Стих 18

Стих 7. Луч, вложенный в ножны.

Комментарий

Стих 3. Успокоение народа

Комментарий

Стих 2. Самовоспитание

Стоит лишь всем в Поднебесной познать,

Что прекрасное прекрасно – и оно уже зло!

Стоит познать, что добро есть добро –

И оно уже не добро!

Ибо существующее и несуществующее

Одно другое порождает,

Трудное и легкое

Одно другое образует,

Длинное с коротким дают друг другу тело,

Высокое с низким друг к другу тянутся,

Звук и напев друг с другом согласуются,

«Дао» и «после» друг за другом следуют …

оттого-то мудрец, пребывая в недеянии, творит безмолвное поучение.

Созидает легионы вещей – и их не отвергает.

Рождает, но не владеет,

Творит, но не гордится.

Заслуги растут, но ими он не живет.

А коль скоро ими он не живет,

Они его не покинут …

Что есть Добро, и что, Зло, что такое, наконец, Красота? – все эти вопросы в глазах Лао Цзы излишены смысла, ибо каждое понятие таит в себе свою противоположность и даже справедливостью можно навредить.

Мудрец делает мир лучше не делом и даже не словом – ведь его поучение идет безгласно, «от сердца к сердцу», коль скоро то готово его принять. Уже само существование мудреца как бы осветляет мир..

Не возвеличивай мудрых –

И в народе не станет борьбы;

Не дорожи тем, что трудно добыть,–

И в народе не станет воров!

А не будет желанного –

И в сердцах у людей не станет смятения.

Вот целительство мудрого:

Опустошить их сердца,

Внутренности наполнить,

Смягчить устремления

Сделать крепким костяк,

Чтобы люди всегда оставались без знания

И без желаний,

Чтоб даже знающий действовать не посмел.

Твори недеяние – Тогда любой исцелится!

Перед нами идея, нацеленная на полное устранение любых моральных («не возвеличивай») и материальных («не дорожи тем, что трудно добыть») стимулов развития общества, на уничтожение любой инициативы. Устранить желания, смягчить устремления, подавить ложное знание и взамен направить всю человеческую энергию из мирской сферы в чисто духовную, где-то даже медиативную, побудить людей обратить внутренние взоры к неиссякающему космическому источнику Дао – вот главная идея третьего стиха.

Долговечно Небо, стара Земля.

Долговечными стать могли они,

Ибо не для себя живут–

Оттого живут долго.

Так и мудрец –

Держится позади, а выходит вперед,

Покидает тело, а оно существует …

Не бескорыстием ли своим

Блюдет он свою корысть?! …

Когда Великое Дао пришло в умаление,

Явились «милосердие», «справедливость» и «долг».

Когда вышли наружу мудрость и знания,

Возникла большая ложь,

Когда между родственниками воцарились раздоры,

Возникли «Сыновняя почтительность» и «родительская забота».

Когда в стране начались беспорядок и смута,

Явились «верные подданные» …