Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика
Основные общественные течения: дворянско-консервативное, буржуазно-либеральное, революционно демократическое. — Три политических лагеря. — Революция 1905— 1907 годов. — Поведение политических лагерей. — Последствия революции
Общественно-политические силы в России. Революция 1905—1907 гг.
Государственная дума — первый опыт российского парламентаризма
Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика.
Общественно-политические силы в России. Революция 1905— 1907 гг.
На рубеже XIX—XX вв. в странах Западной Европы общедемократические свободы в основном были завоеваны. Эти свободы стали результатом борьбы прогрессивной части общества, буржуазии, пролетариата против монархических режимов, за достижение всеобщих парламентских выборов, республиканского строя. Переход к империализму одновременно характеризовался в политике правящих классов тенденцией к ограничению демократий. Милитаризм и империалистические войны еще более усиливали эту реакционную тенденцию. В ответ на активное противодействие масс, возрастание организованности и сознательности рабочего класса дальновидные политики западных стран стали прибегать к методам социального маневрирования, к демонстрации показного “демократизма”. Выражая интересы определенных классов и слоев общества, активное участие в общественно-политической жизни своих государств принимали политические партии.
К концу XIX в, в странах Азии и Африки с каждым годом крепнет национально-освободительное движение и становится самым важным фактором общественного развития Востока. В борьбу против колонизаторов включались новые общественные силы, широкие народные массы. Огромное влияние на подъем революционного движения в странах Азии оказала российская революция 1905—1907 гг.
В России особенности социально-экономического, и политического развития не могли не отразиться на общественно-политических процессах, на формировании политических партий. Так, российский пролетариат занимал более решительные позиции в борьбе против самодержавия, быстрее сформировал свою партию и определил революционные задачи. В начале XX в. Россия выработала первый опыт парламентаризма, уроки которого не могут предаваться забвению.
В ходе реформ 60—70-х гг. в России на арене общественно-политической борьбы наметились три основных общественных течения: 1) дворянско-консервативное; 2) буржуазно-либеральное; 3) революционно-демократическое. В последующие годы эти течения развивались, процесс их оформления в политические партии завершился лишь в период первой российской революции.
Основное ядро консервативного течения составляли консервативно настроенные помещики. Царское правительство стремилось укрепить их экономическое положение путем предоставления различных льгот и сохранения полукрепостнической эксплуатации крестьян. Оформившийся правительственный лагерь обладал громадной силой. Главной целью правительственного лагеря являлось сохранение в стране неограниченного самодержавия.
Идеологическому укреплению самодержавия должна была служить “теория официальной народности”, оформившаяся еще в 30 —40-х гг. XIX в. Теория основывалась на триаде — самодержавие, православие, народность. Идея незыблемости самодержавия и православия, якобы вековой приверженности к ним патриархального, послушного народа — все это разрабатывалось еще в предшествующую эпоху.
Острота общественно-политической борьбы в стране способствовала постоянным политическим колебаниям в правительственной среде, некоторые представители которой испытывали влияние либерально-монархических взглядов. В это время развивается правительственный либерализм как компромиссное течение, возникшее под влиянием общественно-политической борьбы, и разрабатывается теория постепенности реформ и мирного разрешения общественных проблем, в разработку которых существенный вклад внес историк К.Д. Кавелин (1818—1885 гг.).
Среди части консервативных дворян, недовольных реформой 1861 г., возникает течение, направленное на ограничение самодержавия, на создание узкосословной, олигархической дворянской конституции, призванной закрепить главенствующую роль дворянства в политической и экономической жизни страны. Сторонники “охранительных начал” группировались вокруг наследника престола, цесаревича Александра Александровича.
И все-таки, несмотря на некоторые расхождения в правительственном лагере, основной целью этого блока было сохранение в стране неограниченного самодержавия и того общественного строя, который сложился в России в ходе многовековой истории.
