Свободомыслие и его формы

Словарь

Литература к теме

1. Данильян, О. Г. Религиоведение [Текст] : учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М. : Эксмо, 2007. – 480 с.

2. Максуд, Р. Ислам [Текст] / Р. Максуд. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 304 с.

3. Пиотровский, М. Б. О мусульманском искусстве [Текст] / М. Б. Пиотровский. – СПб. : Славия, 2001. – 148 с.

4. Религии мира [Текст]. Ч. 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX–XX веках. Религия и мир / ред. коллегия: М. Аксёнова, Т. Каширина [и др.] – М. : Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 688 с.

 

 

 

11. Свободомыслие в отношении к религии.
Религия и право. Современная религиозная
ситуация в России. Нетрадиционные религии

 

Нетрадиционные религии – религии, возникшие сравнительно недавно – в XX веке.

Религиозная толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям. В основе религиозной толерантности лежит обязательное признание равенства, автономности субъектов религиозной коммуникации, взвешенность и беспристрастность в отношении к другим религиям, формам религиозной деятельности, культам и традициям.

Старообрядчество – движение, возникшее в середине XVII в. в связи с унификацией церковных обрядов по греческому образцу, проводившихся патриархом Никоном.

Теократия – форма правления, при которой вся полнота власти в государстве находится в руках главы церкви и духовенства. Государством теократического типа является современный Ватикан, где у Папы Римского сосредоточена неограниченная политическая и духовная власть.

Харизма (греч. «дар»)– богословский термин для обозначения благодатных даров Духа Святого, первоначально излитых на апостолов в иерусалимском храме в день Пятидесятницы и с тех пор непрестанно изливаемых на членов Церкви Христовой. Людей, отмеченных особо проявляющейся благодатью Божией, в православном мире почтительно именуют старцами и всенародно почитают ещё при их жизни за исключительные духовные качества. Обычно благодатные дары классифицируют по тройственному принципу: дары откровения (мудрость, знание и умение различать духов); дары силы (вера, чудеса и исцеление); дары речи (пророчество, понимание языков других народов и их толкование).

 

 

Свободомыслие (применительно к религии) – признание права личности на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира.

В свободомыслии можно выделить следующие черты:

1. Признание права человеческого разума вторгаться в сферу религии.

2. Критическое отношение к религии.

3. Противопоставление религии иной ценностной ориентации.

Выступления против религии осуществлялись в разных формах. Принято выделять следующие формы свободомыслия: богоборчество, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, натурализм, скептицизм, пантеизм и деизм, атеизм.

Богоборчество – протест против Бога, создавшего мир, который кажется жестоким и несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, внезапным горем, неудовлетворённостью личной судьбой. Проявления богоборчества могут носить весьма разнообразный характер: от робкого упрёка в адрес Бога до его гневного осуждения. Земные бедствия кажутся богоборцу несовместимыми с идеей высшего блага, Бог представляется существом злым и несправедливым.

Антиклерикализм – идейное и социальное движение, направленное против притязаний духовенства и церкви на господство в обществе. Другими словами, это движение, направленное не против самой религии, а против привилегий духовенства в различных сферах общественной жизни. В истории наиболее ярким примером религиозного антиклерикализма явилось движение Реформации, выступавшее за обновление и реформу католической церкви.

Индифферентизм – равнодушие к религии,игнорирование её во время решения практических или мировоззренческих проблем, которое не исключает принятия нерелигиозных духовных ценностей. Индифферентизм – весьма распространённая форма свободомыслия, которая существовала на протяжении всей истории цивилизации. Характеризует его, по сути, один признак – безрелигиозность.

Нигилизм – отрицание религии, морали во имя утверждения анархического своеволия человека. В настоящее время религиозный нигилизм выступает в самых различных формах: начиная с расизма, представители которого отрицают христианство, противопоставляя христианской идее равенства идею «качества» – расовой чистоты, до сатанистов, которые взамен христианских заповедей выдвигают «заповеди» ненависти и т. д.

Натурализм. Сторонники этого направления не признают ничего сверхъестественного и основываются только на естественнонаучных знаниях. Они считают, что существует только природа, представляющая собой всеохватывающее бытие, а человек и общество – неотделимые её части. Развитие природы и общества объясняется в натурализме не сверхъестественными, а различными естественными (природными) факторами – климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей.

Антирелигиозный скептицизм – направление, выражающее сомнение в истинности религии или отдельных её положений. Сомнение скептики возводят в принцип: по поводу каждого предмета допустимы два исключающих друг друга мнения – утверждение и отрицание, и потому наши знания о вещах и явлениях (в том числе и о богах) недостоверны. Скептицизм в отношении религии может проявляться и у философа, и у поэта, и у естествоиспытателя, и у простого человека. Чаще всего антирелигиозный скептицизм приводит к сомнению в существовании богов и других сверхъестественных сил, в действенности религиозных обрядов. Сейчас скептицизм является одной из характеристик индивидуального сознания.

Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу. При этом Бог рассматривается не как надприродная Абсолютная Личность, а в качестве особого духовного начала, которое пронизывает и одухотворяет природу. Таким образом, природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется. В эпоху Возрождения пантеизм существовал в двух разновидностях – мистической и натуралистической. В мистической версии (Парацельс, Я. Бёме) природа растворяется в Боге. В натуралистической версии (Дж. Бруно) Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая её сила, заключённая в самих природных вещах.

Деизм – представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий. Мир, считают сторонники деизма, развивается по строгим, не зависящим от Бога законам, которые познаваемы человеческим разумом. Человек не зависит от Божьей воли, он обладает правом на самостоятельность и активность. В настоящее время деизм является формой компромисса между религией и естествознанием.

Пантеизм и деизм ослабляют позиции теизма.

Теизм – религиозная концепция, исходящая из существования личностного Бога, внешнего по отношению к миру сверхъестественного начала, сотворившего мир и управляющего им.

Атеизм – это система взглядов, отрицающих существование Бога и богов, всяких сверхъестественных сил, возможность чудес, бессмертие души и идею воздаяния в потустороннем мире.Атеизм отрицает религию, в какой бы форме она ни выступала. Предмет атеизма – выяснение источников и причин возникновения и существования религии, критика религиозных вероучений с позиций естественнонаучной картины мира, определение социальной роли религии и путей преодоления религиозных взглядов. Необходимо помнить, что социальное содержание атеизма состоит не в освобождении сознания людей от религиозных представлений, как это часто думают, а в утверждении человека в таком бытии, которое исключает необходимость его обращения за помощью к сверхъестественным силам там и тогда, когда он обязан действовать сам.

 

 

11.2. Религия и право: веротерпимость,
свобода вероисповеданий, свобода совести

 

Между религией и государством можно выделить три формы взаимоотношений.

Веротерпимость –это привилегированное положение в государстве одной из религий при признании права на исповедание других.

Свобода вероисповеданий – это свобода выбора религий и отправления религиозных культов.

Свобода совести – это право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду.

В России вплоть до XX в. закон обязывал всех подданных Российской империи исповедовать ту или иную религию, «внеисповедное состояние» не допускалось, а критика религии воспринималась как богохульство и каралась каторжными работами. Православная церковь была «первенствующей», а православие являлось господствующей религией. Другие религиозные направления были лишь «терпимыми» или подвергались преследованиям со стороны церкви и государства. В 1905 г. был принят указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, однако, не отделил церковь от государства, а школу от церкви.

После Октябрьской революции и установления советской власти в России проблеме взаимодействия государства и религии были посвящены следующие документы:

2 Декларация прав народов России (1917);

2 Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918);

2 Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» (1929).

В перечисленных документах впервые принцип свободы совести приобрел современную форму, он означал не только свободу выбора вероисповедания, но и свободу не исповедовать никакую религию.

Вопреки конституционным гарантиям, государство вмешивалось во внутренние дела религиозных организаций, стремилось оттеснить верующих граждан на периферию общественной жизни и проводило политику так называемого «государственного атеизма». В реальной практике это означало преследование священников и верующих, изъятие храмов и церковного имущества, наличие больших ограничений на различные формы деятельности верующих людей и религиозных активистов.

19 сентября 1997 г. Государственная Дума РФ приняла новый Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а затем Федеральным законом РФ от 26 марта 2000 г. в него были внесены некоторые изменения. Данный закон в настоящее время определяет и гарантирует права граждан России на свободу совести. Он состоит из четырёх глав, которые включают 27 статей. В законе следует выделить основополагающие положения.

1. Право на свободу совести и свободу вероисповеданий.

2. Равенство граждан независимо от их отношения к религии. В то же время в законе фиксируется, что «гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой». По просьбам религиозных организаций решением Президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.

3. Отделение религиозных объединений от государства. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

4. Светский характер системы государственного образования. В государственных учебных заведениях не предполагается религиозное проповедование, обучение Закону Божьему. Хотя не исключается право предоставления религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

5. Равенство религиозных объединений перед законом.

6. Ответственность за нарушение законодательства, гарантирующая воплощение в жизнь принципа свободы совести. Это очень важная государственная гарантия – она призвана защищать граждан от религиозных фанатиков-экстремистов, предрасположенных проявлять насилие к бывшим единомышленникам, которые порывают с религией.

Принципы свободы совести закреплены и в основном законе страны – Конституции РФ 1993 г.