Й период. IX век.

Й период. 17-18 вв.

Вопрос 2.

К истории изучения частей речи в лингвистике.

Деление слов на классы имеет многовековую традицию.

В 4-м веке до н.э. основоположник логики и грамматики Аристотель подразделил все греческие слова на четыре класса: имя (onoma), глагол (rhema), член, союз (sundesmos). При этом союз понимался широко (артикль, местоимения, связки). Аристотель называл эти классы «части словесного изложения».

Интересно высказывание Квинтилиана (1-й век н.э.): «древние учили, что есть только глаголы, имена и союзы; <…> сила речи в глаголах, материя в именах <…>, в союзах же – соединении е глаголов и имён».

Чуть позже, во 2-м веке до н.э. алексиндрийские грамматики (Аристарх Самофракийский и др.) установили 8 частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз.

В 1-м веке до н.э. в римских грамматиках из числа частей речи был изъят артикль (в латинском языке артикля не было) и в то же время прибавилась новая часть речи – междометие (см., например, грамматику Варрона).

Эти же части речи выделялись в славянских грамматиках вплоть до грамматики Мелетия Смотрицкого (17 век).

 

В 18-м веке М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» (1755) ввёл имя прилагательное как особую часть речи. Он, как и Мелетий Смотрицкий, называл классы слов не «частями речи», а «частями слова». М.В. Ломоносов выделил такие части слова: имя (собственно имя, прилагательное и числительное), местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие (всего 8 классов слов). Имя и глагол Ломоносов считал знаменательными частями речи, остальные – служебными.

С именем Ломоносова связан первый период в русской морфологии: этот учёный впервые дал системное описание морфологии русского языка; используемая Ломоносовым терминология в основном дошла до наших дней.

Классификация частей речи в древности до конца 18 века создавалась в тесной связи с развитием логики. Части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с логическими категориями.

Грамматика Античности, Средних веков и Возрождения опиралась прежде всего на греческий и латинский языки.

 

Второй период развития учения о частях речи в русском языкознании связан с попытками преодолеть два отмеченных выше «атавизма» античности:

(1) Преодолеть смешение грамматики с логикой;

(2) Исследовать, на основе одинаковых ли признаков следует классифицировать части речи в различных языках.

Этот период ознаменован деятельностью А.Х. Востокова, Г.П. Павского, К.С. Аксакова, Ф.И. Буслаева. Мы остановимся на исследованиях двух представителей лингвистической науки: А.А. Потебни и Ф.Ф. Фортунатова как наиболее ярких представителей двух диаметрально противоположных направлений в изучении частей речи. В конце 19 века они выдвинули разные принципы в изучении частей речи.

А.А. Потебняв своём труде «Из записок по русской грамматике» на первое место поставил семантику частей речи, указав также на их синтаксические роли. Этот учёный, детально проанализировав части речи с семантической стороны, пришёл к идее известного параллелизма между частями речи и членами предложения. Продолжая в этом смысле традицию античной грамматики, Потебня не пренебрегал и формальной стороной частей речи, придавая ей, однако, второстепенное значение. Таким образом, подход А.А.Потебни к частям речи можно считать логико-синтаксическим.

Ф.Ф. Фортунатов, основатель Московской лингвистической школы, был родоначальником «формального» направления в развитии грамматики. Свою классификацию он построил на последовательном проведении морфологического принципа, причём части речи он называл «формальными классами». В основу своей классификации Фортунатов кладёт наличие у классов слов тех или иных форм словоизменения (или их отсутствие): слова склоняемые, спрягаемые, неизменяемые. По Фортунатову, существуют формальные классы, которые характеризуются формой рода, числа, падежа и проч. Свои «формальные классы» Ф.Ф.Фортунатов выделил в труде «Сравнительное языковедение».

Заслуга Ф.Ф. Фортунатова и его школы в том, что он впервые сказал о необходимости собственно лингвистических, «формальных» критериев при исследовании языка. Языкознание конца 19 века тяготело то к психологии (морфология), то к физиологии (фонетика), то к логике (синтаксис), то к истории (лексикология). Кроме того, Фортунатов сыграл значительную роль в создании сравнительно-исторических грамматик индоевропейских языков и тем самым поддержал идею о различии принципов классификации частей речи в разных языках.

 

3-й период. Начало XX века – 50-ые гг. XX века.

Этот период ознаменовался стремлением соединить всё плодотворное, что было в концепциях Потебни и Фортунатова.

С конца 20 века совместить формальный и семантический критерии пытались многие выдающиеся лингвисты.

А.М.Пешковский в работе «Русский синтаксис в научном освещении»впервые предложил рассматривать грамматические явления в единстве их формы и содержания.

А.А.Шахматов отошёл от морфологического критерия и стал определять части речи на основе признака синтаксического. Он определил часть речи как «слово в его отношении к предложению или вообще к речи» (см. работу «Синтаксис русского языка» – Л., 1941). В то же время он останавливается и на морфологическом критерии.

Л.В.Щерба(«О частях речи в русском языке» – статья в книге: Л.В.Щерба. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957) строит свою классификацию на основе трёх разных критериев – морфологического, синтаксического, семантического. При этом для выделения разных частей речи в его системе необязательно наличие всех этих признаков. Первостепенное значение Щерба придавал семантическому признаку: «Если мы знаем, что какаду – название птицы, то мы не ищем формальных признаков для того, чтобы узнать в этом слове существительное».

Учёный считал, что главным основанием для классификации частей речи являются общие для всех языков мира категории: предметность, действие, качество (им соответствуют существительное, глагол, прилагательное). Слова же, которые служат только для связи других слов в предложении, Щерба назвал служебными.

Однако Л.В.Щерба несколько переоценивал роль интуиции, языкового чутья говорящих при разграничении частей речи: «Доверяйте детям. Дети владеют всеми грамматическими категориями своего родного языка, они всегда различат глагол от имени тем же в сущности способом, каким они узнают в том или другом животном корову или кошку. Наша задача только разбудить в них лингвистический инстинкт <…>.