Основные понятия и этапы медиапланирования

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте известные вам подходы к понятию «структура рекламного обращения».

2. Возьмите любую рекламную газету и проанализируйте ее разво­рот с точки зрения таблицы С. Р. Гааса.

3. Выберите в качестве примера любое рекламное обращение и про­анализируйте его структуру.346

Раздел 3, Разработка рекламного обращения, выбор средств...

3.2. Средства передачи рекламного обращения1

Правильный выбор наиболее эффективных средств передачи реклам­ного обращения в значительной мере определяет успех всей реклам­ной коммуникации. От верного решения данной проблемы зависит, скольких потенциальных потребителей достигнет сигнал, каково бу­дет воздействие на них, какие суммы будут затрачены на рекламу и насколько эффективными будут эти затраты. Фактор выбора средств передачи рекламных посланий является основным при определении бюджетов рекламных кампаний. Так, согласно статистике, американ­ские компании расходуют на производство собственно рекламных ма­териалов (т. е. тех же видео- и аудиороликов, оригинал-макетов для газет и журналов, плакатов и буклетов) не более 10-15% своего обще­го рекламного бюджета. Остальные 85-90% средств расходуются рек­ламодателями на размещение этих рекламных материалов в средствах массовой информации [77, с. 44]. Уже из приведенных сухих цифр по­нятно, насколько важно для рекламодателя, чтобы средства, потрачен­ные на размещение его рекламы, давали максимальную отдачу. При этом достаточно очевидно, что эффект от размещенной рекламы опре­деляется не столько числом выходов, например, на телевидении или в газете, сколько тем, сколько зрителей на самом деле увидят (услышат, прочтут и т. д.) эту рекламу.

Процесс формирования системы каналов доставки рекламных по­сланий адресатам рекламной коммуникации получил определение ме-диапланирование(от англ. media — средства распространения рекла­мы [5, с. 147]). Его основной задачей является оптимизация схемы размещения рекламных материалов, основанная на объективных пока­зателях. По современным представлениям большая часть таких пока­зателей базируется на концепции охват / частота,

В зависимости от степени конкретизации средства распространения обращения выделяются понятия медиа-канал и медиа-носитель.

Медиа-канал (медиа-категория)представляет собой совокупность средств распространения рекламы, однотипных с точки зрения спосо­ба передачи информации и характеризующихся одинаковым типом вос­приятия их аудитории.

Например пресса, средства рекламной полиграфии, телевидение, наружная реклама и т. п.

•В написании разделов 3.2.1 и 3.3 принимал участие И. А. Рыбальченко.

3.2. Средства передачи рекламного обращения

Медианоситель(рекламный носитель; носитель, англ. Vehicle) — это конкретный представитель медиаканала (т. е. выпуск печатного изда­ния, телепрограмма, радиопередача и т. д.), в котором размещено рек­ламное сообщение. Например: медиаканал — телевидение, медианоси­тель — программа «Кто хочет стать миллионером?» телеканала ОРТ.

Весь процесс медиапланированияможно условно разделить на не­сколько этапов.

На первом,предварительном этапе определяются и формулируют­ся цели маркетинга и рекламной деятельности рекламодателя. Выяв­ляется целевой сегмент маркетинговой деятельности и целевая ауди­тория, которой предназначено обращение.

На втором этапепринимаются решения об охвате аудитории и о необходимом числе рекламных контактов.

На следующем, третьем этапепроизводится сравнительный анализ и непосредственный выбор медиаканалов и медианосителей рекламного обращения и разрабатывается конкретная схема его размещения.

Кратко рассмотрим особенности указанных этапов медиапланиро­вания.

Основные планирующие функции первого этапавыполняются со­трудниками маркетинговых подразделений фирмы-рекламодателя или исследовательского подразделения рекламного агентства. В результа­те их осуществления медиапланеры получают «портрет» целевой ауди­тории обращения (количественные и качественные характеристики сегмента в целом и «среднего» представителя сегмента в частности).

Очевидно, что эффективность воздействия рекламного обращения на целевую аудиторию будет во многом зависеть от того, какой части этой аудитории достиг сигнал рекламного послания и сколько было рек­ламных контактов с обращением у представителей целевой аудитории. Решение указанных вопросов является сущностью второго этапаме­диапланирования.

