Общая характеристика концепции управления функцией социального института

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) – 1) система взглядов, отражающая определенное понимание сущности какого-либо предмета или явления и отношение к нему; 2)совокупность принципов, определяющих направление развития и способы решения поставленных задач в рамках того или иного вида деятельности. 3) замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.

Концепция, таким образом, включает:

· основополагающие идеи,

· общие положения,

· принципы,

· методологию

· целостное представление о предмете концепции, направлениях развития и способах решения поставленных задач в рамках того или иного вида деятельности.

Концепция выступает исходным способом оформления, организации и развертывания знания по определенной проблеме.

Предметом разрабатываемой концепции является новая функция социального института. Под термином «функция» обычно подразумеваются благоприятные последствия деятельности социального института, то есть он трактуется обычно в позитивном смысле. Деятельность института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Концептуальная основа функции общественного института

Виды функций, которые социальные институты выполняют в обществе:

1. Создание возможностей (через организацию совместной деятельности людей) для удовлетворения социальных потребностей.

2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений - через систему правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым. Институты включают в себя ценности и нормы, которым следует большинство. Все институционализированные способы поведения охраняются и поддерживаются довольно жесткими санкциями. В социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там считается достойным и недостойным, как действовать в этой конкретной системе отношений.

3. Регулятивная функция - через выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества. Институты - это взаимосвязанные системы упорядоченных социальных связей, которые делают поведение каждого отдельного члена общества достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам проявления. Существующие институциональные правила могут существенно препятствовать развитию тех или иных отклонений и возвращать конкретное поведение в обычное (привычное, должное, общепринятое) русло. Таким образом, социальный институт выступает элементом системы социального контроля.

4. Интегративная функция, выражающаяся в процессах сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

5. Транслирующая функция - через передачу социального опыта приходящим в социальный институт новым людям за счет как расширения социальных границ института, так и смены поколений; для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

6. Коммуникативная функция - через распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

6. Обеспечение непрерывности и устойчивости общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества, - через поддержание и продолжение безличных общественных функций (производство, распределение, защита и пр.).

Таким образом, институциональная система общества - своего рода каркас, хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию (Т. Парсонс).

Явные и скрытые функции социального института

Функция может осуществляться явно и скрыто (латентно). Явными считаются функции, последствия реализации которых носят намеренный характер и признаются людьми. Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.

Дисфункция общественного института

Важнейшей характеристикой деятельности социальных институтов выступает их постоянное взаимодействие с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Нарушение данного процесса порождает дисфункцию социальных институтов. Как уже отмечалось ранее, главной функцией социального института является удовлетворение той или иной общественной потребности. Но с течением времени протекающие в обществе процессы изменяют потребности, как отдельных индивидов, так и целых социальных общностей, что в свою очередь меняет характер отношений социальных институтов с социальной средой. Некоторые потребности становятся менее значительными, а некоторые вообще исчезают, в результате этого институты, осуществлявшие данные потребности, перестают отвечать требованиям времени и их дальнейшее существование становится бессмысленным, а порой даже тормозящим общественную жизнь. В силу инерции социальных связей такие институты могут продолжать функционировать еще некоторый период времени как дань традиции, но чаще всего они довольно быстро прекращают свою деятельность.

Деятельность социального института, которая мешает реализации социальных потребностей общества, направлена не на сохранение, а на разрушение социальной системы, расценивается как дисфункциональная.

В период интенсивных социальных перемен в обществе часто возникают ситуации, когда изменившиеся общественные потребности не могут найти адекватного отражения в структуре и функциях уже существующих социальных институтов, что может привести к дисфункции. Дисфункция может найти свое выражение как во внешней, формальной («материальной») структуре (недостатке материальных средств, подготовленных кадров и т.д.), так и во внутренней, содержательной деятельности (неясности целей деятельности института, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета института и т.д.).

