РОССИЯ В 1917 г.: ВЫБОР ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ

Глава 4

Представительная власть в истории России. — Обществен­ная мысль о необходимости представительной власти. — Революция и уступка царизма. — I, II, III и IV Думы. — Поведение партий в Думе

Государственная дума — первый опыт российского парламентаризма

На всех этапах российского исторического процесса накапли­вался опыт формирования и функционирования представительных органов, что было следствием естественного стремления широких масс населения к выражению своих интересов в решении задач государственного управления, общественного развития. Новгород­ское вече, Боярская дума, Земский собор и другие органы цен­тральной и местной сословно-представительной власти в опреде­ленной мере ограничивали власть князей, монархов, заставляли их прислушиваться к мнению народа. Жесткая централизация, уста­новление самодержавной монархия сопровождались ограничением и ликвидацией представительной власти, однако система местного самоуправления продолжала существовать и несла в себе идею создания представительных организаций с возрастающими права­ми.

Поиск путей реформирования общественного устройства Рос­сии привел общественное движение к мысли о необходимости соз­дания общероссийского представительного органа. Но реформы второй половины XIX в. в области местного самоуправления (зем­ская, городская реформа) не завершились созданием такого орга­на, хотя демократические слои населения настаивали на этом.

Массовое революционное движение в стране вынудило царизм пойти на создание центрального законодательного учреждения. 11 декабря 1905 г. царское правительство издает закон о выборах в 1 Государственную думу. По закону более половины населения страны было лишено избирательных прав. Многоступенчатые вы­боры проводились по четырём неравноправным куриям: землевла­дельческой, городской, крестьянской и рабочей. По каждой курии избирались выборщики.

Выборы в 1 Государственную думу (27 апреля — 8 июля 1906 г.) прошли в марте-апреле 1906 г. Самой многочисленной в составе думы оказалась фракция кадетов, которой из 448 депута­тов было предоставлено 153 места. К тому же к ним примыкали 63 депутата национальных групп. На правом фланге думы оказа­лись октябристы. Черносотенные организации не смогли провести своих депутатов. Председателем Думы был избран кадет С.А. Му­ромцев, профессор Московского университета. Депутаты-кадеты стремились использовать свое пребывание в Думе для ограничения власти царя через конституционные реформы. Но центральным во­просом стал аграрный. На рассмотрение Думы были внесены аг­рарные законопроекты кадетской партии и трудовиков. Оба про­екта предусматривали образование земельного фонда для обеспе­чения безземельных и малоземельных крестьян землей (не в соб­ственность, а в пользование). Между представленными проектами имелись существенные расхождения. Трудовики выступали факти­чески за национализацию земли, кадеты допускали сохранение крупных помещичьих имений. Резкие разногласия между царским правительством и Думой с первых дней ее существования, отказ исполнительного органа подчиняться законодательному в конеч­ном итоге закончились роспуском I Государственной думы 9 ию­ля 1906 г.

Самодержавие стремилось обеспечить приемлемый для себя состав новой Думы. Однако II Государственная дума (2 февраля — 2 июня 1907 г.) оказалась более левой, чем первая. На ее ле­вом фланге оказались 222 депутата, в том числе 65 социал-демо­кратов, 104 трудовика, 37 эсеров, 16 народных социалистов, на пра­вом — монархисты и октябристы имели 54 депутата, кадеты, ко­торые представляли своеобразный центр, получили 98 депутатских мест. Председателем II Думы, начавшей работу 20 февраля 1907 г., был избран кадет Ф.А. Головин. Кадеты избрали тактику “бережения” Думы от разгона. В этой связи они демонстрировали свою готовность сотрудничать с правительством. Как и в I Думе, во II Думе центральным был аграрный вопрос. Первыми поставили его трудовики. Был выдвинут и кадетский аграрный проект, но теперь он был правее прежнего и вызвал единодушное осуждение кресть­янских депутатов.

