Сущность и понятие педагогической и социальной технологии
№ 4.
Классификация методов, используемых социальным педагогом
№ 3.
Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов
Существует множество подходов к классификации методов. Каждая классификация строится на определенном основании.
Субъектный уровень обуславливает субъектность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:
- специалист. Методы, которые он применяет, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;
- сам человек. Он использует внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с "само-" (самовоспитание, самоанализ, самооценка и пр.);
- специалист и человек, на которого осуществляется педагогическое воздействие. Речь в данном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и клиента. Это методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач.
Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самыми различными, в зависимости от ситуации, возраста клиента и других факторов.
Функциональный уровень обуславливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие.
Основной функциональный метод - это метод реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы – это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий.
Предметный уровень обуславливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации. К ним относятся:
- группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, тренировок, игр, методы научения и т.д.;
- группы методов воздействия - методы убеждения, информационные методы;
- группы методов организации деятельности - методы управления, контроля деятельности и др.;
- группы методов стимулирования (сдерживания) - методы поощрения, соревнования, принуждения, контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживающих) активность в действиях, поступках
-
Методы социальной работы:
Методы социальной диагностики: интервью; мониторинг (контроль с периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью); социологический опрос; экспертная оценка (метод прогнозирования социального явления или процесса); биографический метод; зондажно-информационное обследование (сбор сведений о численности, составе и динамике местного населения); социально-исторические обследование (изучение истории заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследование его занятий и традиций); информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, писем и жалоб граждан; социальное картографирование (анализ динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов).
Методы социальной профилактики: превентивный метод, социальная терапия, группа поддержки.
Методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека, социальный патронаж, социально-медицинский уход, социальное обслуживание.
Методы социальной реабилитации: трудотерапия, групповая терапия.
Социально-экономические методы: метод льгот и пособий, метод компенсаций, социально-экономические санкции.
Организационно-распорядительные методы: нормирование, регламентирование, инструктирование, контроль и проверка исполнения.
Психологические методы:
Психодиагностические: тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия (метод, позволяющий выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе по определенному критерию).
Психокоррекционные: психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, социально-психологический тренинг, тренинг поведения.
Методы психологического консультирования: эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, выдвижение гипотез.
Методы психотерапии: самовнушение, психоанализ, суггестия, групповая терапия, семейная психотерапия.
Педагогические методы:
Организационные: педагогический эксперимент.
Диагностические: педагогическое наблюдение, естественный эксперимент.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, дискуссия, лекция), наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с наглядным материалом), практические (упражнения, лабораторные и практические занятия, игры, труд).
Методы воспитания: положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, внушение, перспектива, самовоспитание, организация успеха и пр.
Социально-педагогические методы:
Методы социального воспитания: метод мотивирования и приобщения к действию, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества.
Методы воздействия: методы, воздействующие на сознание, на чувства, на поведение.
Методы организации социально-педагогического взаимодействия: методы целеполагания, методы ценностного ориентирования, методы организации деятельности, методы общения, методы оценки, методы самореализации.