II. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Семинар № 10. ТЕМА 3. Греция в XI-IX. (4 часа)

Методические указания

Цель занятия — изучение социально-экономических от­ношений и общественно-политического строя Греции XI — VIII вв. до н.э. по данным эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Работу над темой необходимо начать с выяснения современного состояния гомеровского вопроса: т.е. истории создания, автор­ства и оценки этих поэм в историографии. Излагая суть гоме­ровского вопроса, студенты должны иметь в виду, что лите­ратура о нем необозрима: как в древности, так в новое и новейшее время гомеровский вопрос был и остается предме­том острых споров и дискуссий. Особое внимание следует уделить теории «малых песен», единого ядра и унитариев, времени и мест создания поэм.

Затем надо выяснить значе­ния гомеровских поэм как особого вида исторического источ­ника. Для правильной оценки данных источников необходимо сначала внимательно ознакомиться с учебной и научной лите­ратурой, а уже затем работать с отрывками из поэм, приведен­ными в хрестоматии, в соответствии с планом занятий.

Следует показать, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» — не только произведения большого эпического масштаба и высо­ких художественных достоинств, но и духовная парадигма античной Эллады. Для греков Гомер был, по мнению велико­го немецкого мыслителя Гердера, божественным вестником национальной славы, источником народной мудрости. По су­ществу, поэмы «Илиада» и «Одиссея» сыграли для эллинской цивилизации ту же роль, какую играет Библия в жизни хрис­тианской цивилизации. Здесь же следует отметить, что об­щий вывод о ценности гомеровских поэм как особого вида исторического источника не исключает критического к ним отношения. Далее необходимо показать, что в поэмах содер­жится богатый материал о социально-экономической и поли­тической жизни древних греков, быте, нравах, культуре, ми­ровоззрении и языке греческих племен. Однако, чтобы исполь­зовать данные эпических поэм для воссоздания отраженной в них исторической реальности, требуется самый вниматель­ный и кропотливый анализ. Это связано с тем, что поэмы Гомера являются прежде всего художественными произведе­ниями, в которых поэтический вымысел и историческая дей­ствительность перемешаны между собой. К этому следует добавить, что поэмы создавались и редактировались в тече­ние нескольких столетий, и потому в них смешаны различ­ные эпохи: жизнь и обычаи микенской эпохи, общественные отношения гомеровского времени IX—X в. до н.э. и время со­ставления самих поэм — VIII в. до н.э. Это создает дополнительные трудности при подготовке темы. Освещая первый пункт плана, следует помнить, что поэма «Илиада» была со­здана раньше, чем «Одиссея». В качестве подтверждения дан­ного положения необходимо обратить внимание на то, что железо в «Илиаде» упоминается реже, чем в «Одиссее». Сту­денты должны уметь объяснить причину этого явления.

Характеризуя источники, нельзя не учитывать достовер­ность данных поэм, которые, правда, находятся в сочетании с мифологическим, легендарным и поэтическим вымыслом, что подтверждается материалами археологических раскопок на территории Греции. Студенты должны знать историю откры­тий Микен и Трои. В процессе изучения литературы следует обратить внимание, что периодически на страницах ряда на­учно-публицистических журналов появляются публикации, которые ставят под сомнение достоверность данных гомеров­ских поэм и материалов археологических раскопок.

При изучении экономического строя греческих племен особое внимание следует обратить на развитие сельского хо­зяйства (земледелие, аграрные отношения, скотоводство, оливководство, виноградарство, садоводство и огородниче­ство), орудия и технику сельскохозяйственного труда, рабочую силу, особенности землепользования и землевладения. На ос­новании данных поэм следует опровергнуть утверждение не­которых историков о господстве в то время частной собствен­ности на землю.

При характеризовании развития ремесленного производ­ства в древней Греции желательно, чтобы студенты обратили внимание на положение ремесленников в обществе, на роль и значение ремесленной деятельности в жизни греческих племен, орудия и технику производства, степень труда и специа­лизацию профессий. Следует также выяснить, какие отрасли ремесла были развиты в то время и произошло ли отделение ремесла от земледелия?

