Возникновение новых форм власти в ходе Первой русской революции. Советы и Государственная дума.

Политика Временного правительства в 1917 г.

После февральской революции в экстремальных условиях необходимо было решить сложнейшие задачи: создать новую стабильную государственность, определить отношение к войне, решить аграрный и национальные вопросы, стабилизировать социально-экономическое положение. Выбор развития страны определялся стратегией и тактикой главных политических партий.

Временное буржуазное правительство передало государству кабинетские и удельные земли, создало комитет земельной реформы, проведение которой было отложено до созыва Учредительного собрания, запретило самочинный захват помещичьей земли, узаконила фабзавкомы, создало министерство труда, биржи труда, но не узаконило явочным путем введенный восьмичасовой рабочий день. Буржуазное правительство стремилось не допустить конфликтов, сохранить баланс сил, компромисс различных классов и социальных групп, однако оно не имело прочной опоры в массах. Апрельское заявление о продолжении войны значительно ухудшило его положение и привело к созданию 5 мая 1917 г. первого коалиционного правительства.

В декабре 1905 г. первая русская революция достигла своей кульминации. В Москве произошло вооруженное восстание. С начала 1906 г. революция стала медленно угасать. На этом этапе формируется опыт парламентаризма. Народное представительство в России было учреждено Манифестом и законом об учреждении Государственной думы, изданном 6 августа 1905 г. По этому Манифесту Государственная дума имела лишь законосовещательный характер, она должна была рассматривать предлагаемые правительством законопроекты и государственный бюджет, законодательная инициатива Думы была ограничена. Всероссийская октябрьская политическая забастовка смела Булыгинскую законосовещательную Думу. Николай II 17 октября 1905 г. подписал подготовленный С.Ю. Витте Манифест, предлагавший законодательную Думу, расширение избирательных прав. Манифест от 17 октября был крупной политической уступкой, но в нем ничего не говорилось о судьбе самодержавия, принципах взаимоотношений императора и Думы, полномочиях Думы. К весне 1906 г. правительственная комиссия подготовила избирательный закон, устанавливавший четыре избирательных курии: дворянская, городская, крестьянская, рабочая. Выборное право было установлено так, что один голос дворянина приравнивался к трем голосам мещан, 15 крестьян и 45 рабочих. В начале 1906 г. было издано новое положение о Государственном совете. Он был преобразован в верхнюю законодательную палату. Половина членов Государственного совета назначалась императором каждый год, другая избиралась на 9 лет (с ротацией через каждые три года), пролетариат и крестьянство к выборам не допускались. Дума лишалась права рассматривать некоторые статьи бюджета, не имела законодательной инициативы и не могла преобразовываться в Учредительное собрание. Первая Государственная дума имела 4 созыва. Торжественно Думу открыл государь 27 апреля 1906 г., большинство в Думе представляли кадеты - 170, председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Адрес Думы с требованием ответственного перед Думой министерства и др. был отвергнут премьером Горемыкиным. Дума большинством голосов потребовала отставку правительства. Отношения между правительством и Думой становились все более натянутыми. Главные дебаты развернулись по аграрному вопросу. Царский манифест 8 июля 1906 г. распустил Думу и назначил новые выборы. Одновременно И.Л. Горемыкин был заменен П.А. Столыпиным. Второй созыв Думы был открыт 20 февраля 1907 г., состав ее свидетельствовал об усилении левых партий и усилении правого крыла. 6 марта премьер П.А. Столыпин выступил в Думе с декларацией правительства. Скоро выяснилась невозможность наладить сотрудничество с Думой, и правительство подготовило ее роспуск и изменение избирательного закона. Обвинив фракцию социал-демократов в организации военного заговора, 3 июня 1907 г. правительство опубликовало манифест о роспуске Государственной думы и об изменении избирательного закона. Изменение избирательного закона было нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который утверждал, что законы принимать и изменять может только Дума, поэтому акт 3 июня был воспринят как "государственный переворот". Новый избирательный закон сильно урезал представительство от окраин государства, крестьян и рабочих. Третья Государственная дума работала с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. Главную роль играла фракция октябристов, из их среды были председатели Н.А. Хомяков, потом А.И. Гучков. "Столыпинское" большинство в Думе составляли октябристы, националисты и умеренно-правые. Третья дума приняла аграрные законы Столыпина, поддержала реорганизацию армии и флота, значительно увеличивала ассигнования на народное образование, поддержала националистический курс правительства. Государственный переворот 3 июня 1907 года явился концом первой революции в России и ее поражением.