Либерализм как особое идейно-политическое течение возник в России в период кризиса феодального строя в середине ХIХ в. По своему идейно-политическому содержанию либерализм был буржуазным явлением, ибо отражал интересы капиталистического развития страны. Его состав неоднороден: либеральные помещики, либерально-монархическая буржуазия, буржуазная интеллигенция. На разных этапах своей эволюции эти социальные силы играли разную роль. Характерной особенностью развития либерализма в первые десятилетия после реформ было то, что основными носителями либеральных идей выступали буржуазные слои дворянства и интеллигенции, а их деятельность проходила главным образом, в рамках земских учреждений. Буржуазия, выросшая в условиях правительственных заказов, была политически инертной.
В 60—70-х гг. земские либералы стремились расширить сферу деятельности земских учреждений в местной хозяйственной и культурной жизни, получить право на участие в государственном управлении. С середины 70-х гг. до середины 90-х гг. основным проявлением либерализма была подача адресов и ходатайств с изложением основных требований: необходимость созыва Земского собора, реформа Государственного совета, расширение прав органов местного самоуправления, установление в России буржуазных свобод, отмена сословных привилегий и др. В это же время некоторые радикально настроенные представители земств обратились к нелегальной политической деятельности. К началу 90-х гг. в либеральном движении намечаются новые тенденции.
Выделяются два течения: радикальное (конституционное), представленное одним из лидеров тверского земства И.И. Петрункевичем (1843—1928 гг.), и умеренное во главе с председателем Московской земской управы Д.Н. Шиповым (1851—1920 гг.) Земцы-конституционалисты, подав письмо Николаю II, надеялись на понимание с его стороны. Но царь назвал призывы либералов “бессмысленными мечтаниями”. Оформившийся буржуазно-либеральный лагерь стоял в оппозиции к самодержавной власти и требовал ее ограничения и в то же время был готов на соглашение с царизмом.
Революционно-демократическое движение в России, так же, как и в странах Западной Европы, возникло в период перехода к капиталистическим отношениям. Особенностью российского исторического процесса было то, что на раннем этапе руководство борьбой за преобразования принадлежало не буржуазии, а дворянству. Как известно, история революционного движения в стране началась с декабристов. Но на первом этапе (1825—1861 гг.) революционного движения не произошло единения революционеров и народа.
На втором этапе (1861—1895 гг.) освободительного движения главной фигурой движения становятся революционеры-разночинцы. Складываются два центра революционного движения: один в Лондоне при редакции журнала “Колокол” (А.И. Герцен и Н.П. Огарев), второй — в России вокруг редакции журнала “Современник” (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).
Их демократические, антилиберальные традиции восприняли народники 70-х гг. Идейной основой народничества явилась теория общинного социализма. Они идеализировали крестьянскую общину, артели, кустарные промыслы как виды единого “народного производства”. Капитализм в России, как они полагали, не имеет почвы для своего развития, он искусственно “насаждается” в стране.
Основы идеологии революционного народничества были сформулированы А.И. Герценом (1812—1870 гг.), Н.П. Огаревым (1813—1877 гг.) и Н.Г. Чернышевским (1829—1889 гг.), которые пытались найти для страны, отставшей в социально-экономическом развитии, оригинальный, “сокращенный” по сравнению с Западом путь развития, соответствующий интересам народных масс. Главными теоретиками народничества 70-х гг. XIX вв. были М.А. Бакунин (1814—1876 гг.) — анархистское, или бунтарское направление, П.Л. Лавров (1823—1900 гг.) — пропагандистское направление, П.Н. Ткачев (1844—1885/1886 гг.) — заговорщическое или якобинское направление. Общим для них во взглядах было то, что коренные проблемы социально-экономической жизни 'народов не могут быть решены вне революции, так как интересы эксплуатируемых масс и эксплуататорского меньшинства непримиримы. Различия между тремя направлениями радикальной народнической мысли были связаны со взглядами их идеологов на движущие силы революции, на роль различных классов и сословий в революционном движении, на задачи и тактику борьбы.
В начале 70-х гг. народники неоднократно пытались поднять крестьянство на восстание. В этих целях весной 1874 г. революционная молодежь предприняла попытку массового хождения в народ. Но эта тактика потерпела неудачу.
В 1876 г. было создано тайное революционное общество народников “Земля и воля”. В 1879 г. из-за разногласий в методах ведения борьбы в связи с переходом части народников к террористической деятельности образуются две организации “Черный передел” и “Народная воля”. Основателями “Народной воли” были А.И. Желябов, А. А. Квятковский, Н.А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Программой организации ставились задачи: уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, демократические свободы, передача земли крестьянам. Народовольцы занимались агитацией во всех слоях населения, организацией террора (8 покушений на Александра II и его убийство 1 марта 1881 г.). Массовые аресты, идейный и организационный кризис привели к разгрому “Народной воли”.
“Черный передел” возглавили Г. В. Плеханов, Я. В. Стефанович и др. Они взяли за основу своей деятельности борьбу за экономические преобразования, за “черный передел” — за коренное перераспределение земельной собственности. Осенью 1880 г. во взглядах чернопередельцев наметились сдвиги, а в 1883 г. его лидеры основали группу “Освобождение труда”.
К концу 70-х — началу 80-х гг. XIX в. революционное народничество “вырождается” в либеральное, которое уже не ставит своей целью организацию революционной борьбы за свержение существующего строя.
С середины 90-х гг. начинается новый этап освободительного движения России, который Ленин охарактеризовал как пролетарский. Но впервые рабочие России выступили с протестами против насилия и эксплуатации еще в 60-х гг. XIX в. Эти выступления походили скорее на крестьянские бунты. В 70-х гг. рабочее движение испытывало на себе сильное воздействие народничества и продолжало оставаться частью общедемократического движения. В эти годы примитивные бунты стали сменяться стачками. Выделяются вожаки рабочего движения — П.А. Алексеев, В. Герасимов, А. Петерсон, С. Халтурин и др.
Первые политические организации пролетариата — “Южно-российский союз рабочих” (Одесса, 1875 г.) и “Северный союз русских рабочих” (Петербург, 1878—1880 гг.) способствовали активизации рабочего движения, его продвижению на путь самостоятельного и сознательного действия.
Растущее рабочее движение создавало предпосылки для зарождения в России социал-демократизма, для распространения революционной теории. Основную миссию по распространению марксизма в России в 80-х гг. взяла на себя группа “Освобождение труда”. Она видела свои цели в распространении идей социализма, в критике 'ошибочных взглядов народников, в разработке и объяснении важнейших вопросов и явлений российской общественной жизни с позиций теории социализма. С деятельностью Г.В. Плеханова и его группы связано и начало разработки проектов программы партии.
В самой России в это время создавались социал-демократические группы и кружки. Наиболее известные из них — Д.Н. Благоева (1855—1924 гг.) П.В. Точисского (1864—1918 гг.), М.И, Бруснева (1864—1937 гг.). Всего в этот период в 24 губерниях России действовало 10 групп переходного от народничества к марксизму характера и 53 социал-демократические организации. Главное внимание в них уделялось политической учебе и культурному развитию рабочих, воспитанию сознательных руководителей масс. Деятельностью группы “Освобождение труда” и социал-демократических кружков в России были заложены основы теории и программы социал-демократической партии.
Большой вклад в становление и развитие российского социал-демократизма как идейно-политического течения внес В.И. Ленин (Ульянов) (1870—1924 гг.). В своих работах 90-х гг. он обосновал идею гегемонии пролетариата в освободительном движении, рассматривал союз рабочего класса и крестьянства как решающую силу общественного прогресса, анализировал перспективы демократической и социалистической революции, писал об организации пролетарского авангарда в самостоятельную политическую партию.