При рассмотрении источников, характеризующих торгов­лю, необходимо определить уровень ее развития, выяснить зна­чение второй и третьей форм общественного разделения труда и их место в гомеровском обществе. Отмечая уровень разви­тия торговли в гомеровской Греции, необходимо обратить вни­мание на процесс купли-продажи, количество и качество про­даваемых изделий, их разнообразие. Следует уяснить, что слу­жило мерилом стоимости, какова роль обмена в развитии торговли, существовало ли производство на продажу, кто выс­тупал в роли торговых посредников, как относилось население к торговле и купцам. Необходимо определить роль внутренней и внешней торговли в жизни греческих племен.

Изучая общественный строй Греции, необходимо выяснить, какое место в жизни греческих племен занимали разлагающая­ся родовая организация, патриархальная семья и сельская об­щина. На конкретных примерах, почерпнутых из поэм, перво­курсники должны уметь показать переходный характер обще­ства, в котором черты родо-племенного быта сосуществовали с новыми явлениями, что в недрах греческого общества шла борьба нового со старым, происходила ломка традиционных норм и обычаев родового строя, которая сопровождалась ин­тенсивным процессом образования классов и государств.

Рассматривая социальную структуру гомеровского обще­ства, необходимо обратить внимание на имущественную дифференциацию демоса, установить экономическую и поли­тическую основу могущества родоплеменной знати, опреде­лить остроту противоречий между знатью и простым наро­дом, выяснить характер эксплуатации свободного труда и по­ложение сельских общинников. Далее следует рассмотреть вопрос о рабстве. Необходимо установить источники рабства, состав и численность рабов, их положение и формы эксплуа­тации, область применения рабского труда и общий уровень развития рабства. Целесообразно также сравнить гомеровс­кое рабство с древневосточным.

Составной частью данной темы является также вопрос о военной организации. Главная задача состоит в том, чтобы на основе анализа источников показать особенности военно­го искусства древних греков, характер их вооружения, воссоз­дать картину сражений. При этом следует учитывать, что в поэмах отражены как легенды микенской эпохи, так и совре­менная поэту действительность. Особое внимание следует обратить на то, что в это время наблюдается вырождение древ­ней войны племени против племени в систематический раз­бой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокро­вищ, превращение войн в регулярный промысел.

Анализируя работу органов управления, необходимо объяснить, почему политическую организацию гомеровского общества в исторической литературе принято называть «во­енной демократией»? На конкретных примерах, взятых из пись­менных источников, нужно выяснить функции басилеев и совета старейшин, проследить постепенное снижение роли народного собрания и узурпацию родовой знатью власти ба­силеев. Особое внимание следует обратить на двойственный характер политической организации греческого общества, оп­ределить, какие черты гомеровского общества свидетельство­вали о разложении первобытно-общинного строя и зарожде­нии государственности.

Разрабатывая вопрос о предпосылках возникновения по­лисной организации, необходимо серьезно рассмотреть и со­поставить описания Гомером двух типов поселений, соот­ветствующим двум основным стадиям в развитии раннегреческого полиса: сельская община и протогород, лишенный четких стратификационных градаций, с простой дуальной оппозицией — знать и родовое население. На материале поэм следует показать, что в гомеровский период начался процесс концентрации основной массы свободного населения на не­больших участках, обнесенных крепостной стеной или укреп­ленных самой природой и противопоставления их общинни­кам, живущим за пределами этого укрепленного центра.

Подводя итог занятия, следует отметить, что гомеровс­кий период занимает особое место в греческой истории. Это было время не только упадка и культурного застоя, но одно­временно и время концентрации и собирания сил перед но­вым стремительным подъемом. Социально-дифференциро­ванное общество и государство, существовавшее в Греции в период расцвета микенской цивилизации, зарождается здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену центра­лизованному бюрократическому государству микенской эпо­хи шла небольшая самоуправляющаяся община свободных зем­ледельцев в лице раннерабовладельческого полиса.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Гомеровский вопрос.

2. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник.

3. Экономический строй греческих племен:

а) сельское хозяйство;

б) ремесло;

в) торговля.

4. Общественно-политический строй Греции:

а) черты родового строя;

б) имущественное и социальное расслоение внутри родовой общины;

в) положение рабов;

г) военная организация;

д) органы управления: совет старейшин, народное собрание и басилеи.

5. Предпосылки возникновения полисной организации.