Для оценки ситуации с этой точки зрения используются следующие показатели:

Охват(достижение, англ. Reach) носителя или схемы размещения — часть (процент) населения либо целевой аудитории, экспонированная носителем, содержащим рекламное сообщение хотя бы один раз в тече­ние рассматриваемого периода. Последнее означает, что данный тер­мин подразумевает сдублированный охват. То есть каждый предста­витель целевой аудитории, которого «достиг» носитель, учитывается только один раз, независимо от того, сколько раз на самом деле этот получатель имел контакт с данным носителем в указанный период.348

Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

Частота{Frequency) экспозиции, точнее, распределение частотэкс­позиции, показывает, какая часть (процент) целевой аудитории сколь­ко именно раз контактировала с носителем, содержащим рекламное сообщение. Очевидно, что значение частоты колеблется от 0 до сум­марного числа включений в схеме размещения. Обозначается латин­ской буквой/

Кумулятивная частота,или кумулятивное распределение частотэкспозиции — число контактов с носителем в единицу времени не ме­нее некоторого (например «три и более») для определенной части це­левой аудитории. Обозначается буквой/+.

Для определения части целевой аудтории, экспонированной носи­телем с определенной кумулятивной частотой, иногда используют тер­мин «Охват с частотой f+» (Reach f+).

Термин «охват» не требует особых пояснений — понятно, что чем большая часть аудитории была охвачена в результате осуществления схемы размещения, тем, на первый взгляд, эффективней эта схема. На самом деле вопрос об эффективности несколько сложнее и требует по­нимания психологических основ рекламного воздействия. Такие осно­вы заложены Вильгельмом Вундтом, профессором Лейпцигского уни­верситета, который в конце прошлого века впервые предпринял попытку экспериментального изучения психологии восприятия. Результаты многочисленных лабораторных экспериментов отразились в зависимо­сти, которая теперь носит название «кривая Вундта» (см. рис. 3.2).

Рассматривая эту классическую кривую, можно сделать вполне прак­тические выводы для медиапланирования:

3.2. Средства передачи рекламного обращения

1. Существует некая пороговая частота// рекламного воздействия, ниже которой реклама просто не воспринимается индивидом, т. е. не вызывает никакой реакции (участок 0-а);

При наращивании частоты воздействия свыше пороговой, возни­кает позитивная реакция, которая с дальнейшим ростом частоты достигает максимального позитивного значения (участок а-б).

2. Частоту/2, при которой достигается максимум позитивной реак­ции, можно считать оптимальной.

3. При дальнейшем повышении частоты воздействия уровень пози­тивной реакции индивида снижается, вновь приближаясь к нуле­вому (участок б-в). Проще говоря, если слишком часто повторять одно и то же, люди склонны игнорировать подобное сообщение. Такую частоту воздействия/? можно считать критической.

4. Если продолжать повышать частоту (участок за точкой в), реак­ция индивида становится ярко негативной — реклама превраща­ется в антирекламу. (Справедливости ради необходимо отметить, что это положение Вильгельма Вундта часто подвергается аргу­ментированной критике.)

Таким образом, при планировании рекламного воздействия важны не просто показатели охвата аудитории, а показатели охвата с частота­ми не менее пороговой и вблизи оптимальной. Отсюда естественным образом ясна важность распределения частот экспозиции носителей в рамках схемы размещения. Конкретные значения пороговых, оптималь­ных и критических частот определяются экспериментально и зависят от многих параметров, в частности от уровня вовлеченности потреби­теля в процесс выбора и от качества креативных материалов — хоро­ший рекламный ролик, например, может начать «работать» с 2-3 вклю­чений в месяц, а сработанный непрофессионально не даст позитивного результата и при частоте 10 экспозиций в месяц.

На третьем этапе процесса медиапланирования, как уже указыва­лось, производится сравнительный анализ и непосредственный выбор медиаканалов и медианосителей рекламного обращения и разрабаты­вается конкретная схема его размещения.

Перед тем как перейти к процедурам этого этапа, кратко рассмот­рим особенности существующих на сегодняшний день медиаканалов.

Основные выводы

1.

