Общество в годы НЭПа
Архитектура
Скульптура
Известным скульптором 20-ых – 30-ых годов был И.Д.Шадр (1887-1941).
Наиболее ярким его произведением является статуя «Булыжник – оружия пролетариата 1905год»(1927)
20-ые годы формируется творчество Мухиной В.И среди работ которой выделяется проект памятника «Освобожденный труд»(1920). Памятник входил в монументальную композицию «Рабочий и колхозницы».
В 20-ые годы архитекторы разделились на две группы: одна – рационалисты, другая – конструктивисты.
Рационалистов возглавлял архитектор Н.А.Ладовский (1881-1941).
Архитекторы этого направления уделяли проблеме художественного образа, основывая свои искания на широком применении новейших строительных материалов и конструкций.
Другую группу представлял конструктивизм, сформировавшаяся после окончания войны. В своей деятельности они подчеркивали важность учета функционального – конструктивной основы строительства и боролись против «реставраторских» тенденций в отношении к прошлым традициям архитектуры, так и против «левого формализма», под которым они часто принимали поиски многих своих коллег по работе.
Во второй половине 20-ых годов решалась проблема творческого синтеза обоих направлений новой архитектуры. Эта тенденция проявилась в строительстве жилых комплексов, получившим интенсивное развитие во второй половине 20-ых годов.
Большое внимание в те годы уделяется проектированию и строительству рабочих и сельских клубов, изб – читален, народных домов. Большую роль здесь сыграло творчество архитектора К.С. Мельникова(1890-1974), по проекту которого в Москве было построено 5 клубов: им. Русакова, Горького, Фрунзе, «Каучук», «Буревестник». Мельников рассматривал рабочие клубы как такой тип здания, облик которого должен отражать новые формы жизни и труда – слияние функциональных и пространственно-эстетических задач.
НЭП сильно повлиял на общество. Появились нэпманы – частные торговцы, лавочники и ремесленники, разбогатевшие и не озабоченные революционным духом, оказались в этот период на первых ролях. Новых богачей мало интересовало классическое искусство. Главным развлечением стали кабаре и рестораны – общеевропейская тенденция того времени.
В кабаре выступали артисты – куплетисты с нехитрыми сюжетами и незамысловатыми рифмами и ритмами(одним из известных куплетистов того времени был Михаил Савояров). Многие песни того времени вошли в историю и культуру страны. И не только вошли, но и стали передаваться из поколения в поколение, обрастая новыми рифмами, меняя слова, сливаясь с народным творчеством. Именно тогда появились такие популярные песни как «Мурка», «Бублички», «Лимончики», «Фонарики» и т.д. Эти песни многократно подвергались критике и осмеянию за аполитичность и безыдейность и даже откровенную пошлость.
В 20-ых годах в Москве начинается журнальный бум. В 22-ом году начинают издаваться юмористические журналы «Крокодил», «Сатирикон», «Смехач», «Заноза».
В 23-ем году – «Прожектор»(при газете «Правда»). В 1925году был основан ежемесячник «30 дней». Помимо новостей из рабочей жизни, там публиковались пародийные стихи, карикатуры и веселые истории.
С 30-ых годов «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом.