Комментарий

Стих 1. Воплощение Пути.

Вопросы для изучения документов №3

Сначала упадок, а потом радость.

Низвергнутый упадок.

Будешь полон стыда.

Охвати примыкающих к тебе.

Ничтожным людям – счастье.

Великому человеку – развитие в упадке.

Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в ситуации упадка, становится особенно острым… Здесь же максимальное развитие сил Тьмы. В познании она приводит человека к тому, что он принимает подобие истины за самую истину. Такое положение здесь приобретает наибольшую силу… При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле эту сторону процесса:

Слабая черта на третьем месте.

На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть не только приостановлен, … но и низвергнут…

Наверху сильная черта

1) Когда появилась «Книга перемен»? Каково было её первоначальное предназначение?

2) Каковы основные философские идеи «Книги…»?

3) Каково было понимание роли и места человека в эпоху создания «Книги…»?

4) Каковы источники движения, развития согласно «Книге…»?

5) Какое значение имеет осмысление образов и символов «Книги перемен» для понимания менталитета китайцев?

6) Проанализируйте основные педагогические идеи «Книги перемен».

 

 

«Дао дэ Цзин»

4. Лао Цзы. «Книга Пути и благодати», 4 – 3 вв. до н. э.

«Книга Пути и благодати» – главная книга даосизма. Печатается по кн.: Лао Цзы. Книга Пути и благодати. Перевод И.С.Лисевича.– М.: ООО»АиФ-Принт», 2002.

 

Путь, о котором можно поведать,–

То не предвечный Путь;

Имя, которое можно восславить,

То не Предвечное Имя.

 

Что было без Имени –

Стало началом Небес и Земли,

Обретшее Имя –

Сделалось матерью всех вещей.

 

Вечно бесстрастный

Зри недоступное,

Кто же вечно во власти страстей –

Зрит лишь предельное.

 

То и другое имеет один исток,

Но их различает Имя;

Мы же равно наречем их «тайной».

Тайна из тайн –

Вот врата ко всему недоступному!

 

Тот путь, о котором идет речь, – не дорога в обычном понимании, хотя он, за неимением лучшего, обозначается все тем же иероглифом – извилистой линией пути и головой вола, бредущего по дороге. Это путь незримый, необозначенный, подобный полету птицы в небе. … Этот Путь – предначертание, и в то же самое время – механизм, движущий Вселенную, её пружина. В конечном счёте, все сущее идет от него и из него. Дао словно гигантское информационное поле, внутри которого заложено все то, что уже свершилось и что еще свершится, бескрайний океан мысли, тотчас материализующийся в нашем мире, перед которым меркнет любой Солярис.

Вслед за Вечным Путем названо Вечное Имя – его Имя. Рождая Небо и Землю, т.е. переходя из изначального состояния небытия и Хаоса в состояние Космоса и существу уже в «великом пределе», Дао обретает Имя, которое отныне неуничтожимо…