Медиапланирование представляет собой процесс формирования системы каналов доставки рекламных посланий адресатам рек-350

Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

ламной коммуникации. Его основной задачей является оптими­зация схемы размещения рекламных материалов, основанная на объективных показателях.

2. Медиа-канал (медиа-категория) представляет собой совокуп­ность средств распространения рекламы, однотипных с точки зрения способа передачи информации и одинаковым типом вос­приятия их аудитории.

3. Медианоситель (рекламный носитель; носитель) — это конкрет­ный представитель медиаканала, т. е. выпуск печатного издания, телепрограмма, радиопередача и т. д., в котором размещено рек­ламное сообщение.

4. Центральными показателями концепции медиапланирования яв­ляются охват и частота.

Вопросы для самопроверки

1. Почему в основе медиапланирования лежит подход охват/часто­та, а не объем закупленных рекламных носителей?

2. Приведите примеры возможного использования показателя «охват». Чем показатель «частота» отличается от показателя «ку­мулятивная частота»?

3. Прокомментируйте концепцию В. Вундта. Согласны ли вы, что с достижением определенного числа контактов эффективность воздействия падает? Аргументируйте.

3.2.2. Особенности использования основных медиаканалов

рекламы

Основными средствами распространения рекламыможно считать та­кие: 1) реклама в прессе; 2) печатная (полиграфическая) реклама; 3) экранная реклама; 4) реклама на радио; 5) наружная реклама; 6) рек­лама в компьютерных сетях; 7) другие средства рекламы.

Сразу следует заметить, что эта систематизация достаточно условна и не имеет жестких границ.

Рассмотрим критерии,которые могут быть использованы при ана­лизе и выборе оптимальных средств распространения рекламы. 1.Отсутствие жестких ограничений у отправителя на использова­ние тех или иных средств.

Данные ограничения могут существовать как внутри фирмы от­правителя, так и вне ее. Примером внутреннего барьера может служить недостаточный объем средств, выделяемых на рекламу.

3.2. Средства передачи рекламного обращения

Внешние ограничения могут быть вызваны или невозможностью применения данного средства (например телевидения в удален­ных районах), или законодательными запретами (например в России и Украине запрещена реклама табачных изделий по теле­видению, в Италии реклама алкогольных напитков запрещена полностью).

2. Соответствие средства обращения характеристикам целевой аудитории.

Как показывают исследования, использование телевидения наибо­лее эффективно для установления связей с подростками; дорож­ные рекламные щиты — для аудитории автомобилистов и т. п.

3. Соответствие характеристик медиаканала особенностям рекла­мируемого товара.

Практика показывает, что реклама товаров производственного назначения наиболее эффективна в специальных журналах, рас­считанных на специалистов; фотоаппаратов — в телевизионной рекламе; женских платьев — в каталогах и иллюстрированных журналах и т. п.

Избираемое средство передачи обращения должно иметь макси­мум возможностей для наглядного и достоверного представления товара и результатов его использования.

4. Обеспечение соответствия формы рекламного обращения и сред­ства его передачи.

Так, газетные и журнальные публикации в большей степени соот­ветствуют обращениям, использующим рациональные мотивы, которые имеют форму объявления. Телевидение, печатная рекла­ма и радио лучше донесут эмоциональные мотивы обращения.

5. Требования к срокам передачи обращения и к ответной реакции аудитории.

При необходимости срочно передать информацию о распродажах или презентациях, которые должны состояться в ближайшие дни, естественно применение радио, газеты, местного телевидения. Долгосрочная рекламная кампания, рассчитанная на многие ме­сяцы и даже годы, в качестве медиаканалов может использовать рекламный видеоролик, рекламный плакат (особенно при ис­пользовании постановочных сюжетов) и другие средства, изго­товление которых занимает достаточно много времени. Как видим, выбор оптимального средства передачи рекламного об­ращения зависит от множества факторов. При этом каждая рекламная352

Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

кампания по-своему уникальна, что связано со спецификой отправи­теля, рекламируемого товара, особенностями ситуаций, сложившихся на рынке, и т. д. Все это предполагает необходимость творческого под­хода к выбору рекламных средств в каждом конкретном случае. Кратко рассмотрим особенности некоторых медиаканалов.

