Астана, 2011 г.

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Тема №6 Образование казахской народности и Казахского ханства.

Казахское ханство в ХVІ- ХVІІІ вв.

Количество часов: 2

Курс: 1

Специальность: 051302 - «Общественное здравоохранение»

Составитель: Альжанова Р.С.

 

1. ТЕМА №6 ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ И КАЗАХСКОГО ХАНСТВА. КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В ХVІ - НАЧАЛО ХVІІІ вв.

 

2. ЦЕЛЬ: раскрыть содержание социально-экономических, политических, демографических и культурно-правовых процессов на территории Казахстана в период становления казахской народности. Раскрыть внешнеполитическую обстановку Казахского ханства в рассматриваемый период.

 

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

-сформировать у студентов целостное представление об этапах этногенеза у казахов, с использованием конкретных первоисточников;

- проанализировать завершение процесса сложения казахской народности, рассмотреть происхождение этнонима «казах» и образование жузов.

-на конкретных исторических примерах примере познакомить студентов с одним из сложных периодов отечественной истории - социально-экономическим и политическим положением Казахского ханства в конце XVІІ-начале XVIII веков;

- раскрыть причины сдерживания предпосылок дальнейшего становления и развития его государственности на всей территории страны.

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Историография проблемы. Этапы становления казахской народности

2. Возникновение Казахского ханства:

а) предпосылки казахской государственности;

б) образование Казахского ханства.

3. Внутренняя и внешняя политика первых казахских ханов (Касым-хан, Хакк-Назар, Тауекел-хан, Есим-хан, Тауке-хан);

4. Социально-экономическое устройство Казахского ханства в XVI-XVII вв.:

а) экономическое развитие;

б) политическое устройство: институт ханской власти (идеология
"чингизизма");

в) административное устройство и нормы права ("Қасым ханның қасқа жолы", "Жеты- Жарғы").

 

Изучение первого вопроса рекомендуется начать с анализа историографии вопроса формирования казахской государственности, т.к. по своей значимости данная проблема относится к числу узловых проблем отечественной истории. Следует рассмотреть альтернативные взгляды и теории о природе казахской государственности российских и советских ученых-историков Левшина А.И., Якушина А., Фукса С., Вяткина М., Юшкова С., Шахматова В., Гумилева Л., а также современных казахстанских исследователей. Особого внимания заслуживает вопрос о начале Казахского ханства, времени его образования. Одни исследователи считают началом возникновения Казахского ханства откочевку султанов Джанибека и Гирея; другие исследователи определяют время образования ханства рубеж XV-XVI веков; наконец третья группа ученых относят формирование ханства к более позднему времени, 30-40-ым годам XVI века. Какая из названных точек зрения вам представляется правильной? Обязательно обоснуйте свой ответ фактами.

По вопросу об образовании собственно Казахского ханства необходимо поработать с источниками по истории казахов и подробнее остановиться на тех из них, которые наиболее полно раскрывают изучаемую проблему: сочинение Кадырали-бека, сына Хошум-бека из племени джалаир условно называемое "Сборник летописей", сочинение восточно-туркестанского историка Мирзы (Мухаммада) Хайдара Дулата (1500-1551) "Тарихи -и-Рашиди", сочинения периода Мухаммада Шейбани-хана (Нусрат-наме, Фатх-наме, Шейбани-наме, Бинаи, Шейбани-наме Мухаммада Салиха, Шейбани-наме анонимного автора и др.), автобиографические сочинения (жития суфийских святых) "Зийа ал-кулуб" Мухаммада Аваза, "Джалис ал-муштакин" Мавлана Пайрави и др.

Подготовку второго вопроса необходимо начать с подробной характеристики объективных причин и условий образования казахской государственности. Следует помнить, что развитие государственности на территории Казахстана имеет глубокие корни и связано с историей племен и народов, обитавших на территории Казахстана в древности и средневековье (тюркский и монгольский периоды), а с образованием Казахского ханства связывают становление собственно казахской государственности. Раскройте экономические, политические и этнические предпосылки казахской государственности и покажите, что возникновение Казахского ханства стало закономерным результатом социально-экономических процессов на территории Дашт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Важно подчеркнуть, что государственность казахов имела глубокие исторические корни и была подготовлена всем ходом развития государственности, существовавшей в разное время на территории Казахстана.

С целью более полного раскрытия вопроса об образовании Казахского ханства необходимо остановиться на характеристике этнополитических объединений на территории Казахстана в XIII - XV веках (Ак-Орда, Кок-Орда, ханство Абулхаира, Моголистан, Ногайская Орда) и показать их роль в возникновении казахской государственности. Объясните значение терминов: узбек, узбек-казак, могол, ногай. Политические объединения Ак-Орда, Кок-Орда, ханство Абулхаира, Моголистан, Ногайская Орда имели фактически одинаковый этнический состав, в них входили тюркские и тюркизированные племена, в рамках этих объединений шел процесс экономической, политической и этнической консолидации племен, составивших основу казахского этноса и Казахского ханства.

