Музейные занятия.

Посещения музеев проводится в рамках изучаемой исторической тематики. Для каждого посещения музея формулируются:

1. Цель.

2. Конкретные задания и рекомендации по самостоятельной подготовке студентов.

3. Вопросы для изучения и самоконтроля.

4. Правила оформления результатов выполненных заданий.

5. Список литературы, рекомендуемой для изучения темы.

4. Тесты по дисциплине «История»

(примеры тестов разных типов)[2]

Первый тип: тесты закрытого типа с единичным выбором

1. Служилые люди, составлявшие постоянное войско ХУI в., назывались:

А) дружинники

Б) наемники

В) стрельцы

Г) казаки

2. В результате церковных реформ патриарха Никона:

А) было введено патриаршество

Б) учрежден Святейший Синод

В) возник церковный раскол

Г) проведена секуляризация церковных земель

3. «Бироновщиной» называют период правления:

А) Елизаветы Петровны

Б) Петра Ш

В) Анны Иоанновны

Г) Екатерины П

4. Какой по счету была последняя советская пятилетка:

А) шестой

Б) десятой

В) четвертой

Г) двенадцатой

Второй тип: тесты закрытого типа с множественным выбором

5. Укажите причины дворцовых переворотов в период 1725-1762 гг.:

А) народные волнения;

В) отсутствие четкого порядка престолонаследия;

С) недовольство дворян петровскими реформами;

Д) борьба за власть среди высшей знати;

Е) ограничение дворянских привилегий.

6. Отметьте признаки, характеризующие НЭП:

А) отмена продразверстки;

В) введение продналога;

С) осуществление денежной реформы;

Д) введение коммерческого расчета в частном секторе экономики;

Е) ликвидация монополии внешней торговли.

 

Третий тип: тесты на соответствие:

7. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их царствования.

Василий Шуйский Ливонская война
Иван IV Восстание Е. Пугачева
Петр I Восстание И. Болотникова
Екатерина II Северная война

8. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными или разработанными ими реформами:

М.М. Сперанский Указ о выходе крестьян из общины и праве
А.А. Аракчеев Закрепления надельной земли в личную собственность домохозяина
Н.А. Милютин Подготовка отмены крепостного права
П.А. Столыпин Проект «Введение к уложению государственных законов»

9. Сопоставьте события, представленные в левом столбце, с датами, приведенными в правом столбце:

Сталинградская битва 1. апрель - май 1945 г.
Битва на Курской дуге 2. ноябрь 1942 г. – февраль 1943 г.
Битва за Москву 3. июль-август 1943 г.
Берлинская операция 4. октябрь – декабрь 1941 г.

Четвертый тип: тесты на дополнение:

10. Община у восточных славян называлась ….

(вервь)

11. Создателями славянской азбуки считают ….

(Кирилла и Мефодия)

12. Как назывался общерусский свод законов, принятый в конце ХУ века...

(судебник Ивана Ш)

13. Западниками или славянофилами были А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы…

(славянофилами)

14. 14. Первая в России железная дорога была построена в …

(1837 г.)

15. Конституция современного российского государства была принята…

(12 декабря 1993 г.)

Пятый тип: тесты на последовательность:

16. Расположите в хронологической последовательности правления российских реформаторов:

- П.А. Столыпин

- Н.А. Милютин

- М.М.Сперанский

- С.Ю. Витте

17. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

- реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева

- аграрные реформы П.А.Столыпина

- отмена крепостного права в России

- закон о вольных хлебопашцах

18. Расположите правление следующих советских руководителей в хронологической последовательности:

- Н.С. Хрущев

- Ю.В. Андропов

- Л.И. Брежнев

- М.С.Горбачев

5. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История»

1. Сущность, формы, функции исторического знания.

2. Методы и источники изучения истории, понятия и классификация исторического источника.

3. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

4. Методология и теория исторической науки.

5. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

6. Проблема этногенеза восточных славян.

7. Основные этапы становления древнерусской государственности.

8. Особенности социального строя Древней Руси.

9. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

10.Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.

11.Специфика формирования единого российского государства.

12.Формирование сословной организации общества. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

13.Реформы Петра I.

14.Век Екатерины.

15.Особенности и основные этапы экономического развития России (XIX век).

16.Складывание индустриального общества в России: общее и особенное.

17.Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века.

18.Реформы и реформаторы в России XIX века.

19.Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

20.Роль XX столетия в мировой истории.

21.Россия в начале XX века.

22.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

23.Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

24.Революция 1917 года.

25.Формирование однопартийного политического режима после Октября 1917 года.

26.Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.

27.Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.

28.Образование СССР. Культурная жизнь страны в 1920-е годы.

29.Внешняя политика Советского государства в 1920 - 1930 гг.

30. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 1930 гг.

31.Усиление личной власти Сталина.

32. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

33. Великая Отечественная война.

34. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945 – 1952).

35. «Холодная война» (середина 1940 - 1980 гг.)

36. Попытки осуществления политических и экономических реформ (1953 – 1964 гг.)

37. НТР и её влияние на ход общественного развития.

38. СССР в середине 1960 - 1980-х гг.: нарастание кризисных явлений.

39. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка.

40. События августа 1991 года. Распад СССР. Беловежские соглашения.

41. Становление новой российской государственности (конец ХХ - начало ХХI вв.)

42. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

43. Культура в современной России.

44. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

6. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения по дисциплине «История»

Виды учебной работы Максимальный балл Зачетный балл
Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства (VI – XVI вв.)
в том числе    
Посещение лекций
Подготовка и выполнение докладов/рефератов
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре
Рубежный контроль по Модулю 1. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум)
Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени
в том числе    
Посещение лекций
Подготовка и выполнение докладов/рефератов
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре
Рубежный контроль по Модулю 2. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум).
Модуль 3. Отечество в период советский власти
в том числе    
Посещение лекций
Подготовка и выполнение докладов/рефератов
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре
Рубежный контроль по Модулю 3. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум)
Модуль 4. Россия на рубеже ХХ-ХХI вв.
в том числе    
Посещение лекций
Подготовка и выполнение докладов/рефератов
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре
Рубежный контроль по Модулю 4. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум)
Промежуточная аттестация – экзамен

 


[1] Основные модели и варианты «деловых игр» представлены в отдельном пособии:

[2] В учебно-практическом пособии – Отечественная история (Гуманитас т. П) в заключении каждого раздела представлены задания-тесты по каждой теме курса.