I. Цели и задачи изучения дисциплины
Кафедра уголовного права, процесса, криминалистики
Министерство образования и науки РФ
Примечания
Переводы иноязычных текстов
Сноски
* Иные почитают лучшею ролью г-жи Валберховой роль Ревнивой жены. Совершенно несправедливо. Разве они не видали ее в «Мизантропе», в «Нечаянном закладе», в «Пустодомах» и проч.?
- Делла Мария (композитор).
- Прелестной дочери прелестнейшая мать. (Латин.)
- Конечно, это не так просто сказать. (Франц.)
- МОИ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ РУССКОМ ТЕАТРЕ
Статья, сохранившаяся в беловом автографе, опубликована была в 1895 г. На автографе надпись Н. И. Гнедича: «Пьеса, писанная А. Пушкиным, когда он приволакивался, но бесполезно, за Семеновой, которая мне тогда же отдала ее». М. Е. Лобанов сделал приписку к надписи Гнедича (при слове «Пьеса»): «вообще сумасбродная». Писано не ранее января 1820 г., а так как отдана в незаконченном виде Е. Семеновой, то можно предположить, что Пушкин писал ее до мая 1820 г. и передача объясняется высылкой Пушкина из Петербурга. По-видимому, Пушкин собирался печатать свою статью в «Сыне отечества».
- Лужнический пустынник (Лужницкий старец) — псевдоним, часто встречавшийся на страницах «Вестника Европы». Пушкин считал, что все статьи за этой подписью писаны редактором журнала М. Т. Каченовским. В 1819 г. появилась статья Каченовского, направленная против «Истории государства Российского» Карамзина. Эта статья, напечатанная в пяти номерах журнала, подписана «Ф.» и названа «Письма киевского жителя к его другу»; статья содержала разбор предисловия Карамзина и двух переводов этого предисловия.
- Чухонская деревня. С пометой «Тентелева деревня» Н. И. Гнедич напечатал в «Сыне отечества» в 1816 г. статью «О вольном переводе Бюргеровой Леноры», в которой сравнивал два вольных подражания «Леноре» Бюргера: «Людмилу» Жуковского и «Ольгу» Катенина.
- Безрукий инвалид. В «Сыне отечества» 29 декабря 1819 г. появилось «Письмо к издателю» за подписью В. Кл—нов, по-видимому писанное Р. Зотовым. Автор сообщал о себе, будто бы он потерял на войне руку и глаз. Он хвалил петербургскую французскую труппу и критиковал русскую.
- Семенова Екатерина (1786—1849) и Сосницкая Е. Я. (1799—1855)—драматические актрисы. Колосова Е. И. (1782—1869) — артистка балета; театральная молодежь посещала дом Колосовой не только ради нее, но и ради ее дочери Александры Михайловны, с необычайным успехом дебютировавшей в конце 1818 г. Истомина А. И. (1799—1848) — артистка балета.
- Большой каменный театр — главный театр в Петербурге в начале XIX в., на месте нынешней Консерватории.
- Жорж (1787—1867) — французская трагическая актриса, гастролировавшая в России в 1808—1812 гг.
- Измеренные строки Лобанова. Семенова выступала в роли Клитемнестры в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде», переведенной в 1815 г. М. Е. Лобановым (1787—1846).
- Пестрые переводы. Имеются в виду «Заира» Вольтера (1809), перевод пяти авторов, «Гораций» Корнеля (1817) — четырех авторов, «Медея» Лонжепьера (1819) — пяти авторов и др.
- Валберхова — Вальберхова М. И. (1788—1867), драматическая актриса. До 1812 г. выступала в трагедиях; ей покровительствовал А. Шаховской, видя в ней соперницу Семеновой. В 1812 г. она ушла и вернулась на сцену в 1815 г. уже в качестве комической актрисы. Пушкин перечисляет пьесы ее репертуара: «Дидона», трагедия Княжнина; «Ревнивая жена», комедия Дефоржа; «Мизантроп» Мольера (Вальберхова выступала в роли Селимены, в русском переводе переименованной в Прелестину); «Нечаянный заклад», комедия Седена; «Пустодомы», комедия А. А. Шаховского.
- Милая, робкая Колосова — Колосова А. М. (1802— 1880), впоследствии Каратыгина, жена выдающегося актера В. А. Каратыгина. Первый раз появилась на сцене 16 декабря 1818 г. в роли Антигоны в трагедии Озерова «Эдип в Афинах»; 30 декабря выступила в роли Моины в «Фингале» Озерова и 3 января 1819 г.— в «Эсфири» Расина. Ее первый бенефис состоялся 8 декабря 1819 г. Шла «Заира» Вольтера, затем опера-водевиль «Мнимые разбойники» и в заключение — русская пляска в исполнении матери и дочери Колосовых.
- Filiae pulchrae mater pulchrior — измененный стих Горация: О matre pulchra filia pulchrior (кн. I, ода XVI).
- Яковлев А. С. (1773—1817), Брянский Я. Г. (1790—1853), Щеников А. Г. (1784—1859), Глухарев А. (1786—1820), Каменогорский 3. Ф. (1781—1832), Толченов П. И. (1787—1862), Борецкий И. П. (1795—1842) — драматические артисты.
- «По мне уж лучше пей...» — вошедшая в поговорку цитата из басни Крылова «Музыканты» (1808).
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник УПКВК
________________Е.А. Ядыкин
«31» августа 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ»
Магистерское направление : 030500 Юриспруденция
Магистерская программа 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»
Форма обучения (очная)
Тула 2010г.
Рабочая программа составлена доцентом кафедры УППК к.ю.н. Звезда И.И. и обсуждена на заседании кафедры УППК факультета экономики и права,
протокол №1 от “31” августа 2010 г.
Зав. кафедрой_________________Т.В.Толстухина
Курс «история и методология юридической науки» является общим курсом для студентов.
В обучении по данному курсу ставятся следующие цели и задачи:
– в системном виде изложить современные представления о сущности истории и методологии юридической науки.
– задать устойчивую систему научных категорий и понятий в целях использования их в юридической деятельности.
– в процессе изучения дисциплины «история и методология юридической науки» студенты должны ознакомиться с основными понятиями данного курса, получить представление о структуре и основных закономерностях данной науки, ее практических приложениях. Усвоение данной учебной дисциплины должно способствовать формированию профессиональной познавательной мотивации и ориентации на постоянное самообразование в сфере своей деятельности и на элементы творчества в профессиональной деятельности.
Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия.
Семинарские занятия представляют собой обсуждение под руководством преподавателя учебного материала, изученного студентами самостоятельно. В процессе семинарских занятий обобщаются, систематизируются и углубляются знания, полученные студентами на лекциях, в процессе работы с учебной и научной литературой.
Кроме того, с помощью семинаров контролируется индивидуальная успеваемость студентов.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо проработать содержание соответствующей лекции, изучить рекомендуемую литературу, в случае необходимости - подготовить краткие конспекты, тезисы, схемы, словари, которые могут помочь глубже разобраться в обсуждаемой тематике, логично построить выступление.
Общие требования к освоению материала курса «история и методология юридической науки» следующие: студент должен продемонстрировать на экзамене наличие представлений об основных категориях дисциплины; владеть терминологией, заданной курсом; уметь формулировать основные законы и тезисы в рамках,определенных государственнымстандартомирабочейпрограммой курса.
Студентдопускается кзачету при условии полного выполнения учебного плана. Оценка «отлично» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «хорошо» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; но плохо реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; не отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если студент не достаточно хорошо владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае отсутствия общих представленийо содержании курса; неумения ориентироваться в фактологии, основных понятиях и положениях курса.