Второе занятие.
Первое занятие.
I. Возникновение античной философии.
1. Основные очаги философской мысли античного мира.
2. Какие особенности общественной системы античного мира и как повлияли на формирование философской культуры в Элладе?
3. Движение от мифа к логосу и обратно, взаимовлияние.
– Что такое миф, эпос, логос (их соотношение) что такое мистерия?
– Каковы особенности античного мифа, мистерий, религии?
– Роль логоса и мифа в становлении античной философии.
– В чём отличие научных представлений Древнего Востока и Эллады?
– Какую роль в движении от мифа к логосу сыграли научные знания эллинов?
II. Философствование Ферекида Сиросского. Суть аллегорического метода.
1. Анализ переводов фрагмента из «Метафизики» Аристотеля. Сравнить: Аристотель Метафизика. // Соч. т. 1. Кн. 14, гл. 4 фрагм. 1091 b 6; и «Фрагменты ранних греческих философов». Часть 1. М. 1989. С. 86 (7. Аристотель…).
2. Иносказание как прообраз аллегорического метода.
3. Отличие мифологии Ферекида от мифологии Гомера и Гесиода: какой смысл в пятизначном именовании Зевса Ферекидом; можно ли первоинстанцию Ферекида считать ценностно-нейтральной; отличие эволюционного (от Акусилая, до Гомера, Гесиода, милетцев) и инволюционного понимания развития (у Ферекида и «богословствующих философов»)?
Тезаурус: хорология; хронология; высшая экономическая ценность на Древнем Востоке и в Элладе; личностность и свобода как ценность для эллинов; полис; агон; калокагатия; миф; эпос; логос; мистерия; знания особенности их добывания и существования на Древнем Востоке и в Элладе. Ферекид как мудрец и философ; аллегория; метод; инволюция; первосила; теокосмогония; космогония; космология.
III. Милетская школа натурфилософии.
1. Фалес Милетский (624-546).
а). Отличие учения о первоначале Фалеса Милетского от мифологической точки зрения (Гомер, Гесиод) и взглядов «богословствующих философов», в частности Ферекида Сиросского.
б). Естественнонаучные представления Фалеса.
2. Анаксимандр (611-545).
а). Учение об апейроне.
б). Естественнонаучные взгляды Анаксимандра.
3. Анаксимен (585-525).
а). Развитие и совершенствование учения о первоначале.
б). Естественнонаучные представления.
IV. Общие черты Милетской школы.
V. Роль Ферекида Сиросского и милетских философов в становлении традиции «богословствующих философов»; и натурфилософской традиции античности.
Тезаурус: Милет; Меандр; меандр; Фалес как мудрец и философ; доказать, что его основоположение – не миф, не естественнонаучная гипотеза, а философская проблема; апейрон; метафизика; аэр; способ формирования мира из первоначала у натурфилософов.
Основная литература
1. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб. 1998. 401 с. (См.: Гл. 8, С. 199-228; Гл. 9, с. 229-258; Гл. 10, с.259-294).
2. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э. СПб. 2000. (Гл. 1. § 1. Гл. 2. § 1. С. 106-107. Гл. 3 §1. С. 150-151. § 2. С. 161-165. Заключение. С. 244-247).
3. Гомперц Т. Греческие мыслители. Том 1. СПб. 1999. Введение. Гл. 1.
4. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. §§ 7-11.
5. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М. 1989. Ферекид из Сироса. С. 84-89. Милетцы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. С. 100-135.
6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М. 1979. Ферекид: С. 100-102; Фалес: С. 69-76; Анаксимандр: С. 103; Анаксимен: С. 104.
7. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. (Начало древнегреческой философии). М.: 1996, 192 с. (Гл. IV – Ферекид. С. 110-138).
8. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Гл. 1. Гесиод. Гл.7 Ионийские мудрецы.
9. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. Введение.
10. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Введение. Гл. 1.
Дополнительная литература:
1. М. Хайдеггер Изречение Анаксимандра. // Васильева Т.В. Семь встреч с М. Хайдеггером. М. 2004. – 336 с. (См.: с. 8-9; с. 47-96).
2. Васильева Т.В. Философия. Лучше всего, конечно же вода… // Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. Пособие для студентов. М., 2002. – 452 с. (См.: с. 7-18).
3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. – 224. (См.: Главы 7 - 8; С.126-155. См.: Там же Ф.Х. Кессиди Послесловие. С. 200-219).
4. Марру А.-И. История воспитания в античности. М. «ГЛК» Ю.А. Шичалина. 1998. 451 с.
