IV. Военная реформа (1874 г.).
III. Судебная реформа (1864 г.).
II. Городская реформа (1870 г.).
1. В городах создавались городские думы, которые как и земства были всесословными органами местного самоуправления.
2. Выборы в Городскую Думу проходили на тех же принципах, что и в земства.
3. Думы занимались вопросами благоустройства города и поддержания в нем правопорядка.
1. Суд становится всесословным, а судебное разбирательство – гласным, то есть в ходе слушания дела в зале присутствовала публика, пресса.
2. Введено право защиты подсудимого и состязательность судопроизводства, то есть прокурор должен был доказать вину, а защитник – адвокат привести доводы в пользу обвиняемого человека.
3. Решение о виновности или невиновности человека решала комиссия из 12-ти присяжных заседателей, избиравшихся по жребию из числа всех местных жителей всех сословий.
4. Провозглашен принцип независимости суда от административной власти , то есть до вынесения приговора человека нельзя было арестовать и заставить отбывать наказание.
5. Однако, для крестьян сохранился особый суд с телесными наказаниями, а большинство политических дел могли быть изъяты из гражданского судопроизводства по решению администрации и переданы на рассмотрение закрытому военному трибуналу.
6. Политические дела, связанные с государственными преступлениями вообще рассматривались на закрытых заседаний военного трибунала.
1. Рекрутские наборы были отменены; армия комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности для лиц мужского пола с 21 года.
2. Служба в сухопутных войсках – 6 лет, на флоте – 7 лет; учащиеся ВУЗов получали отсрочку от призыва на время учебы.
3. Лица, получившие высшее образование независимо от сословия, получали офицерское звание и служили либо 2 года офицерами, либо 6 месяцев солдатами (по личному выбору).
4. Были проведены военно-технические реформы, созданы новые виды войск (железнодорожные войска), а также военные и юнкерские училища с 2-летним сроком обучения.
5. Несмотря на то, что из армии стремились изгнать муштру и палочную дисциплину, телесные наказания для солдат и матросов сохранились, а офицерский корпус формировался по сословному принципу: в нем преобладало дворянство.
V. Школьная реформа. Реформа печати (1863 –1866).
1. Введен новый университетский устав, возвративший ВУЗам их внутреннюю автономию.
2. Расширено количество гимназий, созданы реальные училища, которые давали в основном техническое образование и готовили в технические ВУЗы.
3. В городах созданы 4-классные училища и расширена сеть 2-классных церковно-приходских школ.
4. Смягчена и ограничена цензура, что привело к созданию целого ряда новых газет и журналов самого разнообразного профиля («Русский архив», «Русская мысль», «Русская старина» и др.).
VI. Итоги реформы 60 –70-х г.г. XIX в.
1. Воплощение реформы в жизнь проходило довольно сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Сам Александр II также стремился сохранить социальную стабильность в стране.
2. Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России. Несмотря на то, что они были незавершенными и половинчатыми, они внесли глубокие перемены в социально-экономическую жизнь страны. Реформы способствовали развитию капитализма , росту производительных сил, укреплению обороноспособности. Существенно выросло гражданское самосознание населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания буржуазного государства.
ТЕМА 35. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (пореформенный период)
I. Промышленное развитие России в 60 – 80-е г.г. XIX века.
1. Отмена крепостного права привела к росту производительных сил страны, развитию внутреннего рынка, росту городов. К 80-м г.г. XIX в. в основном завершился переход от мануфактуры к фабрике, а машинная техника вытеснила ручную в некоторых сферах промышленности и транспорта.
2. Экономическому подъему способствовало развитие банковской системы. Был открыт Государственный банк для финансирования частных предприятий, создавались коммерческие банки. По инициативе купца В.А. Кокарева были созданы Московский купеческий банк и Волжско-Камский банк для финансирования промышленности.
3. Началось создание инфраструктуры – шоссейные и железные дороги, порты, транспорт, средства связи. 60 – 70 г.г. XIX в. вошли в историю как период «железнодорожной горячки». Если в 1861 г. протяженность железных дорог составляла 2 тыс. километров, то к началу 80-х г.г. – 22 тыс. километров.
4. Новый этап железнодорожного строительства наступил в 90-е г.г. XIX в., когда министром путей сообщения был назначен С.Ю. Витте (с 1892 г. – министр финансов). В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, которое в основном было завершено к 1904 г. Эта дорога имела огромное хозяйственное значение , играла важную роль в освоении богатых областей Сибири и Дальнего Востока, а также в решении военно-стратегических задач.
5. Появились новые отрасли промышленности – нефтедобывающая, химическая, машиностроение. К концу 70-х г.г. XIX в. выплавка чугуна возросла в 10 раз, особенно в Донбассе и Кривом Роге, куда постепенно перемещался с Урала центр металлургической промышленности. В это же время подвижной состав железных дорог стал преимущественно отечественного производства.
6. Промышленный переворот, начавшийся в России в конце 30-х г.г. XIX в., в основном завершился в конце 80-х г.г. XIX в. К этому времени сформировались основные промышленные районы страны:
· Московский и Прибалтийский были крупнейшими центрами текстильной промышленности;
· в Петербургском получило развитие машиностроение и судостроение;
· в Уральском изначально развивались горнорудная и угольная промышленность;
· в Южном (Донбассе и Криворожье) стала развиваться угольно-металлургическая промышленность;
· в Бакинском – нефтедобывающая.
7. В России была высокая степень концентрации промышленности, то есть преобладали крупные предприятия. Более 50% рабочих было занято на крупных предприятиях ( самая высокая концентрация в мире), но при этом сохранилась и развивалась кустарная промышленность.