I. Основные положения Земской реформы (1864 г.).

IV. Содержание крестьянской реформы 19 февраля 1861 г.

 

1. Накануне обнародования Манифеста царь сказал членам крестьянской комиссии: «Когда народ увидит, что ожидания его не сбылись, не настанет ли для него минута разочарования? Поэтому волю объявлять, а войска привести в боевую готовность!»

2. Условия освобождения крестьян:

· крепостное право отменялось бесплатно, крестьяне получали полную личную свободу;

· крестьянам предоставлялись некоторые гражданские права, но они оставались единственным сословием, которое платило подушную подать и подвергалось телесным наказаниям;

· крестьяне получали надел пахотной земли за выкуп. Размер надела зависел от плодородности почвы, поэтому в черноземных районах он не превышал 2-х десятин на семью, а в северных районах мог достигать 10-ти и более. Если до реформы в районах с плодородной почвой у крестьян пахотный надел был больше, чем предусматривала реформа, то это «лишнее» количество земли отдавалось в пользу помещика и называлась отрезками;

· крестьянская община полностью сохранялась вместе со своими прежними функциями; она была нужна, в первую очередь, для удобства налогообложения, то есть если неимущий крестьянин не выплачивал налоги, сумма его недоимок распределялась между другими членами общины;

· помещичье землевладение полностью сохранялось, а за счет отрезков даже увеличивалось. Кроме того, до заключения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и были должны выполнять старые повинности – платить оброк или отрабатывать барщину по желанию помещика.

 

3. Условия и размер выкупа за землю:

· размер выкупа за землю зависел от суммы оброка, которая составляла 6% годового дохода помещика; по Московской губернии оброк составлял 8 руб. 75 коп., т.е. 146 руб. за десятину;

· государство , понимая, что крестьяне сами такую сумму не выплатят, предлагало крестьянину заплатить сразу лишь 25% от этой суммы (36 руб 50 коп.), а 75% помещику доплачивало государство;

· крестьянский долг государству составлял 109 руб. 50 коп., государство понимало, что эту сумму крестьянин не выплатит сразу, поэтому давало рассрочку 49 лет, в течение которых крестьянин платит 6% в год (7 руб. в год);

· стоимость десятины : 343.00+36.50=379.50 коп., в наделе – 4 десятины (379.5х4), (средний годовой крестьянской семьи – 10 руб.; средняя годовая зарплата преподавателя гимназии – 45 руб.)

 

V. Значение крестьянской реформы:

 

1. Крестьянская реформа создала условия, способствовавшие развитию капитализма:

· земля становилась частной собственностью, свободно покупалась и продавалось;

· появилось достаточное количество свободных рабочих рук;

· расширилась емкость внутреннего рынка и вырос спрос на товары.

 

2. Одновременно реформа сохранила многие крепостнические пережитки:

· помещичье землевладение, причем большинство дворян охотнее использовали старые методы ведения хозяйства: временнообязанные состояние крестьян; выплату арендной платы за землю не деньгами, а долей урожая;

· сохранилась крестьянская община, которая искусственно задерживала расслоение крестьянства и сохраняла патриархальное хозяйство;

· самый большой слой населения – крестьяне – не имели политических и большинства гражданских прав, их хозяйство было опутано многочисленными долгами, развивалось медленно и неэффективно.

 

ТЕМА 34. Буржуазно-либеральные реформы 60 – 70-х г.г. XIX в.

Проведение крестьянской реформы показало необходимость продолжить преобразования и дополнить крестьянскую реформу рядом других.

 

 

1. Для земельного передела в помощь к имевшимся государственным учреждениям созданы земства.

 

2. Земства – это всесословные выборные организации, которые должны были заниматься вопросами развития хозяйства и культуры на местах.

 

3. Выборы в земства проходили в 2 этапа: от уездов избирали выборщиков, а из числа выборщиков избирали депутатов земства.

 

4. Существовал небольшой имущественный ценз, было обязательным иметь начальное образование и постоянно проживать в данной местности. Однако лица наемного труда фактически не могли быть избранными ни в земства, ни в городские думы (возникшие позже).

 

5. В ведение земства входила социальная политика на местах (здравоохранение, образование, вопросы культурной жизни), но окончательное решение оставалось за административными государственными органами, то есть генерал-губернатор утверждал все документы, иногда даже цены на билеты в театр.

 

6. Никаких политических прав земства не получили.