Характеризуя политическую историю этих государств, акцентируйте внимание на масштабах и причинах социально-экономического и политического кризиса в ханстве Абулхаира (1428-1468); объясните причины раскола в Узбекском улусе и откочевки (отложения) потомков Урус-хана с подвластными им родами и племенами в соседние земли западного Семиречья. Подумайте, какое значение имело это событие в плане развития государственности казахов? Как оно повлияло на дальнейший ход истории казахов?

Раскрывая третий вопрос о внутренней и внешней политике первых казахских правителей, следует начать с анализа деятельности Гирея и Джанибека и истории их борьбы с Шейбани-ханом, описанной в исторических хрониках того времени. Далее логично охарактеризовать политику одного из крупных деятелей в истории средневекового Казахстана, имевшего широкую известность не только в степи, но и далеко за ее пределами - Касым-хана (1511-1523 гг.); внешнеполитическую деятельность его сына, энергичного, гибкого и дальновидного политика-хана Хакк-Назара (1538-1580 гг.); определить основные направления внешнеполитической линии хана Тауеккеля (1583-1598 гг.), прославившегося в Центральной Азии как смелый воин, талантливый полководец и умелый дипломат; активную внутреннюю и внешнюю региональную политику крупного правителя и законодателя Есим-хана (1598-1628 гг.).

По четвертому вопросу рекомендуется начать ответ с анализа вопроса о хозяйственном развитии Казахстана. Рекомендуется охарактеризовать формы скотоводческого хозяйства на территории Казахстана, способы и маршруты кочевания, проследить динамику развития торговых отношений скотоводческих племен с населением оседло-земледельческих районов. Следует отметить факт существования единой системы экономических отношений, позволяющих сочетать различные хозяйственно-культурные уклады.

Также необходимо остановиться на характеристике сложившейся в традиционном кочевом обществе системы социальных отношений (ак-суйек, кара-суйек) и основывавшейся на ней системе политического устройства. Следует подчеркнуть привилегированное положение элиты кочевого социума-торе (группы лиц, принадлежавших к одной из ветвей потомков Джучи-хана) и раскрыть сущность распространенной среди тюрко-язычных народов Евразии идеологии "чингизизма".

В характеристике института ханской власти следует выделить ее основные функции (координация внешнеполитических отношений, регулирование системы землепользования, разрешение межродовых противоречий и т.п.), а также исключительные права и полномочия ханов (судебный арбитраж, регламентация системы кочевания и др.). Следует иметь в виду, что структура власти в кочевом обществе имела в целом поверхностный, мобильный и дискретный характер вследствие рассеивания распределительных, контрольных и судебных функций политической системы между разными субъектами властных отношений (султанами, старшинами, биями, батырами).

Необходимо также охарактеризовать административное устройство Казахского ханства изучаемого периода. Следует обратить внимание на вопрос о складывании норм обычного казахского права. Важно хорошо знать содержание основных разделов кодекса законов Касым-хана, "Уложение" степных законов Есим-хана и свод законов Тауке-хана "Жеты-Жаргы". Необходимо обратить внимание на тот факт, что "Жеты-Жаргы" записан известными исследователями в различных вариантах (Гавердовский Я.П., Спасский Г.И., Левшин А.И.).

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: дискуссия.

6. ЛИТЕРАТУРА:

1. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Учебник-хрестоматия. - Астана.
1999. С.157-159.

2. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-ХУПвв.: история,
политика, дипломатия. - А.1998.

3. Баеин В.Я. Россия и казахские ханства в XVI-XVIII вв. - А-А. 1971.

4. Масанов Э., Абылхожин Ж. и др. История Казахстана: народы и
культуры. А., 2001. С. 142-166.

5. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV-нач. ХУ1в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. А-А., 1997.

6. Левшин А.И. Описание киргиз- казачьих или киргиз кайсацких
орд и степей. Изд. 2-е. А. 1998 г.

7. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-ХУПвв.: история, политика, дипломатия. А.1998.

8. Баеин В.Я. Россия и казахские ханства в XVI-XVIII вв. А-А. 1971.

9. Исин А. Материалы Посольского приказа Русского государства о
Казахском ханстве XVI- начала ХУПв. //Вопросы историографии и источниковедения Казахстана (дореволюционный период). А-А., 1988.

10. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV-нач. ХУ1в.: Вопросы политической и социально-экономической истории. А-А., 1997.

11. Фукс С. Обычное право казахов в XVIII-первой половине XIX вв. А., 1981.

12. Султанов Т.И. О дате образования первого Казахского государства /Эволюция государственности Казахстана:

 

7. КОНТРОЛЬ:

Ответьте на вопросы:

1.В какой период истории термин «казах» обретает этническое значение?

2.Какие факторы политического характера способствовали этому?

3. Охарактеризуйте предпосылки образования Казахского ханства?

4. Определите права и функции казахского хана:

1. ………..

2…………

3…………