Сущность и понятие педагогической и социальной технологии

№ 4.

Классификация методов, используемых социальным педагогом

№ 3.

Уровни классификации, обуславливающие место и роль методов

Существует множество подходов к классификации методов. Каждая классификация строится на определенном основании.

Субъектный уровень обуславливает субъектность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:

- специалист. Методы, которые он применяет, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;

- сам человек. Он использует внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с "само-" (самовоспитание, самоанализ, самооценка и пр.);

- специалист и человек, на которого осуществляется педагогическое воздействие. Речь в данном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и клиента. Это методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач.

Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самыми различными, в зависимости от ситуации, возраста клиента и других факторов.

Функциональный уровень обуславливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие.

Основной функциональный метод - это метод реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы – это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий.

Предметный уровень обуславливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации. К ним относятся:

- группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, тренировок, игр, методы научения и т.д.;

- группы методов воздействия - методы убеждения, информационные методы;

- группы методов организации деятельности - методы управления, контроля деятельности и др.;

- группы методов стимулирования (сдерживания) - методы поощрения, соревнования, принуждения, контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживающих) активность в действиях, поступках

-

Методы социальной работы:

Методы социальной диагностики: интервью; мониторинг (контроль с перио­дическим слежением за объектом и обязательной обратной связью); социологиче­ский опрос; экспертная оценка (метод прогнозирования социального явления или процесса); биографический метод; зондажно-информационное обследование (сбор сведений о численности, составе и динамике местного населения); социально-исторические обследование (изучение истории заселения и освоения данной терри­тории, изменения состава местного населения, исследование его занятий и тради­ций); информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, писем и жалоб граждан; социальное картографирование (анализ динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов).

Методы социальной профилактики: превентивный метод, социальная терапия, группа поддержки.

Методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека, социальный патронаж, социально-медицинский уход, социальное обслуживание.

Методы социальной реабилитации: трудотерапия, групповая терапия.

Социально-экономические методы: метод льгот и пособий, метод компенса­ций, социально-экономические санкции.

Организационно-распорядительные методы: нормирование, регламентиро­вание, инструктирование, контроль и проверка исполнения.

Психологические методы:

Психодиагностические: тесты интеллекта и способностей, личностные оп­росники, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия (метод, позволяющий выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе по определенному критерию).

Психокоррекционные: психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, со­циально-психологический тренинг, тренинг поведения.

Методы психологического консультирования: эмпатическое слушание, ин­терпретация, идентификация, выдвижение гипотез.

Методы психотерапии: самовнушение, психоанализ, суггестия, групповая терапия, семейная психотерапия.

Педагогические методы:

Организационные: педагогический эксперимент.

Диагностические: педагогическое наблюдение, естественный эксперимент.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, дискуссия, лекция), нагляд­ные (иллюстрация, демонстрация, работа с наглядным материалом), практические (упражнения, лабораторные и практические занятия, игры, труд).

Методы воспитания: положительный пример, убеждение, приучение, поощ­рение и наказание, внушение, перспектива, самовоспитание, организация успеха и пр.

Социально-педагогические методы:

Методы социального воспитания: метод мотивирования и приобщения к действию, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества.

Методы воздействия: методы, воздействующие на сознание, на чувства, на поведение.

Методы организации социально-педагогического взаимодействия: методы целеполагания, методы ценностного ориентирования, методы организации деятель­ности, методы общения, методы оценки, методы самореализации.