Основные выводы

1. Основными средствами распространения рекламы можно счи­тать: 1) рекламу в прессе; 2) печатную (полиграфическую) рекла­му; 3) экранную рекламу; 4) рекламу на радио; 5) наружную рек­ламу; 6) рекламу в компьютерных сетях; 7) другие средства рекламы.

2. Основными критериями отбора медиаканалов являются: отсут­ствие жестких ограничений; соответствие средства обращения характеристикам целевой аудитории; соответствие характерис­тик медиаканала особенностям товара; соответствия формы и со­держания обращения, учет требований по срокам.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается печатная реклама от рекламы в прессе?

2. На примере конкретного рекламного обращения проиллюстри­руйте действия по выбору медиаканала на всех этапах с учетом всех приведенных выше критериев.

3.2.2.1. Реклама в прессе

Реклама в прессе обеспечивается публикациями в различных газетах, журналах, бюллетенях, каталогах и всевозможных рекламных прило­жениях (или вкладышах изданий). К этому же средству рекламы тра­диционно принято относить рекламу в справочниках, учебных посо­биях и учебниках.

С точки зрения средства распространения рекламы периодическое изданиеимеет такие важнейшие характеристики:

♦ особенности читающей его аудитории, «специализация» того или иного периодического издания;

♦ тираж;

♦ регион распространения;

♦ периодичность издания.

Первая из перечисленных выше характеристик должна сопостав­ляться с планируемой аудиторией рекламного послания. В идеале чи-

3.2. Средства передачи рекламного обращения

тательская аудитория издания и целевая аудитория рекламного обра­щения должны совпадать.

В настоящее время общенациональный российский и региональные рынки газетно-журнальных изданий достаточно насыщены. Исполь­зование их руководством принципов маркетинга стало настоятельной необходимостью. Одним из признаков этой ориентации является со­средоточение внимания на конкретной категории («сегменте») чита­тельской аудитории, на удовлетворении ее потребностей.

В настоящее время усиливается дифференциация в подходах изданий, работающих на одном сегменте рынка. Так, газеты, нацеленные, например, на предпринимателей, ищут свою нишу, исходя из таких критериев, как сфера деятельности читателя, размер фирмы, форма организации и т. п.

Значительный интерес с точки зрения повышенной избирательно­сти выхода на определенную целевую аудиторию представляют спе­циализированные издания.

Вкачестве самостоятельных сегментов периодические издания мо­гут избрать отдельные географические области. Например, украин­ская общенациональная газета «Теленеделя» издается в различных ва­риантах в большинстве областных центрах и крупных городах страны.

Важными характеристиками изданийявляются: тираж, объем реа­лизации, рейтинг (общий объем аудитории) [73, с. 15-16].

Тираж— общее число напечатанных экземпляров рекламоносите­лей. Показатель достаточно важный, но недостаточный, так как часть тиража может остаться невостребованной читателем.

Информация о тиражах изданий в отечественных условиях являет­ся достаточно острой проблемой. Рекламодателям зачастую приходится принимать на веру данные, представляемые редакциями самих газет и журналов. По понятным причинам объявленный тираж во многих слу­чаях значительно выше фактического. В некоторых странах существу­ют специальные государственные органы, контролирующие этот по­казатель. Например в США — Бюро по контролю за тиражами. Интересен опыт одной из самых высокотиражных украинских газет «Факты». Для того чтобы помочь аудитории (а главное — рекламода­телям) удостовериться в истинных объемах тиража каждого номера, газета прибегает к помощи аудиторского агентства.

Объем реализациипредставляет собой ту часть тиража, которая продана в розницу, получена по подписке, а также вручена бесплатно.

Рейтинг (общий объем аудитории)издания — совокупность полу­чателей, читавших или просматривавших издание за конкретный про­межуток времени.354_________Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

Наряду с такими факторами эффективности рекламы в периодиче­ских изданиях, как тираж, рейтинг, соответствие читательской и целе­вой аудиторий, немаловажную роль играют и технология верстки рек­ламы, ее место на странице газеты (журнала), композиция рекламных полос. Так, по данным исследований, распределение экспертами рек­ламных полос по фактору легкости их просмотра выглядит следующим образом: 4-я, 1-я, 6-я, 5-я, 2-я, 3-я.

Характер просмотра рекламных страниц читателями газеты пред­ставлен в табл. 3.4 [42, с. 28].

