АИС страховых компаний

Рост числа страховых компаний и доли рынка страховых услуг (например, ОСАГО) привели к необходимости автоматизации страхования. АИС в страховании становятся одним из важнейших факторов успеха.

Основные требования к АИС страховых компаний:

  • Гибкость (возможность подстраиваться под новые страховые продукты и услуги);
  • Масштабируемость (способность увеличения возможностей АИС без существенной модернизации или замены);
  • Комплексность (совместное решение аналитических задач, планирования и управленческого учета);
  • Соответствие стандартам отчетности;
  • Открытость (возможность интеграции новых модулей, алгоритмов расчетов);
  • Скорость и удобство работы.

Основные функциональные задачи, реализуемые в условиях АИТ:

Ø процесс заключения договора страхования;

Ø заключение дополнительного договора;

Ø заключение договора перестрахования;

Ø внесение страховой премии (ее части);

Ø окончание договора страхования;

Ø наступление страхового события;

Ø расторжение договора страхования; расчеты со страхователем,

Ø расчет базовых тарифных ставок по видам страхования;

Ø расчет резервного фонда;

Ø анализ страхового портфеля;

Ø анализ финансового состояния компании;

Ø ведение внутренней бухгалтерии.

Страховая компания, строящая работу в условиях вычислительной сети получает новые возможности: легкий и более полный доступ к информации (а значит, повышается вероятность принятия сотрудниками обоснованных решений), лучшее использование дорогостоящих ресурсов (серверы большой мощности, цветные принтеры, модемы), сети предоставляют страховой компании свободу в выборе мест территориального расположения ее филиалов.

АИС страховой компании (например, «ИНЭК-Страховщик») включает:

  • центральный офис страховой фирмы имеет одну или несколько высокоскоростных локальных вычислительных сетей (ЛВС), объединенных между собой через высокопроизводительные мосты (маршрутизаторы); ЛВС – информационный центр всей компании, содержащий мощные вычислительные ресурсы (файловые серверы, СУБД), в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах. Выход на ЛВС структурных подразделений кроме маршрутизатора обеспечивают несколько коммутаторов и концентраторы;
  • региональные офисыстраховой компании (филиалы) обычно оснащены собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными системами с надежной и скоростной связью с центральным офисом;
  • отделения страховой компании имеют чаще всего небольшую ЛВС; связь с центральным офисом идет по заранее составленному расписанию в определенные часы (незапланированный срочный доступ не исключается);
  • представительства (агентства) оснащаются чаще всего одним компьютером; связь с центром – по мере необходимости, в течение всего дня;
  • удаленные пользователи страховой компании (инспекторы, агенты, проверяющие и прочие сотрудники, находящиеся не в собственном офисе, а также руководители, находящиеся в командировке или отпуске); сеанс связи с ЛВС офисов непродолжителен и может быть установлен в любое время.

Страховой компании важно иметь базу данных (БД) по всем договорам за максимально длительный период (для ведения статистики клиентов), в подразделениях компании иметь полную БД нет необходимости (она должна охватывать лишь собственное страховое поле). Обновление БД заключается в том, что информация, собранная на уровне отделения компании за день, добавляется к уже имеющейся БД и при наступлении определенного времени происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса. То есть одна БД, содержащая наиболее актуальные сведения – «главная», другая – «подчиненная» (получает копии информации); далее региональный филиал собирает информацию со всех подчиненных отделений. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на сети конкретных структурных подразделений (филиалов) и сети, обеспечивающие связь между ними.