Занятие 14. Педагогические взгляды и новаторский опыт В. А. Сухомлинского.

Занятие 13. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко

1.Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко - педагога-экспериментатора, теоретика и писателя.

2.А.С.Макаренко о цели и сущности нового отечественного воспитания. Влияние теории классовой борьбы на его концепцию.

3.Учение А.С.Макаренко о коллективе как важнейшем факторе воспитания, противоречивость его реализации в теории и практике советской педагогики.

4.Концепция восстановления дисциплины в педагогическом творчестве А.С.Макаренко, его упор на технику и методику пролетарской дисциплины.

5.Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко и их современное осмысление.

Практическое задание: прочитайте цикл работ А. С. Макаренко «Лекции о воспитании детей» и «Книгу для родителей». Аргументируйте взгляды А. С. Макаренко по следующим вопросам:

- отличие советской семьи от буржуазной и патриархальной;

- общие условия успешного семейного воспитания в семье;

- значение родительского авторитета в воспитании;

- дети и домашнее хозяйство, труд в семье.

Объясните, в какой мере эти взгляды А. С. Макаренко актуальны для решения современных проблем семейного воспитания?

Литература:

1.Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

2.Гребенников И. В. Развитие идей А. С. Макаренко в воспитании детей в семье. //Советская педагогика. - 1988. - №2. - с. 31-37.

3.Малинин В.И. , Баранов В.Ф. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд. //Советская педагогика. - 1990. - №3.

4.Макаренко Г. С. В творческой лаборатории А. С. Макаренко. - Львов, 1954.

5.Макаренко А. С. Цель воспитания (1937). Пед. соч. в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1938, Т. 4, с. 41-48.

6.Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко. 3-е издание. - М.: Высшая школа, 1972.

7.Степашко Л. А. Философия и история образования. - М., 1999.

1.Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского как продолжателя педагогического наследия А. С. Макаренко в 50-60 годы.

2.Борьба В. А. Сухомлинского за демократизацию и гуманистические принципы воспитания.

3.Проблема становления личности воспитанника в годы детства, отрочества, ранней юности в педагогическом творчестве В. А. Сухомлинского.

4.В.А.Сухомлинский о назначении, главных задачах начальной школы и путях ее совершенствования.

5.Значение педагогического наследия В. А. Сухомлинского для современной теории и практики воспитания.

Практическое задание:прочитайте и сделайте выписки из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», которые бы отражали его взгляды на содержание и формы работы «школы радости», особенности методики воспитания и обучения детей шестилетнего возраста в его опыте.

Литература:

1.Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

2.Родчанин Е. Г. , Зязюн И. А. Гуманист, мыслитель, педагог: об идеалах В. А. Сухомлинского. - М., 1991.

3.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изб. пед. соч. в 3-х томах. - М., 1979, Т. 1., с. 21-66.

4.Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т2.

5.Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т. 1, с. 15-28.

6.Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т. 3, с. 25-31.