II. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Семинар № 10. ТЕМА 3. Греция в XI-IX. (4 часа)
Методические указания
Цель занятия — изучение социально-экономических отношений и общественно-политического строя Греции XI — VIII вв. до н.э. по данным эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Работу над темой необходимо начать с выяснения современного состояния гомеровского вопроса: т.е. истории создания, авторства и оценки этих поэм в историографии. Излагая суть гомеровского вопроса, студенты должны иметь в виду, что литература о нем необозрима: как в древности, так в новое и новейшее время гомеровский вопрос был и остается предметом острых споров и дискуссий. Особое внимание следует уделить теории «малых песен», единого ядра и унитариев, времени и мест создания поэм.
Затем надо выяснить значения гомеровских поэм как особого вида исторического источника. Для правильной оценки данных источников необходимо сначала внимательно ознакомиться с учебной и научной литературой, а уже затем работать с отрывками из поэм, приведенными в хрестоматии, в соответствии с планом занятий.
Следует показать, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» — не только произведения большого эпического масштаба и высоких художественных достоинств, но и духовная парадигма античной Эллады. Для греков Гомер был, по мнению великого немецкого мыслителя Гердера, божественным вестником национальной славы, источником народной мудрости. По существу, поэмы «Илиада» и «Одиссея» сыграли для эллинской цивилизации ту же роль, какую играет Библия в жизни христианской цивилизации. Здесь же следует отметить, что общий вывод о ценности гомеровских поэм как особого вида исторического источника не исключает критического к ним отношения. Далее необходимо показать, что в поэмах содержится богатый материал о социально-экономической и политической жизни древних греков, быте, нравах, культуре, мировоззрении и языке греческих племен. Однако, чтобы использовать данные эпических поэм для воссоздания отраженной в них исторической реальности, требуется самый внимательный и кропотливый анализ. Это связано с тем, что поэмы Гомера являются прежде всего художественными произведениями, в которых поэтический вымысел и историческая действительность перемешаны между собой. К этому следует добавить, что поэмы создавались и редактировались в течение нескольких столетий, и потому в них смешаны различные эпохи: жизнь и обычаи микенской эпохи, общественные отношения гомеровского времени IX—X в. до н.э. и время составления самих поэм — VIII в. до н.э. Это создает дополнительные трудности при подготовке темы. Освещая первый пункт плана, следует помнить, что поэма «Илиада» была создана раньше, чем «Одиссея». В качестве подтверждения данного положения необходимо обратить внимание на то, что железо в «Илиаде» упоминается реже, чем в «Одиссее». Студенты должны уметь объяснить причину этого явления.
Характеризуя источники, нельзя не учитывать достоверность данных поэм, которые, правда, находятся в сочетании с мифологическим, легендарным и поэтическим вымыслом, что подтверждается материалами археологических раскопок на территории Греции. Студенты должны знать историю открытий Микен и Трои. В процессе изучения литературы следует обратить внимание, что периодически на страницах ряда научно-публицистических журналов появляются публикации, которые ставят под сомнение достоверность данных гомеровских поэм и материалов археологических раскопок.
При изучении экономического строя греческих племен особое внимание следует обратить на развитие сельского хозяйства (земледелие, аграрные отношения, скотоводство, оливководство, виноградарство, садоводство и огородничество), орудия и технику сельскохозяйственного труда, рабочую силу, особенности землепользования и землевладения. На основании данных поэм следует опровергнуть утверждение некоторых историков о господстве в то время частной собственности на землю.
При характеризовании развития ремесленного производства в древней Греции желательно, чтобы студенты обратили внимание на положение ремесленников в обществе, на роль и значение ремесленной деятельности в жизни греческих племен, орудия и технику производства, степень труда и специализацию профессий. Следует также выяснить, какие отрасли ремесла были развиты в то время и произошло ли отделение ремесла от земледелия?