В.И. Ленин вел идейную борьбу с либеральными народниками и “легальными марксистами”. Выдвигая программы реформ, народники 90-х гг., ставили задачу улучшения положения крестьянства при сохранении основ российского общества. “Легальный марксизм” как идейно-политическое течение либерально-буржуазной интеллигенции, возглавляемой П.Б. Струве, Н.А. Бердяевым и др., отрицал наличие классовых антагонизмов, представлял государство вечной надклассовой категорией.
В начале XX в. рабочий класс России рядом своих выступлений заявил о себе как о крупной политической силе. В 1900— 1904 гг. в России произошло 670 крестьянских восстаний. Составной частью политической палитры начала века стали студенческие волнения. Имели место случаи брожения в армии, антиправительственные выступления в национальных районах страны.
Расстрелом мирного шествия рабочих в Петербурге 9 января 1905 г. началась революция в России. По всей стране прокатилась волна протеста, но призыв партии большевиков к вооруженному восстанию не нашел тогда поддержки.
Высшей точкой развития революции стало декабрьское вооруженное восстание в 1905 г. После поражения восстания борьба революционных сил продолжалась, однако она носила эпизодический характер, а ее масштабы свидетельствовали о том, что революция медленно, но шла на спад. Первая революция в России закончилась поражением летом 1907 г., когда 3 июня царское правительство, разогнав II Государственную думу, совершило государственный переворот.
Каждая партия входила в тот или иной из трех политических лагерей: 1) правительственный; 2) либерально-буржуазный; 3) революционно-демократический.
Правительственный лагерь объединял наиболее реакционные силы страны, стоявшие на страже интересов самодержавно-крепостнического строя. В революции 1905—1907 гг. правительство поддерживали 6 помещичье-монархических и 8 реакционных буржуазных партий и множество мелких политических организаций, которые в той или иной степени примыкали к этим партиям. Все они единодушно требовали от правительства железной рукой подавить революционные выступления.
Политическое поведение либерально-буржуазных партий на протяжении всего хода революции — это колебания между демократической мелкой буржуазией и контрреволюционными элементами крупней буржуазии, между стремлением опереться на народ и боязнью его революционной самодеятельности. Но при всех зигзагах достаточно четко прослеживается общая тенденция разрыва с демократией, с одной стороны, и сближения с правительственным курсом в отношении к революции — с другой. При этом либералы упорно пытались встать во главе революции, повести за собой широкие слои народа.
Революционно-демократический лагерь — пролетариат и его союзники — представлял собой в России силу, объективно способную не только успешно противостоять самодержавию и либеральной буржуазии, но и. привести народную революцию к победе. Но в 1905—1907 гг. пролетариат еще не сумел скоординировать выступление различных революционных сил, которые обеспечили бы их победу над самодержавием.
Первая российская революция потерпела поражение в силу ряда причин и прежде всего из-за неблагоприятного соотношения сил революции и контрреволюции. Но последующие поколения революционеров, и не только в России, извлекли из ее опыта необходимые уроки.
События 1905—1907 гг. явились прологом революционных сражений XX в. Революция показала силу пролетариата, его способность повести за собой крестьянство, выявила правильность и ошибочность стратегии и тактики политических партий.
Революция в России оказала воздействие на развитие общественно-политических движений, на активизацию борьбы пролетариата в развитых капиталистических странах Запада, на новый мощный подъем национально-освободительного движения народов Востока.
Таким образом, в пореформенный период получили развитие основные общественно-политические течения, которые к началу первой революции в России оформились в три партийно-политических лагеря. Расстановка партийно-политических сил представляла из себя довольно пеструю картину. Борьба между ними велась за то, чтобы занять главное место в определении судьбы России.
Этапы формирования партий. — Социалистические партии. — Либерально-буржуазные партии. — Помещичье-монархические партии. — Социально-классовые основы, — Программа. — Тактика
На определенном этапе общественного развития выдвигается па повестку дня необходимость создания организаций, объединяющих наиболее активных представителей различных классов или социальных групп, способных отстаивать интересы данной части населения. К началу XX в. человечество уже располагало таким опытом строительства политических партий. В России же этот процесс начался позже, так как самодержавие тормозило какую-либо политическую деятельность.
