Занятие 7. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития
Занятия 5 – 6. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в.
Формирование иезуитской системы воспитания.
Занятие 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения
1.Влияние церковной культуры на развитие образования.
2.Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
3.Реформация и ее влияние на образование и воспитание.
Литература:
1.Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.
2.Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
3.Карсавин Л.П. Монашество в средние века. - М., 1992.
4.Суворов Н. Средневековые университеты. - М., 1998.
5.Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.
Занятие 4. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского как основоположника «Великой дидактики»
1.Жизнь и педагогическая деятельность Я. А. Коменского.
2.Понятие природосообразности воспитания.
3.Возрастная периодизация, система школ и содержание обучения.
4.Классно-урочная система и организация школьного обучения.
5.Значение принципа наглядности обучения как основы дидактики Я. А. Коменского.
6.Дидактические принципы, разработанные Я. А. Коменским в работе «Великая дидактика».
а) Сознательность обучения.
б) Систематичность обучения.
в) Последовательность обучения.
г) Прочность обучения.
Литература:
1.Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
2.Коменский Я. А. Великая дидактика./В книге: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. Пискунов А. И. - М.: Просвещение, 1981, с. 41-82.
3.Константинов Н. А. и др. История педагогики. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1974, с. 29-41.
4.Кузин М. М. Международный симпозиум о Я. А. Коменском. //Советская педагогика. - 1987. - №1. - с. 136-138.
5.Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.
6.Роберт Альт Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М.: Изд-во АПИ СССР, 1959.
7.Смоляницкий С. В. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Детская литература, 1987.
8.Пискунов А. И. История образования и педагогики. - М., 2001. - 506с.
1.Развитие школы в XIXв. (до 90-х гг.)
2.Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци.
3.Педагогическая теория И. Ф. Гербарта.
4.Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега.
5.Педагогические идеи Г. Спенсера.
6.Школа и педагогическая мысль США XIXв. (до 90х гг).
7.Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIXв.
Литература:
1.Васильева З.И. , Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.
2.Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.
3.Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.
4.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Сост. и автор А. И. Пискунов. - М., 1981.
1.Общие тенденции и характерные черты организации образования в высокоразвитых странах в 80-90гг XX века (демократизация, гуманизация, дифференциация образования, реорганизация школьных систем, пересмотр школьных программ, форм и методов обучения; поиски новых подходов к обучению: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.)
2.Характерные черты школьных систем (США, Японии, Франции, Англии, Германии).
а) экономическое и политическое положение страны;
б) наиболее важные периоды в истории развития школьной системы страны;
в)содержание образования и организация обучения в государственной школе;
г) особенности воспитательной работы в начальной школе;
д)положение учителей.
Практическое задание:какие изменения происходят на современном этапе в формах и методах обучения в зарубежных школах.
Литература:
1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.
2. Вульфсон Б. Л. Современные буржуазные школы. - М., 1978.
3. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.
4. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития: Учеб. пособие для студ. – М., 1993.
5. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.
6. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1986.
7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1991.
8. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. - М., 1989.
Занятие 8. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском государстве (до XVII в.)
1.Воспитание и обучение у древних славян.
2.Воспитание и обучение в Киевской Руси в X-XIII вв.
3.Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.
4.Образование в Русском государстве в XVIIв.
5.Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Литература:
1.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIIвв. /Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М., 1985.
2.Латышина Д. И. История педагогики. - М., 1998. - 582с.
3.Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.
4.Хрестоматия. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. /Сост. Кошелева О. Е., Мошкова Л. В. - М., 1992. - 205с.