К. Дункер
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МЫШЛЕНИЯ: Гешлтальт теория творческого мышления.
Суть этого подхода: Мышление рассматривается как взаимодействие познающего субьекта с познаваемым обьектом, как взаимодействие субьекта с миром, но в отличие от восприятия, субьект сталкивается с такими возможностями, которые он не может извлечь из мира непосредственно, в отличие от теории познания. Почему? Потому что они не понятны самому субьекту. В мире есть какие-то возможности, но он не может их извлечь непосредственно, потому что они не понятны еще ему самому. Субьект попадает в проблемную ситуацию, и она выступает для него как творческая задача, а для того, чтобы решить творческую задачу субьекту необходимо проникнуть в нее, переструктурировать проблемную ситуацию, вскрыть ее. Требует изменения способов представления реальности. В этом состоит специфика мышления, его отличие от восприятия.
Для гештальпсихологов основное понятие - Gestalt.
Впервые это понятие появилось давно, в работах М. Вертгаймера. Он определил Гештальт - целостная структура, обладающая особым качеством по сравнению с характеристиками составляющими ее элементов. Сколько бы мы ни собирали эти элементы, мы никогда не поймем свойство целого. Он описал - феномен.
Позже открытие этого феномена повлияло на исследование мыслительных процессов и исследование личности.
Какое отношение к мышлению имеет гештальт?
В. Келлер ввел понятие инсайта.
Инсайт -качественное изменение в интеллектуальном поведении, как внешнее внезапное усмотрение решнеия. (Например эксперемент с обезьяной и употребление предметов в качестве орудий).
Инсайт -понимание целостной организации, структурировании всех элементов проблемной ситуации в проблемное целое.
Для изучения творческого мышления использовался спец экспериментальный материал: задчи - головоломки. Три основных требования к задачам дункеровского типа:
1. Задачи должны быть не абтсрактными, должны быть практическими.
2. Задачи должны быть незнакомы субьекту, но при этом, они должны соответсвовать его возможностям.
3. Задачи должны иметь решение.
Пример: Шесть спичек. Или проблемная задача Келлера.
Подход Дункера иной. Классическая дункеровская задача: определить величину деформации металического шарика при его ударе о металическую поверхность.
По Дункеру структура этой задачи: S - условие.
P - требования
SßàP они как бы конфликтуют друг с другом. Этот конфликт надо разрешить, разорвать его.
Найти способ его разрешения. Найти М - решить творческую задачу. М - способ разрешения конфликта, тот самый инсайт, после которого была проблема и не стало.
ИНСАЙТ - целостная организация проблемной ситуации, переструктурирование проблемной ситуации, понимание проблемной ситуации.
Где находятся возможности для разрешения конфликта, для понимания ситуации? В обьекте? - нет. В субьекте? - нет. Возможности в понимании проблемной ситуации находится в самом взаимодействии обьекта с субьктом, во взаимодействии человека с задачей, которой он пытается решить. После этого взаимодействия возникает инсайт.
Дункер различает обьективную и субьективную структуру инсайта.