Пластиковые карты и технология их использования

АИС в налоговых органах

Система налоговых органов России имеет иерархическую структуру управления:

  1. Центральный аппарат Федеральной налоговой службы (федеральный уровень) – разрабатывает нормативные документы, стандарты, регламентирующие и организующие выполнение функций региональных и местных налоговых инспекций;
  2. Управления по субъектам РФ (региональный уровень) – контролируют и координируют деятельность местных налоговых инспекций, а также составляют отчеты о собранных налогах для федерального уровня на подведомственных им инспекциях.
  3. Налоговые инспекции ФНС РФ (местный уровень) – осуществляют контроль за исполнение налогового законодательства юридическими и физ.лицами на обслуживаемой ими территории.

В настоящее время в налоговых инспекциях функционирует АИС «Налог», автоматизирующая накопление и обработку информации. Основными целями внедрения АИС в налоговых органах являются:

  • Автоматизирование функций по учету налоговых платежей и налогоплательщиков;
  • Информационное взаимодействие всех подразделений ФНС и внешних ведомств;
  • Освобождение работников ФНС от рутинных операций;
  • Внедрение безбумажного документооборота;
  • Повышение производительности работы сотрудников ФНС;
  • Увеличение точности и быстроты расчетов, анализа, прогнозирования налоговых поступлений.

Архитектура АИС «Налог» построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС и является многоуровневой. Основная работа с АИС ведется на 3-м (местном) уровне, где внедряется система электронной обработки данных (ЭОД), разработанная для автоматизации налогообложения юридических и физических лиц на основе единой базы данных и единых принципов обработки.

ЭОД на 3-м уровне включает в себя следующие основные функциональные задачи:

  • Постановку и снятие с учета налогоплательщиков, ведение базы данных ЕГРН местного уровня;
  • Формирование выходной информации для вышестоящих уровней;
  • Прием сведений от регистрирующих органов;
  • Учет сведений о банковских счетах налогоплательщиков в банках;
  • Ввод и обработка налоговых расчетов, платежных документов;
  • Ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
  • Расчет пени по задолженностям и льготам налогоплательщиков.

Безналичные деньги — это электронные или пластиковые деньги. Основу оборота составляют специальные карты: кредитные или дебето­вые. Кредитные деньги позволяют делать покупки в кредит в его преде­лах. Дебетовые карты осуществляют электронный платеж в пределах суммы вкладов в банк. Процедура оплаты: карта вставляется в кассовый аппарат, данные о владельце и о сумме, данной в кредит, считываются, и оформляется чек. Сообщение о покупке передается по каналам связи в банк, либо накап­ливается на техническом носителе, а затем передается. Использование банкоматов стало первой попыткой банков предоста­вить клиенту возможность работы со своим счетом в любое удобное для него время и практически из любого места. Банкоматы могут работать в автономном режиме. Юридическая защита проводимых операций обеспечивается pin-кодом. В настоящее время используется три вида кредитных карт: 1) С магнитными полосками — наиболее дешевая карта. Она исполь­зуется при небольших суммах платежей (транспорт, телефон и т.п.); 2) С памятью на микросхемах; 3) Интеллектуальные карты — содержат микропроцессор, память, схему защиты. Они могут использоваться для выдачи зарплаты. Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание.

32. Система «Банк-клиент»

Многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем "банк-клиент". Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из кото­рых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:

1) Банк предоставляет пользовательский интерфейс, сеть и наполнение решения. При этом может использоваться система "банк-клиент", разработанная самим банком или специализированной фирмой, производящей программное обеспечение;

2) Посредник или провайдер услуг, например, Intuit Services, берет на себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то время, как банк отвечает за наполнение;

3) Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в качест­ве сети выступает Internet, а наполнение зависит от банка.

Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предостав­ляет доступ к ней своим клиентам. С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности. Система "банк-клиент" позволяет всего лишь исключить из технологи­ческой цепочки обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются авто­матически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсо­лютно те же этапы обработки, что и бумажный документ. "Клиент-Банк" включает в себя банковскую и клиентскую часть. Перед передачей в банк документов по каналам связи осуществляет­ся кодирование данных. Подготовленные документы "подписываются" лицами, имеющими право первой и второй подписи. Для подписи доку­ментов ответственное лицо вводит известный только ему пароль, реали­зующий функцию "электронной" подписи. Получаемая кли­ентом выписка также персонифицируется электронной подписью, что гарантирует достоверность информации для клиента. При передаче информации от банка клиентам может быть преду­смотрено использование факсимильной связи.

В России системы "банк-клиент" получили широкое распростране­ние и ими располагают даже небольшие банки. В Америке такие системы начали внедряться гораздо раньше и, не­смотря на большие вложения так и не смогли прижиться. Причина в больших затратах на установку и обслуживание. Система "клиент-банк" остается локальной, она мало пригодна для взаимодействия с банком, который находится в другой стране или даже в другом городе.