К. Дункер

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МЫШЛЕНИЯ: Гешлтальт теория творческого мышления.

Суть этого подхода: Мышление рассматривается как взаимодействие познающего субьекта с познаваемым обьектом, как взаимодействие субьекта с миром, но в отличие от восприятия, субьект сталкивается с такими возможностями, которые он не может извлечь из мира непосредственно, в отличие от теории познания. Почему? Потому что они не понятны самому субьекту. В мире есть какие-то возможности, но он не может их извлечь непосредственно, потому что они не понятны еще ему самому. Субьект попадает в проблемную ситуацию, и она выступает для него как творческая задача, а для того, чтобы решить творческую задачу субьекту необходимо проникнуть в нее, переструктурировать проблемную ситуацию, вскрыть ее. Требует изменения способов представления реальности. В этом состоит специфика мышления, его отличие от восприятия.

 

Для гештальпсихологов основное понятие - Gestalt.

Впервые это понятие появилось давно, в работах М. Вертгаймера. Он определил Гештальт - целостная структура, обладающая особым качеством по сравнению с характеристиками составляющими ее элементов. Сколько бы мы ни собирали эти элементы, мы никогда не поймем свойство целого. Он описал - феномен.

Позже открытие этого феномена повлияло на исследование мыслительных процессов и исследование личности.

Какое отношение к мышлению имеет гештальт?

 

В. Келлер ввел понятие инсайта.

Инсайт -качественное изменение в интеллектуальном поведении, как внешнее внезапное усмотрение решнеия. (Например эксперемент с обезьяной и употребление предметов в качестве орудий).

Инсайт -понимание целостной организации, структурировании всех элементов проблемной ситуации в проблемное целое.

Для изучения творческого мышления использовался спец экспериментальный материал: задчи - головоломки. Три основных требования к задачам дункеровского типа:

1. Задачи должны быть не абтсрактными, должны быть практическими.

2. Задачи должны быть незнакомы субьекту, но при этом, они должны соответсвовать его возможностям.

3. Задачи должны иметь решение.

Пример: Шесть спичек. Или проблемная задача Келлера.

Подход Дункера иной. Классическая дункеровская задача: определить величину деформации металического шарика при его ударе о металическую поверхность.

 

По Дункеру структура этой задачи: S - условие.

P - требования

SßàP они как бы конфликтуют друг с другом. Этот конфликт надо разрешить, разорвать его.

Найти способ его разрешения. Найти М - решить творческую задачу. М - способ разрешения конфликта, тот самый инсайт, после которого была проблема и не стало.

 

ИНСАЙТ - целостная организация проблемной ситуации, переструктурирование проблемной ситуации, понимание проблемной ситуации.

Где находятся возможности для разрешения конфликта, для понимания ситуации? В обьекте? - нет. В субьекте? - нет. Возможности в понимании проблемной ситуации находится в самом взаимодействии обьекта с субьктом, во взаимодействии человека с задачей, которой он пытается решить. После этого взаимодействия возникает инсайт.

 

Дункер различает обьективную и субьективную структуру инсайта.