Пластиковые карты и технология их использования
АИС в налоговых органах
Система налоговых органов России имеет иерархическую структуру управления:
- Центральный аппарат Федеральной налоговой службы (федеральный уровень) – разрабатывает нормативные документы, стандарты, регламентирующие и организующие выполнение функций региональных и местных налоговых инспекций;
- Управления по субъектам РФ (региональный уровень) – контролируют и координируют деятельность местных налоговых инспекций, а также составляют отчеты о собранных налогах для федерального уровня на подведомственных им инспекциях.
- Налоговые инспекции ФНС РФ (местный уровень) – осуществляют контроль за исполнение налогового законодательства юридическими и физ.лицами на обслуживаемой ими территории.
В настоящее время в налоговых инспекциях функционирует АИС «Налог», автоматизирующая накопление и обработку информации. Основными целями внедрения АИС в налоговых органах являются:
- Автоматизирование функций по учету налоговых платежей и налогоплательщиков;
- Информационное взаимодействие всех подразделений ФНС и внешних ведомств;
- Освобождение работников ФНС от рутинных операций;
- Внедрение безбумажного документооборота;
- Повышение производительности работы сотрудников ФНС;
- Увеличение точности и быстроты расчетов, анализа, прогнозирования налоговых поступлений.
Архитектура АИС «Налог» построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС и является многоуровневой. Основная работа с АИС ведется на 3-м (местном) уровне, где внедряется система электронной обработки данных (ЭОД), разработанная для автоматизации налогообложения юридических и физических лиц на основе единой базы данных и единых принципов обработки.
ЭОД на 3-м уровне включает в себя следующие основные функциональные задачи:
- Постановку и снятие с учета налогоплательщиков, ведение базы данных ЕГРН местного уровня;
- Формирование выходной информации для вышестоящих уровней;
- Прием сведений от регистрирующих органов;
- Учет сведений о банковских счетах налогоплательщиков в банках;
- Ввод и обработка налоговых расчетов, платежных документов;
- Ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
- Расчет пени по задолженностям и льготам налогоплательщиков.
Безналичные деньги — это электронные или пластиковые деньги. Основу оборота составляют специальные карты: кредитные или дебетовые. Кредитные деньги позволяют делать покупки в кредит в его пределах. Дебетовые карты осуществляют электронный платеж в пределах суммы вкладов в банк. Процедура оплаты: карта вставляется в кассовый аппарат, данные о владельце и о сумме, данной в кредит, считываются, и оформляется чек. Сообщение о покупке передается по каналам связи в банк, либо накапливается на техническом носителе, а затем передается. Использование банкоматов стало первой попыткой банков предоставить клиенту возможность работы со своим счетом в любое удобное для него время и практически из любого места. Банкоматы могут работать в автономном режиме. Юридическая защита проводимых операций обеспечивается pin-кодом. В настоящее время используется три вида кредитных карт: 1) С магнитными полосками — наиболее дешевая карта. Она используется при небольших суммах платежей (транспорт, телефон и т.п.); 2) С памятью на микросхемах; 3) Интеллектуальные карты — содержат микропроцессор, память, схему защиты. Они могут использоваться для выдачи зарплаты. Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание.
32. Система «Банк-клиент»
Многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем "банк-клиент". Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:
1) Банк предоставляет пользовательский интерфейс, сеть и наполнение решения. При этом может использоваться система "банк-клиент", разработанная самим банком или специализированной фирмой, производящей программное обеспечение;
2) Посредник или провайдер услуг, например, Intuit Services, берет на себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то время, как банк отвечает за наполнение;
3) Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в качестве сети выступает Internet, а наполнение зависит от банка.
Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своим клиентам. С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности. Система "банк-клиент" позволяет всего лишь исключить из технологической цепочки обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно те же этапы обработки, что и бумажный документ. "Клиент-Банк" включает в себя банковскую и клиентскую часть. Перед передачей в банк документов по каналам связи осуществляется кодирование данных. Подготовленные документы "подписываются" лицами, имеющими право первой и второй подписи. Для подписи документов ответственное лицо вводит известный только ему пароль, реализующий функцию "электронной" подписи. Получаемая клиентом выписка также персонифицируется электронной подписью, что гарантирует достоверность информации для клиента. При передаче информации от банка клиентам может быть предусмотрено использование факсимильной связи.
В России системы "банк-клиент" получили широкое распространение и ими располагают даже небольшие банки. В Америке такие системы начали внедряться гораздо раньше и, несмотря на большие вложения так и не смогли прижиться. Причина в больших затратах на установку и обслуживание. Система "клиент-банк" остается локальной, она мало пригодна для взаимодействия с банком, который находится в другой стране или даже в другом городе.