер­госбережения насчитывает более 50 документов.

 

К нормативно-правовым документам относятся зако­ны, указы Президента и постановления Правитель­ства Российской Федерации в области энергосбережения.

Реформа всей энергетики и энергетики агропромышленного комплекса может основываться только на прочной нормативно-правовой базе, формирование которой должно иметь опережающий характер и осуществляться при непосредственном участии и контроле государства.

Основным документом на сегодняшний день является Федеральный закон №28-Ф3 «Об энергосбережении» от 3.04.1996. Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения. Кроме того, этим законом определены основные принципы энергосберегающей политики государства, установлены требования к стандартизации, сертификации и метрологии в области энергосбережения, определены основы государственного управления энергосбережением (включая осуществление государственного надзора за эффективностью энергопотребления, проведение энергетических обследований организаций и учет энергетических ресурсов), определены основные финансовые и экономические механизмы и льготы.

В закон «Об энергосбережении» включены 19 статей, в которых отраже­ны:

- области применения настоящего закона;

- ос­новные принципы энергосберегающей политики государства, стандартизации, сертификации, мет­рологии;

- основные принципы управления в облас­ти энергосбережения, разработки энергосберегаю­щей политики государства и осуществления госу­дарственного надзора за эффективным использо­ванием энергетических ресурсов, проведения энергетических обследований, учета энергетиче­ских ресурсов;

- методы государственного статисти­ческого наблюдения за потреблением энергетиче­ских ресурсов и их эффективным использованием;

- источники финансирования программ в области энергосбережения;

- льготы потребителям и произ­водителям энергетических ресурсов;

- сферы меж­дународного сотрудничества в области энергосбе­режения;

- вопросы образования и подготовки кад­ров; необходимость информационного обеспече­ния энергосбережения и др.

В статье 14 «Льготы потребителям и произво­дителям энергетических ресурсов» сказано, что производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согла­сованных с энергоснабжающей организацией и ре­гиональной энергетической комиссией.

Энергоснабжающие организации обязаны обес­печить прием энергии от указанных производите­лей в свои сети по оценкам, формируемым в поряд­ке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями.

Для энергетических установок, которые ис­пользуют возобновляемые источники и сооруже­ние которых осуществляется в соответствии с про­граммами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить оку­паемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с региональ­ной энергетической комиссией.

Региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепло­вую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электриче­ской и тепловой энергии на энергосбережение. По­рядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финанси­рования энергосберегающих проектов определяют­ся органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

Помимо закона «Об энергосбережении», в качестве примера нормативно-правовой документации можно привести, например:

а) Федеральный закон № 41-ФЗ от 17.08.1995 г. «О государственном регулировании тари­фов на электрическую и тепловую энергию в РФ»;

б) Указы Президента РФ (№ 889 от 25.07.1998 г. «О мерах по снижению тари­фов на электрическую энергию», № 889 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской эко­номики» и др.);

в) Постановления Правительства РФ (например, «О повышении эффектив­ности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» от 28.07.1997 г.; «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», которая утверждена рас­поряжением Правительства РФ № 1234-р, от 28.08.2003 г. и др.).

Нормативно- техническая база энергосбережения

 

К нормативно-технической документации в области энергосбережения следует отнести:

а) нормативные документы по энергосбережению на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);

 

Пример

ГОСТ Р 51379-99. Энергосбережение. Энер­гетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. М: Издательство стандартов, 2000.

 

б) технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной госу­дарственной власти;

 

Примеры:

СНИП 2.04.05-91.Отопление, вентиляция и кондиционирование. М.: Стройиздат, 1998.

СП 23-101-2000.Проектирование тепловой защиты зданий. М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2001.

 

в) методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обосно­ванию экономической эффективности энергосберегающих проектов (РД)

 

Пример:

Руководство по разработке энергетического паспорта потребителя энергоресурсов производст­венного назначения. Сб. 3. М: Московское агентство по энергосбережению, 1997.

 

г) методические документы, в которых изложены полностью или со ссыл­ками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алго­ритмы, модели энергосбережения путем повышения эффективности исполь­зования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных энергетических ресурсов, возобновляемой энергии и альтернативного топ­лива;

д) методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, перера­ботки, транспортировки, хранения и потребления.

 

На федеральном уровне упорядочение деятельности в области норма­тивно-технического обеспечения энергосбережения на всех стадиях энерго­обеспечения осуществляют органы исполнительной власти, ответственные за реализацию энергосберегающей политики и разработку государственных стандартов, других нормативных и методических документов в соответ­ствии с Законом РФ «Об энергосбережении».

