Стих 18
Стих 7. Луч, вложенный в ножны.
Комментарий
Стих 3. Успокоение народа
Комментарий
Стих 2. Самовоспитание
Стоит лишь всем в Поднебесной познать,
Что прекрасное прекрасно – и оно уже зло!
Стоит познать, что добро есть добро –
И оно уже не добро!
Ибо существующее и несуществующее
Одно другое порождает,
Трудное и легкое
Одно другое образует,
Длинное с коротким дают друг другу тело,
Высокое с низким друг к другу тянутся,
Звук и напев друг с другом согласуются,
«Дао» и «после» друг за другом следуют …
оттого-то мудрец, пребывая в недеянии, творит безмолвное поучение.
Созидает легионы вещей – и их не отвергает.
Рождает, но не владеет,
Творит, но не гордится.
Заслуги растут, но ими он не живет.
А коль скоро ими он не живет,
Они его не покинут …
Что есть Добро, и что, Зло, что такое, наконец, Красота? – все эти вопросы в глазах Лао Цзы излишены смысла, ибо каждое понятие таит в себе свою противоположность и даже справедливостью можно навредить.
Мудрец делает мир лучше не делом и даже не словом – ведь его поучение идет безгласно, «от сердца к сердцу», коль скоро то готово его принять. Уже само существование мудреца как бы осветляет мир..
Не возвеличивай мудрых –
И в народе не станет борьбы;
Не дорожи тем, что трудно добыть,–
И в народе не станет воров!
А не будет желанного –
И в сердцах у людей не станет смятения.
Вот целительство мудрого:
Опустошить их сердца,
Внутренности наполнить,
Смягчить устремления
Сделать крепким костяк,
Чтобы люди всегда оставались без знания
И без желаний,
Чтоб даже знающий действовать не посмел.
Твори недеяние – Тогда любой исцелится!
Перед нами идея, нацеленная на полное устранение любых моральных («не возвеличивай») и материальных («не дорожи тем, что трудно добыть») стимулов развития общества, на уничтожение любой инициативы. Устранить желания, смягчить устремления, подавить ложное знание и взамен направить всю человеческую энергию из мирской сферы в чисто духовную, где-то даже медиативную, побудить людей обратить внутренние взоры к неиссякающему космическому источнику Дао – вот главная идея третьего стиха.
Долговечно Небо, стара Земля.
Долговечными стать могли они,
Ибо не для себя живут–
Оттого живут долго.
Так и мудрец –
Держится позади, а выходит вперед,
Покидает тело, а оно существует …
Не бескорыстием ли своим
Блюдет он свою корысть?! …
Когда Великое Дао пришло в умаление,
Явились «милосердие», «справедливость» и «долг».
Когда вышли наружу мудрость и знания,
Возникла большая ложь,
Когда между родственниками воцарились раздоры,
Возникли «Сыновняя почтительность» и «родительская забота».
Когда в стране начались беспорядок и смута,
Явились «верные подданные» …