Дисфункция наступает и в случае потери социальным институтом его существенного качества - деперсонализации деятельности. Как известно, социальный институт функционирует как объективно действующий механизм, в котором каждый человек, на основе разработанных норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет заранее определенные роли. Принцип деперсонализации заключается в том, что выполнение функций института зависит от четкого распределения социальных ролей и эффективной работы всего механизма, обеспечивающего должное исполнение этих функций, а не от личностных особенностей, склонностей, предпочтений выполняющих их индивидов или других субъективных моментов. Персонализация (потеря деперсонализации) института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, его объективные функции уходят на второй план, на первый план выходят личные и корпоративные интересы конкретных действующих лиц, а также их персональные качества и свойства. Это, в конечном итоге, ведет к тому, что социальный институт становится все менее ориентированным на достижение основной цели своего существования - обеспечение той или иной социальной потребности.

Система социальных институтов подвергается наибольшей деформации во времена быстрых социальных перемен или революций. Перед многими традиционными институтами встает дилемма: или полностью прекращать свою деятельность, или адаптироваться к решению новых задач. Переорганизация или формирование новых социальных институтов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуют длительных временных периодов, так как нельзя быстро сформировать новые стандарты поведения, быстро изменить сознание и психологию людей. Это приводит к тому, что людям приходится сталкиваться c серьезными трудностями при поддержании общественного порядка в традиционных областях жизнедеятельности, возникающими из-за неурегулированности вновь возникающих социальных отношений. В отношении таких переходных периодов общества, связанных с дезорганизацией традиционных институтов, уместно использование понятия аномии.

В результате дисфункции социального института определенные общественные потребности перестают удовлетворяться, но не исчезают, что может привести к стихийному появлению нормативно нерегулируемых видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию за счет нарушения существующих норм. Регулярное воспроизводство каким-либо социальным институтом дисфункциональных явлений ведет к социальной дезорганизации. Разрешение подобной проблемы возможно на основе изменения института или создания нового, что привело бы к удовлетворению данной социальной потребности.

Обеспечивая стабильное развитие общества, выполняя необходимые функции, социальные институты сами для более эффективного функционирования нуждаются в наличии определенной совокупности условий.

Условия эффективного выполнения функции социальным институтом:

1. четкое определение цели, задач и объема функций социального института.

2. наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;

3. рациональное разделения труда и его рациональной организации внутри социального института.

4. степень деперсонализации деятельности и объективизации функций, выполняемых отдельными лицами.

5. признание престижа, которым обладает социальный институт в глазах групп, общностей или общества.

6. бесконфликтное включение социального института в глобальную систему институтов, интеграции в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, с другой - позволяет осуществить социальный контроль над институциональными действиями;

7. наличие материальных средств и условий, позволяющих обеспечить выполнение институтом нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Нарушение этих условий, порой даже одного, ведет к тому, что деятельность института приобретает дисфункциональный характер, нарушается взаимодействие социальной среды и социального института по реализации главной функции каждого социального института - удовлетворению конкретных общественных потребностей. Этой проблеме необходимо уделять большое внимание, так как жизнь каждого человека и деятельность всех социальных групп в решающей степени зависит от эффективной работы социальных институтов.

Эмерджентные связи между социальными институтами и их функциями

Социальные институты являются самостоятельными образованиями, обладают собственной логикой развития, носят надиндивидуальный характер и обладают системными качествами. Между институтами и внутри них складываются институциональные отношения, которые определяются социальными нормами и регулируются санкциями; их характер и содержание устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

В процессе социального развития происходит дифференциация и специализация социальных институтов, а значит, усложнение институциональной системы общества в целом, усиление степени взаимосвязи различных социальных институтов и пр. Кроме того, с развитием общества происходит изменение приоритетов в деятельности социальных институтов. Таким образом, система социальных институтов образует механизм, с помощью которого общество регулирует социальное равновесие, видоизменяя содержание деятельности институтов и корректируя взаимосвязи между ними. В то же время, социальные институты в рамках определенных социокультурных систем могут служить важнейшим рычагом социальных изменений.

Согласованная деятельность различных социальных институтов в значительной мере обеспечивает стабильность современного общества. Задача координации деятельности разных институтов, однако, осложняется тем, что каждый из них осуществляет не одну, а множество взаимосвязанных функций. В то же время одна функция может выполняться несколькими институтами (пр., социализация подрастающего поколения - семья, образование, СМИ). Поэтому если какой-либо из институтов перестает удовлетворять общественные потребности, для которых он предназначался, то эти функции берут на себя другие институты.