На региональном (для субъектов РФ) уровне деятельность в области нор­мативно-технического обеспечения энергосбережения осуществляют:

- орган исполнительной власти субъекта РФ;

- региональные энергетические комиссии (РЭК);

- территориальные органы Ростехнадзора и Госстандарта России;

- научно-технические центры и агентства по энергосбережению.

 

Существует несколько уровней нормативно-технической документации:

1) международный (ИСО, МЭК и др.);

2) межгосударственный (например, стандарт СНГ);

3) национальный (например, ГОСТ Р);

4) отрас­левой (например, ОСТ);

5) территориальный (например, МГСН);

6) местный.

Стратегия развития отечественной энергетики

В стратегии развития энергетики России, разработанной по указанию Правительства на период до 2020 г. рассмотрен широ­кий комплекс технологических, экономических и правовых про­блем. Материал содержит:

- прогнозы потребности России и ее регионов в электрической и тепловой энергии и цен на топливо;

- основные направления развития генерирующих мощностей и электрических сетей;

- оценки динамики роста стоимости произ­водства электроэнергии и инвестиционных потребностей отрас­ли;

- предложения по совершенствованию принципов хозяйствен­ного и технологического управления энергетикой России.

Стратегия включает методическую базу по обоснованию оп­тимальных вариантов развития энергетики страны в новых усло­виях хозяйствования. Выводы и рекомендации работы основы­ваются на результатах широкого комплекса проведенных обос­новывающих исследований.

Представлены три основных варианта роста уровня электро-и теплопотребления: высокий, низкий и средний.

Энергетическая политика Российской Федера­ции, основанная на Энергетической стратегии России до 2020 г., базируется на следующих приоритетах:

1) Устойчивое обеспечении населения и экономики страны энергоносителями;

2) Повышение эффективности использования ТЭР и созда­ние необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития;

3) Поддержание надежной сырьевой базы и обеспечение ус­тойчивого развития ТЭК в условиях формирования рыноч­ных отношений;

4) Уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружаю­щую среду;

5) Поддержание экспортного потенциала ТЭК для решения макроэкономических и геополитических задач России;

6) Обеспечение энергетической безопасности России и ее ре­гионов за счет использования межрегиональных энергетических связей, как связующего фактора единого государства.

Задачи государственной политики в области энергосбережения постоянно расширяются, в результате чего в настоящее время подготовлен новый проект «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030)». Согласно данному документу энерго­сбережение следует рассматривать в двух аспектах:

1) Cтруктурная перестройка российской эконо­мики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей, наукоемких производств.

К данным отраслям и производствам относятся производство медицинского оборудования, средств автоматизации, информационных технологий, авиационной и космической техники) и сферы услуг.

2) Реализация потенциала организацион­ного и технологического энергосбережения. Получение эффекта от данного направления возможно за счет внедрения передовых тех­нологий, технического перевооружения существующих производств, внедре­ния энергосберегающих мероприятий, позволяющих существенно снизить затраты энергии на выпуск единицы продукции.

Согласно проекту ЭС-2030 перестройка структуры экономики и техноло­гические меры экономии энергии уменьшат энергоемкость внутреннего валового продукта в 2,1—2,3 раза к 2030 г. по отношению к уровню 2005 года. При этом прогнозируемый рост ВВП может быть получен за счет:

а) за счет структурной перестройки экономики без увеличения затрат энергии (увеличение ВВП на 50%);

б) технологического энергосбережения (увеличение ВВП на 20 %);

в) повышение расхода энергии (увеличение ВВП на 30%).

Экономия энергии неразрывна со сбережением ресурсов. На добычу руды и выплавку металла, на производство бумаги, ткани, пищевых продук­тов требуется значительное количество топлива, тепловой и электрической энергии. Важнейшим ресурсом, который необходимо экономить, является пресная вода, потребляемая в огромных количествах. В стоимость пресной воды входит значительная энергетическая составляющая (затраты энергии на перекачивание, очистку и др.). Экономия ресурсов во всех отраслях хозяйственной деятельности влечет за собой существенную экономию пер­вичного топлива.

Среди экономических мер, стимулирующих рациональное использование энергии, следует выделить:

1) обоснованное регулирование внутренних цен на энергоносители;

2) создание дополнительных хозяйственных стимулов энерго­сбережения, превращающих его в эффективную сферу бизнеса.

В число социальных мер стимулирующих рациональное использование энергии можно отнести такие меры, как:

1) Широкая популяризация государством эффективного использования энергии среди населения;

2) Массо­вое обучение персонала;

3) Пропаганда идей энергосбережения в средствах массовой информации.

 

Боевые документы по виду носимой информации могут быть текстовыми, графическими и табличными.

Боевыми графическими документами называют чертежи местности с нанесенными на них тактическими данными.

2. По предназначению они подразделяются на:

документы по управлению