Почувствовав себя достаточно сильным, царское правительст­во перешло в наступление, и 3 июня 1907 г. царским манифестом была распущенаII Государственная дума.По новому избиратель­ному закону число выборщиков от помещиков и крупной буржуа­зии было значительно увеличено. Отстранялись, как и прежде, от выборов женщины, студенты, военнослужащие. Лишались избира­тельных прав беднота и батраки, урезались права нерусских наро­дов. Вследствие ограничений могли принять участие в выборах только 13 % взрослого населения.

Собравшаяся на первое заседание 1 ноября 1907 г. III Госу­дарственная дума (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.) разительно отличалась от двух предыдущих по своему классовому, профессиональному и партийному составу. Фракция трудовиков насчитыва­ла всего 14 депутатов, сильно сократилось число кадетов. Самуюмногочисленную фракцию составили октябристы — 154 депутата. Председателем думы был избран крупный московский фабрикант-октябрист А.И. Гучков. За полный срок (5 лет) деятельности Ду­ма рассмотрела и утвердила 2117 законопроектов. Большинство из них составляли текущие законы о сметах различных ведомств.

Основные дебаты депутатов Думы вызвало обсуждение аграр­ного, рабочего и национального вопросов. Аграрный вопрос был связан с реформой Столыпина. Аграрную политику правительства защищали в Думе представители помещиков и крупной буржуа­зии, а резко критиковали трудовики. В январе 1912 г. Дума приняла закон о государственном страховании рабочих, распространяю­щийся только на фабрично-заводских и горнозаводских рабочих. Национальный вопрос постоянно поднимали русские шовинисты, выдвинувшие лозунг “Россия для русских”. Часто разворачивались дебаты по еврейскому вопросу.

Выборы в IV Государственную думу (15 ноября 1912 г. — 6 (19) октября 1917 г.) проходили осенью 1912 г. в условиях рево­люционного подъема. Предвыборная кампания шла на фоне дис­куссий — быть или не быть конституции? По своему партийному составу новая Дума мало отличалась от предыдущей. С началом первой мировой войны на заседаниях Думы стали рассматривать­ся проблемы войны, внешней политики. Если социал-демократы и трудовая группа выступили с осуждением войны, то буржуазные и буржуазно-помещичьи партии заняли шовинистические и обо­ронческие позиции.

Наиболее важными сторонами деятельности Думы являлись обсуждение и утверждение новых законов и государственного бюд­жета страны. Законопроекты сначала рассматривались думским совещанием, в комиссиях, на заседаниях Думы в трех чтениях. И только после утверждения проекта Государственным советом он приобретал силу закона. При таком порядке, хоть и обеспечивалась тщательная проработка законов, но утверждение их затягивалось иногда на годы. По бюджетным вопросам полномочия Думы не распространялись на статьи расходов по содержанию царского двора, на платежи по государственным долгам и обязательствам. Важнейшей частью повседневной деятельности Думы стало об­суждение депутатских запросов, но запросы могли подаваться за подписью не менее 30 депутатов.

Оценивая первый опыт российского парламентаризма, необхо­димо отметить, что деятельность Думы была далека от совершен­ства. Она сковывалась антидемократическими нормами, регули­рующими порядок ее работы, и столь же антидемократическим законом о выборах. Тем не менее Дума стала центром легальной политической борьбы, а утвердившийся в ней открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усечен­ный, за государственными финансами и действиями властей — все это способствовало политическому просвещению народа, рос­ту его политической активности, развитию традиций демократи­ческого решения важнейших государственных вопросов.

 

* * *

 

На рубеже XIX—XX вв. в общественном движении России за­вершается процесс выкристаллизовывания политических течений и организационное и политическое оформление партийных организаций. Ускорителем этого процесса выступила революция 1905— 1907 гг. Раньше других в самостоятельную политическую силу вы­деляется пролетариат, что позволило ему играть активную роль в буржуазно-демократической революции.

Анализируя истерию парламентаризма в России, нельзя согла­ситься с распространенным выводом, что в европейских странах парламентские традиции складывались веками, а в России опыт парламентаризма начинает вырабатываться только с 1906 г. Здесь не учитываются традиции создания и функционирования сословно-представительных учреждений на разных этапах российской исто­рии. А традиции получили отражение и в названии нового предста­вительного органа России — ДУМА.