Образование партий — это не единовременный акт, а процесс, который проходит определенные этапы. 1-й этап — это формирование определенных идейно-политических настроений, побуждающих единомышленников объединяться в кружки. На 2-м этапе — выкристаллизовываются направления общественно-политической мысли, носители которой группируются вокруг определенных публичных изданий. И лишь потом на 3-м этапе происходит организационное и политическое оформление самого партийного коллектива на основе выработанных организационных, идейных и политических принципов для совместной организационной работы — пропаганды и агитации за свою программу и тактику.
Канун первой российской революции явился тем историческим моментом, когда политические партии в России проходили 1-й или 2-й этапы своего становления. Причем если господствующие классы помещиков и крупная буржуазия еще не ощутили грозящей опасности их интересам и поэтому не испытывали пока необходимости в политическом объединении в партии и союзы, то демократические слои общества увидели в организованной оппозиции реальную альтернативу существующей политической власти.
В ходе революции классовая борьба в России приобрела ярко выраженный партийный характер. Процесс образования партий вступил в свой 3-й этап.
В зависимости от социально-классовой основы, программных и тактических установок все политические партии, образовавшиеся до и в годы революции, можно разделить на 4 большие группы:
1) пролетарские (большевики); 2) революционно-демократические (социал-демократического и левонароднического направлений); 3) буржуазные (с выделением двух разновидностей: либеральных и консервативных); 4) помещичье-монархические.
В свою очередь каждая из этих четырех групп партий входила в тот или иной из трех политических лагерей: правительственный, либерально-буржуазный, революционно-демократический.При этом надо иметь в виду, что развитие революции, углубление классовых противоречий, хотя и не нарушало основ разграничения политических сил, в то же время часто вело к изменению позиции партий и групп, стоявших на границе делений.
Еще задолго до революции начали организовываться социалистические партии. Так, в 1892 г. образовалась Польская социалистическая партия, в 1893 г. — социал-демократия Королевства Польского и Литвы, в 1898 г. — литовская и латышская социал-демократические партии.
В.И. Ленин и его соратники в начале 90-х годов начали подготовку к созданию пролетарской партии. Зачатком такой партии стал организованный ими в 1895 г. “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Деятельность Союза был нацелена на соединение теории социализма с массовым рабочим движением. На местах из кружков и групп под разными названиями начали создаваться социал-демократические организации.
Задача создания партии стала особо актуальной в связи с начавшейся в 80-х гг. дифференциацией в российском социал-демократическом движении и обозначившимся разделением на 2 основных направления: революционное и реформаторское. Реформаторские тенденции в социал-демократическом движении получили наиболее полное выражение в идеологии и тактике “экономизма”. “Экономисты” выступали в защиту профессиональных интересов рабочих и удовлетворения их повседневных нужд и создания партии по типу конфедерации местных кружков культурно-просветительского толка.
В марте 1898 г. в Минске представители четырех “Союзов борьбы”, Бунда и группы “Рабочей газеты” (всего 9 делегатов) собрались на I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии). Съезд стал ступенью на пути создания революционной пролетарской партии, хотя и продолжался период раздробленности кустарничества и кружковщины,
Идейно-теоретическая и организаторская работа В. И. Ленина и его соратников сделала возможным созыв II съезда РСДРП (июль — август 1903 г.). Важнейшими документами, принятыми съездом, были Программа и Устав партии. В Программе были поставлены две коренные задачи партии — свержение самодержавия в России и установление демократической республики, борьба за победу диктатуры пролетариата. Но в демократическом лагере вместо единой РСДРП практически выступали две партии — большевики и меньшевики. Окончательное размежевание этих партий произошло в 1912 г.
