Музейные занятия.
Посещения музеев проводится в рамках изучаемой исторической тематики. Для каждого посещения музея формулируются:
1. Цель.
2. Конкретные задания и рекомендации по самостоятельной подготовке студентов.
3. Вопросы для изучения и самоконтроля.
4. Правила оформления результатов выполненных заданий.
5. Список литературы, рекомендуемой для изучения темы.
4. Тесты по дисциплине «История»
(примеры тестов разных типов)[2]
Первый тип: тесты закрытого типа с единичным выбором
1. Служилые люди, составлявшие постоянное войско ХУI в., назывались:
А) дружинники
Б) наемники
В) стрельцы
Г) казаки
2. В результате церковных реформ патриарха Никона:
А) было введено патриаршество
Б) учрежден Святейший Синод
В) возник церковный раскол
Г) проведена секуляризация церковных земель
3. «Бироновщиной» называют период правления:
А) Елизаветы Петровны
Б) Петра Ш
В) Анны Иоанновны
Г) Екатерины П
4. Какой по счету была последняя советская пятилетка:
А) шестой
Б) десятой
В) четвертой
Г) двенадцатой
Второй тип: тесты закрытого типа с множественным выбором
5. Укажите причины дворцовых переворотов в период 1725-1762 гг.:
А) народные волнения;
В) отсутствие четкого порядка престолонаследия;
С) недовольство дворян петровскими реформами;
Д) борьба за власть среди высшей знати;
Е) ограничение дворянских привилегий.
6. Отметьте признаки, характеризующие НЭП:
А) отмена продразверстки;
В) введение продналога;
С) осуществление денежной реформы;
Д) введение коммерческого расчета в частном секторе экономики;
Е) ликвидация монополии внешней торговли.
Третий тип: тесты на соответствие:
7. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их царствования.
Василий Шуйский | Ливонская война |
Иван IV | Восстание Е. Пугачева |
Петр I | Восстание И. Болотникова |
Екатерина II | Северная война |
8. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными или разработанными ими реформами:
М.М. Сперанский | Указ о выходе крестьян из общины и праве |
А.А. Аракчеев | Закрепления надельной земли в личную собственность домохозяина |
Н.А. Милютин | Подготовка отмены крепостного права |
П.А. Столыпин | Проект «Введение к уложению государственных законов» |
9. Сопоставьте события, представленные в левом столбце, с датами, приведенными в правом столбце:
Сталинградская битва | 1. апрель - май 1945 г. |
Битва на Курской дуге | 2. ноябрь 1942 г. – февраль 1943 г. |
Битва за Москву | 3. июль-август 1943 г. |
Берлинская операция | 4. октябрь – декабрь 1941 г. |
Четвертый тип: тесты на дополнение:
10. Община у восточных славян называлась ….
(вервь)
11. Создателями славянской азбуки считают ….
(Кирилла и Мефодия)
12. Как назывался общерусский свод законов, принятый в конце ХУ века...
(судебник Ивана Ш)
13. Западниками или славянофилами были А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы…
(славянофилами)
14. 14. Первая в России железная дорога была построена в …
(1837 г.)
15. Конституция современного российского государства была принята…
(12 декабря 1993 г.)
Пятый тип: тесты на последовательность:
16. Расположите в хронологической последовательности правления российских реформаторов:
- П.А. Столыпин
- Н.А. Милютин
- М.М.Сперанский
- С.Ю. Витте
17. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
- реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева
- аграрные реформы П.А.Столыпина
- отмена крепостного права в России
- закон о вольных хлебопашцах
18. Расположите правление следующих советских руководителей в хронологической последовательности:
- Н.С. Хрущев
- Ю.В. Андропов
- Л.И. Брежнев
- М.С.Горбачев
5. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История»
1. Сущность, формы, функции исторического знания.
2. Методы и источники изучения истории, понятия и классификация исторического источника.
3. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
4. Методология и теория исторической науки.
5. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
6. Проблема этногенеза восточных славян.
7. Основные этапы становления древнерусской государственности.
8. Особенности социального строя Древней Руси.
9. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.
10.Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.
11.Специфика формирования единого российского государства.
12.Формирование сословной организации общества. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
13.Реформы Петра I.
14.Век Екатерины.
15.Особенности и основные этапы экономического развития России (XIX век).
16.Складывание индустриального общества в России: общее и особенное.
17.Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века.
18.Реформы и реформаторы в России XIX века.
19.Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
20.Роль XX столетия в мировой истории.
21.Россия в начале XX века.
22.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
23.Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.
24.Революция 1917 года.
25.Формирование однопартийного политического режима после Октября 1917 года.
26.Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
27.Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.
28.Образование СССР. Культурная жизнь страны в 1920-е годы.
29.Внешняя политика Советского государства в 1920 - 1930 гг.
30. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 1930 гг.
31.Усиление личной власти Сталина.
32. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.
33. Великая Отечественная война.
34. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945 – 1952).
35. «Холодная война» (середина 1940 - 1980 гг.)
36. Попытки осуществления политических и экономических реформ (1953 – 1964 гг.)
37. НТР и её влияние на ход общественного развития.
38. СССР в середине 1960 - 1980-х гг.: нарастание кризисных явлений.
39. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка.
40. События августа 1991 года. Распад СССР. Беловежские соглашения.
41. Становление новой российской государственности (конец ХХ - начало ХХI вв.)
42. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
43. Культура в современной России.
44. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
6. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения по дисциплине «История»
Виды учебной работы | Максимальный балл | Зачетный балл |
Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства (VI – XVI вв.) | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Подготовка и выполнение докладов/рефератов | ||
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре | ||
Рубежный контроль по Модулю 1. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум) | ||
Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Подготовка и выполнение докладов/рефератов | ||
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре | ||
Рубежный контроль по Модулю 2. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум). | ||
Модуль 3. Отечество в период советский власти | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Подготовка и выполнение докладов/рефератов | ||
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре | ||
Рубежный контроль по Модулю 3. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум) | ||
Модуль 4. Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. | ||
в том числе | ||
Посещение лекций | ||
Подготовка и выполнение докладов/рефератов | ||
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре | ||
Рубежный контроль по Модулю 4. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум) | ||
Промежуточная аттестация – экзамен |
[1] Основные модели и варианты «деловых игр» представлены в отдельном пособии:
[2] В учебно-практическом пособии – Отечественная история (Гуманитас т. П) в заключении каждого раздела представлены задания-тесты по каждой теме курса.