Тема 12.Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре
Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие
Египетские пирамиды олицетворяли собой незыблемость власти фараона, стоящего над обществом. Жрецы выработали идеологию божественного происхождения власти фараона. Она сосредоточивалась в одной семье и передавалась по наследству. Фараон объявлялся собственником всей земли, верховным правителем государства, верховным законодателем, верховным судьей, верховным главнокомандующим, верховным жрецом. Идея божественного происхождения самого фараона формировала представления о незыблемости и вечности его власти. Материальное отражение этой идеи и нашло свое воплощение в грандиозном строительстве пирамид Джосера, Хеопса и Хефрена.
Парфенон, в отличие от древнеегипетских пирамид, олицетворял совершенно иную идеологию и иное общественное и государственное устройство – демократическую республику, источником власти в которой являлся народ (его свободная часть). Главная идея государства – свобода афинских граждан. Свобода экономическая, идеологическая и политическая.
В соответствии с этим создаются и органы власти: законодательная, исполнительная и судебная. Судебная власть в лице суда – гелиэи – обладала самостоятельностью и независимостью от других ветвей государственной власти.
Строительство Парфенона и стало материальным воплощением идей свободы и демократии. Грандиозность сооружения, однако, не подавляет своей монументальностью личность, а, напротив, раскрывает ее дарования и способности. Множество колонн, окружающих Парфенон, символизируют образ народа, поддерживающего основу государства и являющегося источником законной власти. Изящные барельефы, украшая фриз Парфенона, изображают историю борьбы Афинского государства за демократическое устройство.
Римские базилики – величественные здания, построенные для осуществления правосудия. Римский форум всегда рассматривался как место правосудия. В эпоху ранней республики суд вершился под открытым небом, прямо на площади, на ступеньках храмов. Процесс проходил гласно и открыто. Во II в. после изобретения цемента стали строить общественные здания – базилики – для торговой и судебной деятельности. Стены базилик украшались изображениями морских богов и нимф, а внутри помещений устанавливались покрытые яркой позолотой статуи богов – покровителей права и справедливости, придавая интерьеру пышность и торжественность. Сохранившиеся арки залов судебных заседаний и сегодня выглядят более чем внушительно: 24 м в высоту и 20,4 м в ширину. В Британии, например, римляне построили базилику длиной 152 м, совмещавшую функции ратуши и суда.
Москва и Кремль – эти два слова имеют глубоко символичное значение для россиян. Исторически сложилось, что Кремль – это материальное и духовное воплощение государственности. Из глубины веков идет традиция укрепления статуса Московского Кремля как резиденции правителей Великой державы.
Величественный Московский Кремль – уникальный памятник истории России, свидетель становления российской государственности. Здесь решались вопросы престолонаследия, заседала Боярская дума, проводились церковные соборы. И сейчас Кремль остается центром политической жизни современной России.
Лучшим образом правосудия до сих пор считается мифологический образ богини Фемиды, созданный гениальными греками. Статуя Фемиды и сегодня символизирует идею верховенства права, независимости и беспристрастности судей, воспитывая в человеке качества справедливости, честности, неподкупности, чувства достоинства и целостности личности.
Распределение часов дисциплины по разделам, темам и видам занятий