Кроме того, эффект рекламного воздействия может в значительной степени колебаться в зависимости от расположения рекламного обра­щения на развороте газеты. В этом мы могли убедиться из материалов таблицы С. Р. Гааса, представленной в подразделе 3.1.3 учебника.

Из всего многообразия издаваемых газет условно выделяют:

общественно-политические издания («Комсомольская правда», «Известия», «Труд», «Московский комсомолец» и др.);

литературно-художественные («Литературная газета», «СПИД-Инфо», «Поле чудес» и т. п.);

деловые/финансовые («Экономика и жизнь», «Коммерсант-День­ги», «Финансовая газета» и др.);

газеты рекламных объявлений, или коммерческие вестники («Эк­стра М», «Из рук в руки», «Центр Plus» и др. ).

Иногда издания сочетают в себе черты разных типов (например, га­зета имеет общественно-политический, светский и другие разделы и, кроме того, большой блок объявлений).

Реклама в газетахусловно делится на следующие виды:

классифицируемая реклама (англ. — classified) — совокупность рекламных обращений, размещаемых в специально выделенных

Таблица 3.4.Распределение рекламы на рекламных полосах газеты по признаку удобства просмотра (по данным 100 экспертов)

 

Направление, в котором удобно рассматривать рекламу Полоса издания, на которой размещена реклама
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я
По вертикали
По горизонтали
По диагонали   -
По кругу или спирали - - - -
Хаотично
Итого:

3.2. Средстве передачи рекламного обращения

газетных рубриках в соответствии с интересами читателей («Про­дажа недвижимости», «Продажа автомобилей», «Знакомства» и т. п.);

демонстрационная реклама — рекламные (как правило, блочные) объявления любого размера, расположенные в любом месте газеты;

приложения ирекламные вставки [91, с. 335-336].

К преимуществам газетной рекламы относятся ее большой охват, гибкость, оперативность. К недостаткам — короткий жизненный цикл (в среднем — 24 часа), низкая избирательность, относительно невысо­кое качество воспроизведения визуального материала. Рекламные та­рифы в газетах зависят от многих факторов, главным из которых является объем тиража. Расценки на рекламу (за одну полосу) в круп­нейших российских газетах на конец 2001 г. составляли: «Аргументы и факты» (аудитория — 9,1 млн чел.) — эквивалент более $10 тыс.; «Комсо­мольская правда» (аудитория — 2 млн чел.) — эквивалент около $30 тыс.; «Московский комсомолец» (аудитория — 1 млн чел) — более $23 тыс. [88, с. 48; 57, с. 20].

Журналы,помимо типов изданий, подобных тем, которые указаны для газет (общественно-политические, литературно-художественные, коммерческие вестники), могут быть специализированными, в том чис­ле профессиональными журналами.

В качестве критерия возможной специализациижурналов могут быть избраны:

основная аудитория читателей (например журналы для женщин: «Караван истории», «Burda Moden», «Домашний очаг», «Cosmo­politan» и др.; журналы для мужчин: «Медведь», «Вот так!», «XXL», «Playboy», «FHM» и др.;

возраст читателей (журнал для девочек-тинейджеров «Cool Girl», молодежные журналы: «Ровесник», «Тусовочка» и др.);

жизненные установки (например издания для заботящихся о сво­ем здоровье: «Домашний доктор», «Здоровье», «Врачебные тай­ны» и др.);

хобби и увлечения (журналы «АвтоМотоСпорт», «Мир развлече­ний» и др.);

♦ профессиональная специализация.

Профессиональные журналыориентированы на специалистов ка­кой-либо конкретной сферы деятельности (например для программи­стов и пользователей компьютеров — журналы «Компьютерра», «Мир356

Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

ПК», «Компьютер Пресс»; издания для специалистов в сфере марке­тинга — «Маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», на Украине — журнал «Маркетинг и реклама» и др.).

Журнальный формат в большей степени способствует размещению в издании объемной, развернутой информации. Фотографии, особен­но цветные, размещаемые в журналах, как правило, значительно луч­ше по качеству воспроизведения, чем в газетах.