5. Ахутин А.В. Эпический исход. // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М. 1991. – 254 с. (См.: С. 5-18; 32-44). Или: Ахутин А.В. Эпический исход. // Ахутин А.В. Тяжба о бытии. – 304 с. (См. с. 72-87 и с. 103-116).
6. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. М. 2000. Введение. С. 5-14.
7. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М. 1996. 381 с. (См.: С. 104-106). Или Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М. 1995. См.: С. 10; 13-16; 48-55.
8. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. – М.: Изд-во МГУ, 1990.– 286 с. (См.: Гл. 1. Соотношение философского и специально-научного знания в учениях мыслителей Милета. С. 22-53).
9. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М. 1968.
10. Лебедев А.В. Демиург у Фалеса // Текст. Семантика. Структура. М. 1983.
11. Лебедев А.В. «To Apeiron: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель» / Вестник древней истории (ВДИ). 1978.№ 1; № 2.
12. Рожанский И.Д. Античная наука. М.: Наука. 1980. 199 с.
Пифагор и пифагорейцы (2 часа).
1. «Пифагорейский союз», орфизм и «пифагорейская жизнь».
2. Жизнь Пифагора (580-500 г. до н.э.).
3. Учение о душе.
4. Учение о числе.
5. Учение о гармонии.
6. Космология Пифагора.
7. Место Пифагора в традиции спекулятивно – символического богословия.
8. Традиция пифагорейства в античной философии до 3 в. н.э. и усвоение пифагорейских идей в традиции Платонизма и неоплатонизма.
Тезаурус: философская школа; религиозное сообщество (фиас); политическая гетерия; о-в Самос; Кротон; Метапонт; акусма; метемпсихоз; гармония; спекулятивный.
Основная литература
1. Аристотель. Метафизика. Кн.1, гл. 5. – 985 b 25, 30. 986 a 986 b 5.
2. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М. 1989. Пифагор. Теано. Телавг. Керкоп. Петрон. Бротин. Гиппас. Каллифонт и Демокед. Пармиск. – С. 138-156 Пифагорейская школа: С. 465-505; См. также: Филолай С. 432-446; Архит С. 447-459.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М. 1979. Пифагор: С. 332-346; Гиппас: С. 356; Филолай: С. 356-357; Архит: С. 354-355.
Дополнительная литература
1. Ямвлих Халкидский Жизнь Пифагора.– М.: Алетейа, 1997. – 184 с.
2. Филострат Флавий Жизнь Аполлония Тианского. М., Наука. 1985. – 328 с.
3. Пифагорейские Золотые стихи с комментариями философа Гиерокла. М.: Гнозис, 1995. – 122 с.
4. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л., Наука. 1990 – 191 с.
5. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб, 1994. – 376 с.
6. Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. – СПб.: РХГИ, 2002. – 424 с.
7. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. – М.: Просвещение, 1993. 224 с.
Ксенофан – его влияние на философию Гераклита и учение элеатов (6 часов).
Занятие первое. Ксенофан и Гераклит.
1. Жизнь и идеи Ксенофана из Колофона (570-480/470).
2. Гераклит Эфесский – 540/535 – 470 (акмэ – 504-501): образ жизни и образ мысли.
3. Диалектика Гераклита Эфесского:
· основополагающий диалектический принцип Гераклита: «Panta rei»;
· относительность и изменчивость свойств и качеств предметов и явлений;
· борьба и единство противоположностей;
· значение понятия «игра» в учении Гераклита.
4. Учение Гераклита о первооснове мира.
5. Космология Гераклита.
6. Учение Гераклита о Логосе: вопросы познания.
7. Связь космологии и гносеологии Гераклита.
8. Отличие позиции Гераклита от позиции Анаксимандра Милетского (611-546).
9. Отношение Гераклита к идеям Ксенофана Колофонского.
Тезаурус: Колофон; Великая Греция; Элея; монизм; дуализм; плюрализм; пантеизм; монистический пантеизм; сфайрос. «Panta rhei»; диалектика; релятивный; релятивизм; агон; первоогонь; логос; гармония; игра.
Литература:
1. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М. 1989. См.: Гераклит. С.176-257.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М. 1979. См.: Анаксимандр; Ксенофан; Гераклит.
3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. §§ 17-18.
4. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб. 1999. Часть первая. Гл. 1. (5). С. 61-80.
5. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М. 1995. Гл. 3 (1). С. 49-69.
6. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл. 2 (1); Гл.2 (3).
7. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дионис, логос, судьба. М. 1992. Гл. 8 Парменид и Гераклит – два антипода? С. 71-85.
8. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб, «Наука». С. 286-302.
9. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. // Избр. произведения в 3-х томах. М.:«REFL-book», (Собрание латинского клуба). 1994. Т.3. С. 207-225.