Лекция 3 Информатизация общества

 

Представление об информационном обществе.

На протяжении всей истории развития человеческой цивили­зации основным предметом труда являлись объекты материаль­ной сферы, а могущество государства определялось в первую очередь его золотым запасом, богатством природных ресурсов, размерами территории и выгодным месторасположением, числен­ностью населения и т.п. В этих условиях основная часть трудо­способного населения была занята в сфере материального произ­водства и обслуживания, а основные научно-производственные усилия общества направлялись на совершенствование машин, механизмов, инструментов и технологий, облегчающих работу с материальными объектами.

Справка: Рост объема накапливаемых человечеством знаний характе­ризовался увеличением темпов прироста объемов используемой информации. Так, если в XVIII в. эти объемы удваивались каж­дые 50 лет, то к 1950 г. - каждые 10 лет, а к 1970 г. - каждые 5 лет, сейчас такое удвоение происходит примерно каждые 2 года.

Рост объемов информации, перерабатываемой в процессе че­ловеческой деятельности, сопровождается постоянным перерасп­ределением трудовых ресурсов из сферы материального производ­ства в информационную сферу. Особенно ярко это проявляется в промышленно развитых странах. Например, если в 1880 г. на долю работников, занятых в информационной сфере США, приходи­лось только 5% общей численности работающих, то в дальнейшем этот показатель менялся следующим образом: в 1900 г. -10%, в 1946 г. - 30%, в 1980 г. - 45 %, в 1990 г. - 51%, в 2000 г. свыше 60% .

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработ­ки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человечес­ким обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантско­му качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикаль­но изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которо­му появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвёртая связана с изобретением микропроцессорных технологий и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах со­здаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

- создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно позна­комиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи ин­формации.

Справка о смене поколений ЭВМ.

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база — электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим по­треблением энергии, мапым быстродействием, низкой надежностью, программирова­нием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг. ). Элементная база — полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характе­ристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база — интегральные схемы, многослой­ный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база — микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вы­числительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микро­ЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компью­теров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими инфор­мационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно теле­коммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокуп­ность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компью­терных сетей и современных технических средств связи.

Таким образом, наряду с материальными, трудовыми и фи­нансовыми ресурсами возник новый вид - информационные ре­сурсы, которые стали играть доминирующую роль. В 1975 г. кон­гресс ЮНЕСКО определил, что экономический потенциал любой страны наряду с такими традиционными показателями националь­ного богатства и экономики, как численность населения, нацио­нальный доход, богатства природных ресурсов и т.п., характери­зуется еще и информационной вооруженностью, определяемой как способность быстро и качественно обрабатывать информацию, возникающую во всех сферах деятельности общества.

Появилось понятие «информационно-индустриальное обще­ство». В наиболее развитых странах возникли такие отрасли, как экономика знаний, индустрия информации, а производство информации и информационных технологий стало одной из самых прибыльных и стремительно растущих отраслей.

Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом становятся информация, знания, творчество. Все более реальным становится крылатое выражение "кто вла­деет информацией, тот владеет миром".

В этих условиях неизмеримо возрастают требования, предъяв­ляемые к организации процессов сбора, хранения, передачи и об­работки информации, так как качество и оперативность их реа­лизации часто имеют решающее значение.

Основные научно-технические усилия общества направляют­ся на создание средств и методов, обеспечивающих эффективную обработку информации, необходимой для принятия рациональ­ных (оптимальных) управленческих решений. Несомненным прорывом в этом плане стало массовое появление на рынке пер­сональных компьютеров (ПК). Относительно недорогие, высоко­производительные и достаточно надежные, оснащенные про­граммными средствами, ориентированными на специалистов уп­равления-непрофессионалов в области вычислительной техники, они быстро "захватили" весь мир.

В настоящее время свыше 90% всех "белых воротничков" (кон­торских служащих) в США в своей работе используют ПК. Для стран Европейского союза этот показатель составляет около 70%.

Однако волна компьютеризации в последние годы стала на­ступать и на Россию. Так, по данным журнала PC Week (№ 6, март, 2000), в России сейчас только карманных компьютеров продается за год от 25 до 30 тыс. на общую сумму 12-13 млн долл.

Особая роль для развития бизнеса в новом тысячелетии отво­дится применению информационных возможностей глобальной сети Интернет. На экономическом форуме, состоявшемся в нача­ле 2000 г. в Давосе (Швейцария), было признано существование даже не новой отрасли, а категории экономических взаимоотно­шений, именуемой «Интернет-экономикой», развитие которой, по прогнозам экспертов, будет осуществляться опережающими тем­пами.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политичес­кой жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Как понимают ученые информационное общество.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство ин­формационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более ин­формационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к мате­риальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потреб­ляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От челове­ка потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различно­го рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество — общество, в котором большинство работа­ющих занято производством, хранением, переработкой и реализацией ин­формации, особенно высшей ее формы — знаний.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Этот термин возник во второй половине 60-х гг., когда человечество впервые осознало наличие "информационного взрыва". Количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Потом был найден закон увеличения информации в обществе. Оказалось, что этот закон представляет собой экспоненциальную функцию, что и позволило говорить об "информационном взрыве". Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования.

Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.

Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Американский специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее — один из видов промышленной индустрии. Об этом же писал чуть позже В. М. Глушков, предложивший концепцию безбумажной технологии в организации сферы управления и распределения в обществе. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке. Японские приборы, системы и вычислительные машины, без которых невозможно создать техносферу для информационного общества, преобладают на мировом рынке.

К 1980 г. в наиболее развитых странах мира сфера информационного бизнеса и информационных услуг резко выросла. Например, к этому времени в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30% и 48% людей было занято в создании средств для работы с информацией и непосредственно самой работой с нею.

Переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах, останется расслоение населения на более обеспеченных и менее обеспеченных, в различной мере способных воспользоваться плодами информатизации. Сфера информационных услуг, конечно, будет дифференцирована, и ряд наиболее важных услуг по своей стоимости будет выше возможностей среднего члена общества. Проблема равного доступа к информации возникает не только внутри одной страны, но будет проявляться (и уже проявляется, например, в обмене информацией, полученной из космоса) на межгосударственном уровне. Создание и владение большими банками данных о различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, о потенциальных продавцах и покупателях уже сейчас составляют главное богатство многих бирж, брокерских контор и других организаций, занятых перераспределением товаров. Поговаривают даже об информационной войне.

Одна из особенностей информационного общества — возрастание удельного веса индивидуального труда, почти исчезнувшего в индустриальном обществе. Развитая сеть автоматизированных рабочих мест позволит многим специалистам, не выходя из дома, принимать участие в общественном производстве.

Большие изменения ожидаются в сфере образования, которое также станет в значительной степени индивидуальным. Предполагаются крупные изменения и в организации научной деятельности. Быстрый обмен результатами по вычислительным сетям, не связанный с задержками на полиграфическое производство, уже сейчас в развитых странах позволяет значительно ускорить темпы развития научных исследований.

Внедрение в индустриальное производство новых информационных технологий и робототехнических систем изменит характер труда в промышленности, резко снизит число людей, занятых в этой сфере, изменит саму технологию и организацию производства.

В информационном обществе информатика будет играть столь же важную роль, какую играли инженерные науки, физика и химия в индустриальном обществе. В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. посте­пенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьюте­ризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных кварти­рах и коттеджах.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных техно­логий.

Ряд ученых выделяют характерные положительные черты информационного общества:

- решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между ин­формационной лавиной и информационным голодом;

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- главной формой развития станет информационная экономика;

- в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обра­ботка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и тех-цологии;

- информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на ок­ружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

- все большее влияние на общество средств массовой информации;

- информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

- существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

- многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Су­ществует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающи­мися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информа­ционной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в ин­формационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Роль информатизации в развитии общества.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинооб­разный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориен­тироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образова­ние больших потоков информации обусловливается:

- чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструктор­ских работ;

- постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям че­ловеческой деятельности;

- появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицин­ских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат — наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления :

- появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по воспри­ятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происхо­дило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно;

- существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет воспри­ятие полезной для потребителя информации;

- возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблю­дения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работ­ники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире накоплен громад­ный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельнос­ти послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатиза­цией.

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удов­летворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, орга­низаций, общественных объединений на основе формирования и использо­вания информационных ресурсов .

Рассмотрим этот процесс более подробно.

История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. — в Японии и с конца 70-х — в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информа­ции. Универсальным техническим средством обработки любой информации является ком­пьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая со­ставляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социаль­ного прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавне­го времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и её накопления.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-техни­ческого прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса ин­форматизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных техно­логий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производи­тельности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс инфор­матизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, — это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся дело­вая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вы­теснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.).

Основные идеи японского проекта информатизации.

В настоящее время Япония находится на второй стадии информатизации.

Цель японского проекта — связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собст­венно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одно­временно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом.

Предполагается, что полное осуществление проекта информатизации займет 20 лет и потребует около 100млрд.дол. капиталовложений. Кроме того, несмотря на неудачу с созданием компьютеров 5-го поколения, принята рассчитанная на 10 лет общей стоимостью 480 млн.дол. программа разработки новых типов компьютеров:

- компьютеров с высокой степенью параллелизма обработки информации, в которых одновременно выполняют сложные операции десятки — сотни процессоров;

- компьютеров с нейронными сетями, работа которых аналогична функционирова­нию мозга;

- компьютеров, в которых передача информации осуществляется светом.

В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере не­избежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспектив­ные тенденции информатизации.

Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:

- отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;

- необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промыш­ленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;

- признание приоритетного характера информационного сектора;

- широкое использование достижений науки и техники;

- вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государствен­ную, так и частную;

- объявление роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации. Результатом процесса информатизации является создание информационного общест­ва, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, ин­теллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информацион­ному определяется степенью информатизации общества.

Информационная культура.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного че­ловека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллек­тивного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень куль­туры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с ин­формацией и использовать для ее получения, обработки и передачи ком­пьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура в узком смысле — это уровень достигнутого в развитии информационного обще­ния людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тен­денции развития, степень прогнозирования будущего".

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать ин­формационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до пер­сонального компьютера и компьютерных сетей);

- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической пе­чати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

- во владении основами аналитической переработки информации;

- в умении работать с различной информацией;

- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информа­тика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой ин­формационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных опера­ций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.