Теория комплексов Отто Зельца, Вюрцбургская школа

Зельц обьяснял решение творческой задачи с опорой на прошлый опыт. Но она ведь на то и творческая, что в прошлом опыте нет методов ее решения. Метод решения творческой задачи неизвестен.

НО наверняка в прошлом опыте субьекта есть сходная, похожая задача по методу решения. (по более абстрактному принцыпу.)

Мыслить - значит обобщать. Если для решения новой задачи нет способов ее решения, то есть более общий метод, абстрактный. Творческая задача решается путем обобщения частных методов, путем обобщения ранее найденных методов. Абстракция стредств-абстракция частных методов. Чем более творческим явл. человек, тем более и более асбтрактные отношения, методы он усматривает, закономерности.

 

Осознание абстрактного принципа.

Задача.

 

S à M1, S à M2? (M1 - наличный изветсных способ решения, M2 - Неизвестный метод решения новой задачи)

 

М - абстрактый способ решения обоих задач, метаметод, и М1 и М2. М1 и М2 однотипные задачи.

[M1 - M] à [M à M2] à [M2 à P]

Р - решение задачи.

 

Т.о. основой ялвяется прошлый опыт, частные проблемы. Творчество это путь к вершине абстрагирования.

 

Для того, чтобы решить любую задачу мыслительную, репредуктивную, творческую, нужен прошлый опыт. НО! = прошлый опыт влияет на творчество двояким образом. 1. С одной стороны он необходим 2. С другой стороны, прошлый опыт человека всегда организован, структурирован, и чем больше у человека этих знаний, этого опыта, чем сложнее ему видеть новое, сложнее правильно понимать новую задачу. Чем более четкой является организация прошлого опыта, тем сложнее понять и решить творческую задачу.

 

-------------------------------

ТРИЗ - предложенное Г. Альтшуллером способы решения творческих задач.

------------------------------

 

Зельц вступил в острую полемику по пролблеме роли прошлого опыта в творческом мышлении с гештальтпсихологами - К. Дункером в основном.

В отличие от его позиции, гештальтпсихологи начали изучать творческое мышление как самостоятельный мыслительный процесс, который нельзя представить как пошаговый, развернутый во времени творческий процесс. Если задача явл творческая, то в опыте вовсе нет готовых средств, это припятствует творческому процессу.

 

ИТОГ Вюрцбургской школы:

1.Они изучали репредуктивное мышление, и адекватное их представление о мышлении опирается на память, на прошлый опыт, на имеющиеся знания.

2.Закономерности репредуктивного мышления они перенесли на творческое мышление. Принцип самого переноса: новое есть хорошо забытое старое. Согласно теории комплексов творческое мышление есть абстрагирование частных методов решения задач. Такой перенос закономерностей присутствует.

3. мыслительная задача представляет с собой двухуровневый комалекс. Суть чувственное представление - первы уровень, второй уровень - уровень мыслей, отношние между чувственными представлениями. Поиск метода, сознанности отношения - есть суть мышления, понимаемого как решение задачи.

4.Трудности возникли при интерпретации роли прошлого опыта решения мыслительных задач.

 

Главное в решение творческой задачи у гештальтпсихологов - переструктурировать прошлый опыт, отказаться от его прошлой организации, изменить саму задачу, представить ее по-другому.