Астана, 2011 г.

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема №12 Казахстан в 1920-1930 гг.Становление тоталитарного режима

Количество часов: 2

Курс: 1

Специальность: 051302 - «Общественное здравоохранение»

 

Составитель: Альжанова Р.С.

 

1. ТЕМА №12 КАЗАХСТАН В 20-30 гг. XX в.СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА

 

2. ЦЕЛЬ: разъяснить особенности политических и социально-экономических перемен в Казахстане в 20-30-ые годы XX в.

 

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

- рассмотреть условия, в которых осуществлялся переход к индустриализации; проанализировать идею «Малого Октября» Ф.И.Голощекина;

- показать отношения народа к политике насильственной коллективизации;

- довести до студентов особенности политических перемен в Казахстане в 20-40-ые годы XX в.;

- рассмотреть условия, в которых осуществлялось социально-экономическое развитие республики накануне войны (становление тоталитарной системы и массовые политические репрессии, преобразование КАССР в союзную республику).

 

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1.Казахстан в 20 – е годы:

а) политика «военного коммунизма» - трансформация отношений собственности

б) НЭП сущность и значение

в) земельно-водная реформа

2.Индустриализация в Казахстане: ее особенности и результаты,

3.Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане и ее трагические
последствия: разрушение номадной цивилизации казахов.

4.Общественно-политическая ситуация в Казахстане в 20-30-е годы.
Культурное строительство в крае.

 

По первому вопросу: Подготовку к семинару рекомендуется начать с характеристики стратегических целей социалистической революции, нашедших отражение в политике перехода всех средств производства в собственность народа. Следует показать основные этапы огосударствления собственности на средства производства: введение рабочего контроля над производством и распределением материальных ресурсов (14 ноября 1917г) национализация отдельных отраслей промышленности (февраль – июнь 1918г) национализация всех предприятий крупной промышленности (июнь – декабрь 1918 г.) национализация мелких предприятий (с 1920 г до введения НЭПа в марте 1921г.) следует объяснить, почему реализация нового земельного законодательства Декрета о земле (ноябрь 1918 г) согласно которому отменялась частная собственность на землю, в Казахстане не приняла характера аграрной революции осуществлялась в форме передела земли.

Затем следует раскрыть содержание политики военного коммунизма (блокирование рыночных отношений, подлинна экономических стимулов и институтов внеэкономической директивно – распределительной системой и т.д.) и доказать, что продовольственная катастрофа 20 – х годов явилась экономической реакцией на бестоварной эксперимент ''военного коммунизма'' Необходимо привести примеры антибольшевистских выступлений крестьян в Казахстане (Семиполатинская обл, Повладарский уезд), свидетельствовавших об экономическом и политическом кризисе, вынудившем большевиков пойти на исторический компромисс в виде НЭПа.

Далее следует отметить, что НЭП ознаменовал введение новой, более толерантной политике по отношению к различным формам собственности и продемонстрировал о сознание не возможности дальнейшего игнорирования фактора товарно-денежных отношений

Говоря о сущности НЭПа, следует подчеркнуть, что новая налоговая политика, кредит, аренда, трудовое законодательство, земельное регламентация дали свои результаты: народное хозяйство начало выходить из кризиса.

Выясняя причины свёртывания НЭПа, необходимо отметить, что в Казахстане НЭП имел противоречивый характер: процессы второй половины 20–х годов (разложение общины, расслоение общества, передел пашен и сенокосов) нарушали веками отлаженный механизм самоорганизации традиционной структуры. Главной же причиной свертывания НЭПа следует назвать изменение политического курса, вследствие чего стержнем государственной доктрины объявляется индустриализация.

Говоря о значении НЭПа, важно подчеркнуть, что элементы экологической политики наблюдается в современной жизни.

По вопросу о проведении в Казахстане земельно-водной реформы следует объяснить значения данного акта, рассмотреть особенности проводимых мероприятий в различных регионах республики (северо – Западный Казахстан, Семиречье, Южный Казахстан), раскрыть роль союза ''Кошчи'' в проведении реформы на юге.

В заключении необходимо сделать вывод об историческом значении изучаемого периода в общественно – политическом и экономическом развитии Казахстана.

Ответ на второй вопрос следует начать с определения понятия "индустриализация" и тех основных задач, которые она должна была решить. Характеризуя состояние экономики края накануне индустриализации, покажите ее более тяжелое положение в сравнении с положением промышленно-развитых регионов страны. Ситуация осложнялась также последствиями джута 1920 - 1921 года, который привел к голоду в республике. Процессы восстановления промышленности края были успешно налажены лишь к 1925 году. В первую очередь восстанавливались предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Некоторые шаги были сделаны в восстановлении предприятий тяжелой и нефтяной промышленности. Особое внимание уделялось транспорту, особенно основной железнодорожной артерии республики - Оренбургско-Ташкентской железной дороге. И все же в Казахстане по причине его экономической отсталости, унаследованной от колониального периода, промышленность республики достигла лишь 61% относительно уровня 1913 года. Пути выхода из создавшегося положения были намечены на XIV съезде ВКП (б), в соответствии с которыми Казахстану предстояло совершить скачок от феодализма к социализму, от отсталого сырьевого придатка бывшей Российской империи к развитой аграрно-индустриальной советской республике.

При подготовке к вопросу акцентируйте внимание на таких моментах: каковы были источники индустриализации? В чем заключались особенности индустриализации в Казахстане? Какие проблемы возникли в ходе индустриализации в казахском крае и как они решались? Следует отметить, что трудности экономического характера осложнялись идеологической борьбой двух точек зрения о путях индустриального развития Казахстана. Согласно первой точки зрения, которой придерживался Ф.И. Голощекин, Казахстану отводилась роль всё той же сырьевой базы, какой она была до октября 1917 года. Другой точки зрения придерживался С.Садвакасов, предлагавший осуществлять индустриализацию с выгодой для республики, настаивая на создании в Казахстане развитой инфраструктуры.

Характеризуя итоги индустриализации, обязательно подчеркните, что, несмотря на все трудности, к 1940 году Казахстан превратился из отсталой окраины в развитую аграрно-индустриальную республику. Приведите примеры, иллюстрирующие этот факт, назовите крупнейшие объекты индустриализации. В этом плане следует также показать процессы роста городского населения, увеличения удельного веса казахских рабочих во всех отраслях народного хозяйства.

Подготовку к третьему вопросу также начните с определения понятия "коллективизация". Подумайте над такими вопросами: какие задачи должна была решить коллективизация? Почему коллективизация происходила в тесной увязке и параллельно с индустриализацией? Обратите внимание на то обстоятельство, что курс на сверхжесткую индустриализацию имел особо губительные последствия для сельского хозяйства Казахстана, где основную массу населения все еще составляли кочевники - скотоводы.

Очень важно понять особенности реализации политики коллективизации в Казахстане, так как именно они стали причиной страшной трагедии казахского народа. Без учета специфики хозяйственного уклада казахского населения советские органы форсировали и без того сжатые сроки коллективизации нарушая принцип добровольности и элементарной законности. Параллельно с кооперированием крестьянских хозяйств, большевики осуществляли седентаризацию (насильственное оседание) казахов-кочевников.

Особо следует сказать о проведении заготовительных компаний в казахском крае и мерах по ликвидации кулачества и байства в Казахстане. Подумайте, почему заготкомпании и ликвидация байства как класса в Казахстане имели губительные для края последствия? Используя документальный материал, покажите, как в последующие годы политика раскулачивания вылилась в широкие репрессии по отношению к крестьянству. За пять лет с 1925 по 1933 годы было репрессировано 3386 человек.

В заключение вопроса покажите, что непродуманная волюнтаристская политика коллективизации и оседания без учета особенностей хозяйственного уклада в итоге имели трагические последствия. Здесь и снижение удельного веса Казахстана в общесоюзном производстве сельскохозяйственной продукции, и широкие крестьянские восстания, охватившие целые регионы республики, и массовые откочевки казахских родов за пределы республики, и страшный голод 1931 - 1933 годов, который унес по разным оценкам от 2-х до 3-х миллионов жизней коренного населения.

Переходя к рассмотрению четвертого вопроса, следует отметить, что 20-30-е годы в истории страны характеризуются противоречивыми процессами в общественно-политической жизни республики. Провозглашенный в Конституции 1936 года суверенитет национальных республик был формальным. Отсутствовали условия и реальные механизмы осуществления права нации на самоопределение. Утверждение в республике общественной собственности на средства производства сопровождалось отчуждением крестьян от земли. Вместе с тем, именно вера людей в счастливое будущее явилась источником массового трудового героизма в годы довоенных пятилеток.

Сталинская "теория" обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму послужила обоснованием развертывания репрессивной политики с конца 20-30-ые годы. Невосполнимые потери понесла казахская творческая интеллигенция, были репрессированы видные государственные и общественные деятели Казахстана. Расскажите о массовых репрессиях казахской национальной интеллигенции. Каким образом И. Голощекину удалось осуществить идейный разгром казахской интеллигенции? Что следует понимать под выражением "национал-уклонизм"? Используя хрестоматийный документальный материал, составьте рассказ о том, как наша республика была превращена в одно из многочисленных отделений ГУЛАГА.

 

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: устный опрос

6. ЛИТЕРАТУРА:

1. История Казахстана Народы и культура. А, 2000. С 277 – 287

2. История Казахской ССр В 5 – ти тт Т4. А – А, 1977. С 214 – 224, 256 – 269, 276 – 301, 346 – 359

3. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана Учебник хрестоматия Астана 1999 С 208 – 209

4. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан А, 2001 С 297 – 301

5. История Казахстана белые пятна. А, 1991

6. Образование Казахской ССР сборник документов и материалов под редакцией А.А. Покровского А – А 1957

7. Нусупбеков А Объединение казахских земель в казахской советской социалистической Республики А- А 1953

7. КОНТРОЛЬ:

Выполните схему:

 

Индустриализация в Казахстане  
Задачи   источники проблемы итоги

 

Заполните таблицу «Основные этапы становления казахстанской государственности»:

 

Этапы Статус республики Области и районы, вошедшие в состав республики Общая площадь территории Численность территории Удельный вес коренного населения Столица
1920 г.            
1920-1924 гг.            
1936 г.