Методические советы преподавателям

Методические указания к семинарам

II. Учебно-методические материалы

Первоисточники

Статьи известных социологов XIX-XX вв. из журналов.

Интернет-публикации (с объявлением авторов и веб-стр.).

Статьи, монографии

Козловский, В. В. Социологическая периодика и гражданское общество // Журн. социол. и социол. антропологии = J of sociology a. social anthropology. – СПб., 2002. – Т. 5, № 1. – С. 5-10.

Козловский, В. В. Дилемма социологического познания в России // История методологии социального познания. Конец XIX – XX век. – М., 2001. – С. 77-108.

Козловский, В. В. Практический смысл социологии / В. В. Козловский // Журнал социологии и социальной антропологии=J. of sociology a. anthropology. – СПб., 2004. – Т. 7. – № 1. – С. 5-7.

Тема 23. Социология сегодня: достижения российской социологии в 2000-е годы, пути преодоления кризиса. Современные научные центры и школы в социологии.

Статьи, монографии

Алтухов, В. Контуры неклассической общественной теории / В. Алтухов // ОНС. – 1992. – № 5. – С. 59-72.

Алтухов, В. Смена парадигм и формирование новой методологии (попытка обзора дискуссии) // Общественные науки и современность. – 1993. – № 1. – С. 88-100.

Андрющенко, Е. Г. О положении социологии в российском обществе / Е. Г. Андрющенко // Личность. Культура. О-во = Culture. Personality. Soc. – М., 2001. – Т. 3, № 7. – С. 44-57.

Бессонова, О. Э. Новосибирская экономико-социологическая школа (НЭСШ) / О. Э. Бессонова, М. А. Шабанова // Социология: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2003. – С. 635-637.

Голофаст, В. Б. Ветер перемен в социологии / В. Б. Голофаст //Журн. социологии и социальной антропологии = J. of sociology a. social anthropology. – СПб., 2000. – Т. 3, № 34. – С. 122-139.

Здравомыслов, А. Г. О судьбах социологии в России // А. Г. Здравомыслов / Социс. – 2000. – № 3. – С. 136-145.

Здравомыслов, А. Г. Социология российского кризиса: статьи и доклады 90-х годов / А. Г. Здравомыслов. – М.: Наука, 1999. – 351 с.

Козловский, В. В. Дилемма социологического познания в России / В. В. Козловский // История методологии социального познания. Конец XIX – XX век. – М., 2001. – С. 77-108.

Кузнецов, М. А. Формирование новой парадигмы научного мировоззрения / М. А. Кузнецов, С. Н. Лебедев // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – М., 2002. – С. 8-18.

Осипов, Г. В. Российская социология в XXI веке / Г. В. Осипов // Социс. – 2004. – № 3. – С. 3-14.

Субетто, А. Неклассическая социология: концептуальная новизна. Объективная необходимость / А. Субетто // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. – М.: Интеллект, 1998. – С. 176-189.

Тощенко, Ж. Т. Социология: пути научной реформации / Ж. Т. Тощенко // Социология. – М., 1999. – С. 82-92.

 

 

Семинары проводить с акцентом на проработку ключевых вопросов темы, студенты должны конспектировать основные тезисы для ответов на вопросы и для выступления с устным рефератом. Кроме того, на семинаре важны конспекты наиболее значимых научных работ по теме.

 

 

Для преодоления начетничества и обыкновенного заучивания следует учить студентов искусству ответов на проблемные вопросы, элементам дискутирования. Обратить внимание на специфику становления социологии в России: запоздалое возникновение, теснейшую связь с политической практикой и решением острых для отечества социальных проблем, требующих включенности социологов и предсоциологов в общественную жизнь, отсутствие реальных возможностей для оппозиционного, альтернативного освещения проблем, в дальнейшем – засилье моноидеологии и монопарадигмы в науке, гонения на социологию и т. д. Характеризуя процессы институциализации социологии, следует проводить аналогии с развитием зарубежной социологии, подчеркивать разнообразие форм и способов взаимосвязи российских и советских социологов с развитием мировой социологией.