При рассмотрении источников, характеризующих торговлю, необходимо определить уровень ее развития, выяснить значение второй и третьей форм общественного разделения труда и их место в гомеровском обществе. Отмечая уровень развития торговли в гомеровской Греции, необходимо обратить внимание на процесс купли-продажи, количество и качество продаваемых изделий, их разнообразие. Следует уяснить, что служило мерилом стоимости, какова роль обмена в развитии торговли, существовало ли производство на продажу, кто выступал в роли торговых посредников, как относилось население к торговле и купцам. Необходимо определить роль внутренней и внешней торговли в жизни греческих племен.
Изучая общественный строй Греции, необходимо выяснить, какое место в жизни греческих племен занимали разлагающаяся родовая организация, патриархальная семья и сельская община. На конкретных примерах, почерпнутых из поэм, первокурсники должны уметь показать переходный характер общества, в котором черты родо-племенного быта сосуществовали с новыми явлениями, что в недрах греческого общества шла борьба нового со старым, происходила ломка традиционных норм и обычаев родового строя, которая сопровождалась интенсивным процессом образования классов и государств.
Рассматривая социальную структуру гомеровского общества, необходимо обратить внимание на имущественную дифференциацию демоса, установить экономическую и политическую основу могущества родоплеменной знати, определить остроту противоречий между знатью и простым народом, выяснить характер эксплуатации свободного труда и положение сельских общинников. Далее следует рассмотреть вопрос о рабстве. Необходимо установить источники рабства, состав и численность рабов, их положение и формы эксплуатации, область применения рабского труда и общий уровень развития рабства. Целесообразно также сравнить гомеровское рабство с древневосточным.
Составной частью данной темы является также вопрос о военной организации. Главная задача состоит в том, чтобы на основе анализа источников показать особенности военного искусства древних греков, характер их вооружения, воссоздать картину сражений. При этом следует учитывать, что в поэмах отражены как легенды микенской эпохи, так и современная поэту действительность. Особое внимание следует обратить на то, что в это время наблюдается вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение войн в регулярный промысел.
Анализируя работу органов управления, необходимо объяснить, почему политическую организацию гомеровского общества в исторической литературе принято называть «военной демократией»? На конкретных примерах, взятых из письменных источников, нужно выяснить функции басилеев и совета старейшин, проследить постепенное снижение роли народного собрания и узурпацию родовой знатью власти басилеев. Особое внимание следует обратить на двойственный характер политической организации греческого общества, определить, какие черты гомеровского общества свидетельствовали о разложении первобытно-общинного строя и зарождении государственности.
Разрабатывая вопрос о предпосылках возникновения полисной организации, необходимо серьезно рассмотреть и сопоставить описания Гомером двух типов поселений, соответствующим двум основным стадиям в развитии раннегреческого полиса: сельская община и протогород, лишенный четких стратификационных градаций, с простой дуальной оппозицией — знать и родовое население. На материале поэм следует показать, что в гомеровский период начался процесс концентрации основной массы свободного населения на небольших участках, обнесенных крепостной стеной или укрепленных самой природой и противопоставления их общинникам, живущим за пределами этого укрепленного центра.
Подводя итог занятия, следует отметить, что гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Это было время не только упадка и культурного застоя, но одновременно и время концентрации и собирания сил перед новым стремительным подъемом. Социально-дифференцированное общество и государство, существовавшее в Греции в период расцвета микенской цивилизации, зарождается здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи шла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев в лице раннерабовладельческого полиса.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Гомеровский вопрос.
2. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник.
3. Экономический строй греческих племен:
а) сельское хозяйство;
б) ремесло;
в) торговля.
4. Общественно-политический строй Греции:
а) черты родового строя;
б) имущественное и социальное расслоение внутри родовой общины;
в) положение рабов;
г) военная организация;
д) органы управления: совет старейшин, народное собрание и басилеи.
5. Предпосылки возникновения полисной организации.