Тема 7. Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в.

Раздел III. Идеи права и музыка

Тема 6. Художественное отображение в живописи преступления, наказания и внесудебной расправы

Приготовление преступления, покушение на преступление, совершение преступления на глазах зрителей, причинение вреда потерпевшему и общественным интересам, охраняемых уголовным законом, когда преступник еще не стал подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и осужденным, – в изобразительном искусстве нашли свое отражение все эти сюжеты. В целом ряде работ художников разных эпох и направлений изобразительного искусства были раскрыты разные виды преступного поведения: насильственные, корыстно-насильственные, корыстные действия.

Медная гравюра А. Дюрера «Насильник» с подзаголовком «Аллегория смерти». Здесь мы видим обнаженного злобного старца, напавшего на молодую женщину. Жест руки старика, схватившего женщину за платье, изображает акт насилия в его сугубо житейском, бытовом смысле, а не попытку лишения жертвы жизни, хотя картина может быть интерпретирована и иначе.

Распространенным сюжетом в живописи является библейская легенда об убийстве Каином своего брата Авеля. Она основывалась на реальных событиях, отражавших становление новых отношений в переходный период от первобытнообщинных отношений к государству (итальянский художник
Я. Тинторетто, русский художник А. П. Лосенко и др.).

Картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Художник вскрывает психологический портрет убийцы родного человека, молившего о прощении. Вячеслав Григорьевич Шварц написал большой картон «Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровской слободе».

Кражи, мошенничество, взяточничество и иные корыстные преступления. Судья – взяточник и мошенник в изображении И. Босха. Русский лубок: «Пословица», «Взятка должностного лица», «Вор на яблоне», «Вор пришел во двор», «Ограбление в пасхальную ночь».

Преступления против чести и достоинства. «Аллегория клеветы»
С. Боттичелли: неведение, подозрительность, зависть, коварство, обман, раскаяние и истина.

Работы Н. А. Касаткиной «Клевета», «Перекупка».

 

Музыка есть отражение огромного мира идей широкого общественного звучания, не только картин природы, быта и фантастики, но и процессов революционных преобразований общественного и государственного строя, права и правосудия. Музыка вообще есть искусство процессуального, так как только через процесс чередования звуков может быть выражена музыкальная форма того или иного произведения.

Симфонизм в музыке возникает как категория музыкального мышления, как метод раскрытия музыкального процесса, борьбы противоречивых начал через музыкальные интонации, динамизм и органичность музыкального развития, что нашло свое яркое раскрытие в симфониях Бетховена.

Формирование мировоззрения Бетховена происходило под влиянием
К. Г. Нефе – немецкого просветителя, учителя композиционного и исполнительского мастерства музыканта.

Под влиянием Великой Французской революции конца XVIII в. Бетховен написал песню «Свободный человек». Героическая борьба за свободу – основной идейный мотив творчества Бетховена, который ярко раскрыт в 3-й и 5-й симфониях. Образы Бетховена стали знаменем в революционной борьбе народов. Идеи французских просветителей были выражены Бетховеном в звуковой выразительности и изобретательности образов (говорящей мелодике) разнообразных явлений социальной действительности: конфликтов и противоборствующих сил общества.

Третья симфония Бетховена – «Героическая» – по своему эстетическому звучанию соответствует юридическому значению «Декларации прав человека и гражданина 1789 г.». Главная и побочные партии как выражение единства противоположностей подчинены у Бетховена идейно-образному плану произведения. Самостоятельность всех частей симфонии в то же время подчеркивает их тесную связь друг с другом. От грандиозного аллегро, которым открывается симфония, идет непрерывная линия развития музыки к монументальному финалу. Статью 1 Декларации можно сравнить по своему значению и звучанию с грандиозными аккордами начала симфонии: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы».

Тема 8. Отображение проблем права и государства в эпических произведениях М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»

Существенное влияние на формирование у композитора творческих принципов и эстетических взглядов оказали А. С. Пушкин, В. А.Жуковский,
А. А. Дельвиг, В. Ф. Одоевский, К. Ф. Рылеев. Сюжет оперы «Иван Сусанин», взятый из событий Отечественной войны 1812 г., композитору подсказал
В. А. Жуковский. В ней выведен образ народа – защитника Родины, идеи непреклонного мужества и патриотизма.

Хор «Славься» выражает не только момент апофеоза народной победы, но и прославление единства государства и народа, в котором проявляются и материальные, и духовные силы общества. Народ является источником всякой законной власти. Эту мысль Глинка проводит в другом произведении – «Комаринская» – как отклик на крестьянскую реформу 1861 г., положившую начало формированию нового, буржуазного права, новых принципов права: равенства сторон при заключении сделки, равенства сторон в судебном процессе, презумпции невиновности и др.

Поэзия А. С. Пушкина и музыка М. И. Глинки стали вершиной русской национальной культуры всего XIX в., новых представлений о справедливости и праве.

Опера «Иван Сусанин» раскрывает историческую судьбу Русского государства. Монументальность, эпичность и повествовательность музыки сочетают в себе глубокую философско-правовую трактовку государственно-правового и общественного развития.

Опера «Руслан и Людмила» отражает начало периода распада Киевского государства. Проявляются тенденции отделения удельных князей от Киевского Великого княжества, но они на этом этапе преодолеваются. Опера-сказание проникнута пушкинским солнечным оптимизмом в эпических сценах Киевской Руси, особенно в 1-м и 5-м действиях оперы.

М. И. Глинка положил начало классическому периоду русского музыкального эпического искусства. Воплощение идей о Русском государстве, праве и народе продолжили А. П. Бородин, создавший богатырский образ князя Игоря в опере «Князь Игорь», А. И. Глазунов («Стенька Разин»),
Н. А. Римский-Корсаков («Садко»), М. П. Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»).