Графика

Искусство в годы НЭПа

20-ые год были бурным временим для искусства. Существовало множество различных группировок. Каждая из них выдвигала свои идеи и свое видение. Искусство, одержимая идеей поиска, было многообразным: оно бурлило и кипело, стараясь идти в ногу с эпохой и заглядывать в будущее.

Наиболее значительными группировками были АХРР, ОСТ и «4 искусства».

Группа АХРР(Ассоциация Художников Революционной России) возникла в 1922 году(в 1928 году переименована в АХР - Ассоциации художников революции). Ядро АХРР сложилось из бывших участников Товарищества передвижных выставок. Декларация АХРР была изложена в каталоге выставки 1922года.

Художники АХРР стремились сделать свою живопись доступной массовому зрителю той эпохи. В своем творчестве они часто использовали бытописательский язык позднего передвижничества. АХРР организовала ряд художественных выставок: «Жизнь и быт рабочих»(1922), «Жизнь и быт Красной Армии»(1923), «Революция, быт, труд»(1924-1925), «Жизнь и быт народов СССР»(1926).

Среди художников АХРР выделяется творчество И.И. Бродского(1883-1939), который ставил своей задачей точное, документальное воспроизведение событий и героев революции.

Наряду с АХРР существовала группа ОСТ(Общество станковистов), организованная в 1925году и объединяла художественную молодежь того периода. Основной задачей они считали борьбу за возрождение и дальнейшее развитие станковой картины. Они стремились отразить в отдельных фактах новые качества современной им эпохи по отношению к эпохе предыдущей. Важной темой, над которой работали художники ОСТа, была жизнь города и городского человека XXв. Они изображали на своих холстах тему массового спорта, который стал характерной особенностью жизни советского общества.

Одним из самых талантливых представителей этой группы был А.А Денека (1899- 1969). Наиболее близкими к ОСТ является его картины: «На стройке новых цехов»(1925), «Перед спуском в шахту»(1924), «Футболисты»(1924), «Текстильщицы»(1926). Центральным произведением Денеки остовского периода стала картина «Оборона Петрограда», написанная в 1928году для тематической выставки «10 лет РККА».

В противовес остовской молодежной группе создается творческая группировка «4 искусства», возникшая в 1925году. Общество было создано мастерами старшего, дореволюционного поколения. Одним из известных художников этой группы был К.С.Петров – Водкин. Его произведение «После боя»(1923), «Девушка у окна»(1928) наиболее полно выражают этический смысл различных периодов – вех в развитии советского общества.

В 20-ые годы новая роль выпала на долю графиков. Иллюстрация 20-ых годов в целом отличалось рядом общих качеств. Ее темой была, как правило, классическая литература, причем выбирались произведения преимущественно небольшого размера.

Важным моментом в деятельности мастеров графики Москвы было возрождение ксилографии(гравюра на дереве). Наиболее ксилография 20-ых годов представлена творчеством В.А.Фаворского. Главное в манере Фаворского – прямой, четкий штрих в соотношение с большим свободным полем белого листа бумаги. В 20-ые годы он создает гравюры «Кремль. Свердловский зал»(1921), «Годы революции»(1928). В20-ые годы графика реализует в разных формах: иллюстрация, пейзажный альбом, цикл портретов.