На рубеже XIX—XX вв. в революционно-демократическом движении сложились два основных направления: социал-демократическое и левонародническое, которым соответствовали две группы политических партий. Большевики как представители революционной социал-демократии возглавляли демократический лагерь. Меньшевики представляли реформаторское течение социал-демократии. Социал-демократическое направление пестрело разного рода национальными образованиями, родственными меньшевикам. Вих числе: “Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России” — Бунд (1897 г.), Революционная украинская партия — РУП (1900 г.), социал-демократическая партия (1887 г.), Литовская социал-демократическая партия (1896 г.), Эстонский социал-демократический рабочий союз (1905 г.).
Главной силой левонароднического направления выступила партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры, официально заявившие о себе в январе 1902 г., образовались из разрозненных организаций народнического направления на платформе демократического “крестьянского социализма”. Претендуя на титул “крестьянской”, партия эсеров по своему составу была преимущественно интеллигентской.
Много в ней было выходцев из семей капиталистов и дворян. Вошли в партию эсеров и представители крестьян и рабочих. Идейные и политические разногласия в партии, наметившиеся уже на ее I съезде (декабрь 1905 г. — январь 1906 г.), привели летом 1906 г. к расколу эсеров на три течения: а) левое — “максималисты”, б) центр — эсеры старого типа, в) правое — “народные социалисты” (энесы).
“Максималисты” предстоящую революцию предлагали признать не буржуазной, а социалистической. Требовали немедленной “социализации” не только земли, но и всех фабрик и заводов. Энесы стремились свой “социализм” приспособить к интересам зажиточной части крестьянства. Они отказались поддержать эсеровскую идею социализации земли, отреклись не только от социализма, но и от требования демократической республики. Их устраивала конституционная монархия.
Основная масса всего состава партии эсеров сгруппировалась вокруг Центра на основе программы, принятой на I съезде. В их программе говорилось, что в России противостоят друг другу две силы: с одной стороны, дворянство, буржуазия и деревенское кулачество, а с другой — пролетариат, трудовое крестьянство и интеллигенция. Одну из задач революции они видели в социализации земли, т. е. в ее передаче из частной собственности в общенародное достояние и распределение ее органами народного самоуправления на основе уравнительно-трудового принципа. Эсеры в качестве своей ближайшей цели ставили задачу агитации за созыв Учредительного собрания для ликвидации самодержавного режима и установления свободного народного правления. Проявляя склонность к революционному авантюризму, эсеры признавали тактику индивидуального террора главным методом политической борьбы. Лидерами партии стали В.М. Чернов, П.А. Аргунов, А.П. Гоц и др.
По тактическим методам борьбы к эсерам приближались анархисты.
Среди ряда национальных партий левонароднического направления наиболее крупной была партия Дашнакцутюн — Армянский революционный союз (1890 г.). Это направление также поддерживали Революционная партия социалистов-федералистов Грузии (1904 г.), Белорусская революционная партия, переименованная вскоре в Белорусскую социалистическую громаду (1902 г.), Латышский социал-демократический союз (1901 г.). Так как при разработке своих программ национальные левонароднические партии брали за эталон документы партии социалистов-революционеров, их программные установки имели много общего.
Наряду с этими партиями, выступавшими сторонниками различных ветвей социалистической мысли, на окраинах страны стали возникать национальные партии, выдвигающие общедемократические требования в национальном вопросе, — польская, литовская, латышская, армянская, грузинская, еврейская.
В августе 1905 г. состоялся 1 съезд “Иттифак-эль-Муслимин” (“Союз мусульман”), в котором участвовали и башкирские либералы. В резолюции съезда указывалось на необходимость единения всех мусульман, выдвигалось требование об уравнении мусульман с русскими “в политических, религиозных и имущественных правах”. Принятие партийного устава и официальное заявление о создании партии состоялось в январе 1906 г. “Иттифак-эль-Муслимин” самораспустилось после третьеиюньского переворота 1907 г.
Завершение создания партий либеральной буржуазии пришлось на подъем первой революции в России. Еще в 1899 г. большая группа земских либералов объединилась в полулегальный кружок “Беседа”. В 1903 г. из наиболее радикальных земцев был создан “Союз земцев-конституционалистов. Одновременно в 1902 г. вышел первый номер журнала “Освобождение”. В 1904 г. из представителей буржуазной интеллигенции и либеральных земцев создается “Союз освобождения”, завершивший консолидацию сил и подошедший к образованию партии конституционных демократов (октябрь 1905 г.). В 1906 г. к ранее принятому официальному названию добавилось: партия “народной свободы”. В целом программа кадетов была рассчитана на развитие России по капиталистическому пути западного образца. Выдвинутое вначале требование конституционной монархии в 1917 г. было заменено требованием демократической парламентской республики. Кадеты подчеркивали, что они как партия надклассовая занимают особую позицию, Партия кадетов выступала за культурное самоопределение наций, равенство граждан, независимо от сословий. Основу партии составляла либеральная интеллигенция, в первую очередь представители ее высших слоев. В партию также входили высокооплачиваемые категории служащих, представители городской мелкой буржуазии. Первым председателем конституционно-демократической партии народной свободы стал крупный землевладелец князь П. Д. Долгоруков. В 1907 г. председателем партии становится ученый-историк П. Н. Милюков. В действовавших в 1905—1907 гг. примерно трехстах организациях кадетов числилось от 60 до 100 тыс. членов партии.
Кроме кадетов, в либерально-буржуазный лагерь входило более десятка общероссийских и национально-буржуазных партий. Наиболее значительными из них были партия демократических реформ, демократический союз конституционалистов, партия мирного обновления и др. Все они находились в оппозиции к царскому правительству, и их программы отличались от кадетской требованием национального равноправия и права политического и культурного самоопределения в рамках автономии.
В революции 1905—1907 гг. правительство поддерживали помещичье-монархические, реакционные буржуазные партия и множество мелких политических организаций, которые в той или иной мере примыкали к этим партиям. В отличие от буржуазных и революционно-демократических партий эти организации, как правило, были только русскими. Это объясняется тем, что во главе государства стояли русские помещики.
Наиболее крупными монархическими партиями, образовавшимися после 17 октября 1905 г., были “Союз русского народа” (100 тыс. человек), “Русский народный союз имени Михаила Архангела” (20 тыс.), “Русская монархическая партия” (более 2 тыс. человек). “Союз русского народа” в своем первом программном документе заявил, что в основу деятельности этой партии положены идеи православия, самодержавия, народности. Членами союза могли состоять “только природные русские люди обоего пола, всех сословий и достояний”. Главным органом партии стала газета “Русское знамя”, председателем главного совета стал статский советник Дубровин А.И.
В программе главной партии буржуазии — “Союз 17 октября” (октябристов) — государственное устройство России виделось как конституционная монархия, но не с Учредительным собранием, а с Государственной думой. За нерусскими народами, кроме финнов, не признавалось даже права культурной автономии. Социальную основу партии составила крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, крупные помещики, ведущие свое хозяйство по капиталистическому пути, незначительная часть верхушки интеллигенции. Председателем ЦК партии вначале был крупный землевладелец Д.Н. Шипов, а с октября 1906 г. московский купец А.И. Гучков.
К “Союзу 17 октября” в годы революции примыкали 18 различных партийных организаций, в их числе Торгово-промышленный союз, прогрессивно-экономическая партия, Балтийская конституционная партия и др. Подобно октябристам действовали и многие национальные буржуазные партии, видя в царизме своего защитника от народного гнева.
Таким образом, на рубеже XIX—XX вв. происходит оформление течений освободительного движения России в политические партии, которые стали выступать выразителями интересов определенных социальных групп и классов в острых политических схватках. Величайшим катализатором образования новых политических партий стала первая российская революция. За короткий период в России возникло столько политических партий, сколько не имелось ни в одной стране мира. К концу гражданской войны 1917—1920 годов численность российских партий составила около 100.