Вследствие высокого уровня избирательности журналы (в первую очередь профессиональные) представляют собой одно из наиболее эф­фективных средств передачи рекламного обращения. Особенно это касается рекламы товаров и услуг производственного назначения. Эф­фект воздействия на адресата, достигаемый этими носителями, иногда сравним с эффектом от применения приемов прямого маркетинга.

Следует отметить, что все типы журналов эффективнее в имидже­вой рекламе, чем в стимулирующей.

Страница иллюстрированного общенационального американского журнала может обойтись рекламодателю в $80-90 тыс. В наиболее ти­ражных российских журналах к концу 2000 г. рекламные тарифы со­ставляли: «7 дней» (тираж 893 тыс.) — $16,9 тыс., «Cosmopolitan» (ти­раж 280 тыс.) — $11,4 тыс., «За рулем» (460 тыс.) — $10 тыс. [56].

В качестве разновидности рекламы в прессе можно рассматривать рекламу в справочниках и учебных изданиях.По сравнению с газета­ми и журналами она характеризируется значительно большей долговеч­ностью, наличием большой вторичной аудитории. Это связано с тем, что учебниками, как правило, пользуются многие годы, и проходят они через многие руки.

Таким образом, из сказанного выше можно сделать следующие ос­новные выводы:

1. Эффективность рекламы в прессе является результатом действия множества факторов. В их числе: тираж, объем реализации, рей­тинг (общий объем аудитории), качественные характеристики читательской аудитории/ регион распространения, периодич­ность выхода и др. Действие каждого из этих факторов должно быть учтено медиапланировщиками.

2. Специфическими факторами эффективности воздействия рекла­мы в прессе являются: технология верстки рекламы, ее место на странице газеты (журнала), композиция рекламных полос.

3. Одним из наиболее высокоэффективных носителей рекламы в прессе являются профессиональные специализированные издания.

3.2. Средства передачи рекламного обращения

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите известные вам типы периодических изданий. Каким образом их характеристики влияют на характер их использова­ния в качестве медианосителей?

2. Возьмите номер любого коммерческого вестника и просмотрите его. Затем проанализируйте: какие из рекламных материалов вам запомнились? Как, по вашему мнению, повлияли ли на уровень запоминаемости технология верстки и место рекламного матери­ала в издании?

3.2.2.2. Печатная (полиграфическая) реклама

Печатная рекламаобъединяет такие носители, как листовка, плакат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь и другие виды печат­ной продукции.

Листовкапредставляет собой одностороннее или двухстороннее изображение (текст), помещенное на листе относительно небольшого формата. Практика показывает целесообразность выпуска листовки сериями. В этом случае единая форма и элементы оформления облег­чат узнаваемость товаров рекламодателя.

Буклет— согнутый (сфальцованный) один или несколько раз лист бумаги с текстом или иллюстрациями. Схемы фальцовки могут быть самыми разнообразными: от гармошки-ширмы до сложных буклетов-пакетов. Разработка буклета дороже листовки, однако он позволяет сообщить больше информации и солиднее выглядит.

Плакат— издание относительно большого формата. Его особенцо-стью является лаконичный текст. Как правило, это образ, название фир­мы, изображение товара, фирменный лозунг.

Проспект— многостраничное издание типа брошюры, листы кото­рого скреплены. Часто используется в престижной рекламе и как сред­ство паблик рилейшнз. Использование проспекта целесообразно для обстоятельного рассказа о фирме, ее продукции, сотрудниках и т. п.

Каталог— по форме исполнения напоминает проспект. Каталог со­держит описание товаров фирмы, в нем, как правило, обозначаются Цены на них.

К средствам печатной рекламы можно также отнести: фирменные поздравительные и рекламные открытки, календари (настенные, пе­рекидные, карманные), этикетки, бланки меню (в ресторанах) и др. В последнее время широкое распространение в качестве носителя рек­ламы получили цветные наклейки (стиккеры). Если уровень исполне-358

Раздел 3. Разработка рекламного обращения, выбор средств...

ния высок с точки зрения эстетики и технологии, то есть вероятность того, что потенциальный потребитель сам поместит ее на свое рабочее место (компьютер, стол, стену и т. п.), автомобиль (персональный или служебный), входную дверь и т. д.

Процесс разработки носителей полиграфической рекламывклю­чает следующие основные этапы:


php"; ?>