Семинарское занятие № 3

Цель: Определить, что такое суждение, чем оно отличается от иных форм мышления, научиться строить простые и сложные суждения.

Для специальности «Социальная работа» - 3 часа, самостоятельна работа - 6 часов.

Ход занятия для специальности «Социальная работа»: длительность занятия 125 минут.
Первые 40 минут занятия студенты выступают с докладами и отвечают на вопросы для самоконтроля. Преподаватель осуществляет выборочную проверку самостоятельной работы, дает выборочные задания - 40 минут. 15 минут уделяется обсуждению вопросов студентов по теме текущего занятия, Остальные 30 минут занимает контрольный модуль по пройденной теме.

 

Для специальности «Сестринское дело» - 3 часа, самостоятельная работа - 6 часов.

Ход занятия для специальности «Сестринское дело»: длительность занятия 125 минут.
Первые 40 минут занятия студенты выступают с докладами и отвечают на вопросы для самоконтроля. Преподаватель осуществляет выборочную проверку самостоятельной работы, дает выборочные задания - 40 минут. 15 минут уделяется обсуждению вопросов студентов по теме текущего занятия, Остальные 30 минут занимает контрольный модуль по пройденной теме.

Вопросы к семинару:

1. Общая характеристика суждения.

2. Суждение и предложение. Структура суждения.

3. Простые суждения.

4. Сложные суждения.

5. Основные виды суждений.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое суждение и посредством чего оно выражается в естественном языке?

2) Какую структуру имеет простое суждение?

3) Какими словами обычно выражается связка, соединяющая термины суждения?

4) На какие виды подразделяются простые категорические суждения по качеству и по количеству?

5) Что подразумевается под распределенностью и нераспределенностью термина в суждении?

6) Чем сильная дизъюнкция отличается от слабой дизъюнкции?

7) В каких случаях истинна импликация?

 

 

Задания для семинарского занятия и самостоятельной работы:

1. Проанализируйте следующие пословицы и выделите те из них, которые выражают суждения.

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Гляди не на человека, а на его дела.

Птицу узнают в полете, человека – в работе.

Не смотри на лицо, а смотри на дело.

Человека узнают не по речам, а по делам.

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

Сперва подумай, а потом начинай.

Думай медленно, работай быстро.

Хороший кузнец и лягушку подкует.

Пословица не даром молвится.

 

2. Определите количество следующих суждений:

Все понятия отражают существенные признаки предметов.

Большинство из нас хорошо учится.

Видимая половина Луны более богата морями, чем невидимая.

Несколько дюжих казаков схватили меня и связали.

Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют.

Ветер между тем час от часу становился сильнее.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

 

3. Установите количество и качество следующих суждений:

В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко.

Среди диких растений флоры нашей страны многие представляют собой большую ценность для медицины.

У него нет возможности прочесть эту книгу.

У каждой лошади есть хвост.

На всякого мудреца довольно простоты.

Не все то золото, что блестит.

Люди в подавляющем своем большинстве хотят добра.

Все акты моей комедии при всем их разнообразии протекают в течение года (М.Монтень).

Когда-то считали, что летучие мыши не натыкаются в темноте на проволоку благодаря ясновидению.

Наукообразное преподнесение лжи гипнотически действует на доверчивого читателя.

Большое множество простых умов

Живут постройкой карточных домов. (Гете)

 

4. Какие из следующих суждений противоречат друг другу:

 

а) Каждый кашалот является водоплавающим.

б) Ни один кашалот не является водоплавающим.

в) Отдельные кашалоты не являются водоплавающими.

г) Некоторые кашалоты – водоплавающие.

д) Не все кашалоты дышат жабрами.

е) Нет кашалота, который дышал бы жабрами.

ж) Кашалот дышит жабрами.

з) Некоторые кашалоты дышат жабрами.

 

5. Какие из приведенных суждений не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными:

а) Все лыжники – мастера спорта.

б) Некоторые лыжники не являются мастерами спорта.

в) Ни один лыжник не является мастером спорта.

г) Отдельные лыжники – мастера спорта.

 

6. Какие из приведенных суждений могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.

а) Все врачи – окулисты.

б) Некоторые из врачей – окулисты.

в) Некоторые врачи не окулисты.

г) Среди врачей нет окулистов.

 

7. Выразить в круговых схемах отношение между субъектом и предикатом в следующих суждениях:

1) Каждый человек обладает способностью писать.

2) Каждый школьник умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.

3) «Не знающий геометрии да не войдет сюда».

4) Все студенты философского факультета изучают логику.

5) Некоторые студенты университета – спортсмены.

6) Некоторые студенты не изучают логику.

7) Не все, что он сказал, истинно.

8) Люди часто говорят и о несерьезном.

9) Ни один студент не является профессором.

10) Никто не обнимет необъятное.

 

8. Определите, в значении каких логических связок употребляются грамматические союзы в следующих предложениях и запишите эти сложные суждения в символической форме:

1) Взошло солнце и на улице стало тепло.

2) Светит, да не греет

3) Ни книг, ни газет, ни журналов он не видел уже давно.

4) В свободное от занятий время студенты посещают библиотеку или спортивный зал или кинотеатр или бассейн.

5) Если завтра я буду себя плохо чувствовать, то я не пойду в бассейн.

6) Назвался груздем – полезай в кузов

7) Неверно, что он систематически посещает занятия.

8) Тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если оно не вынуждено изменить это состояние под влиянием действующих сил.

9) Четырехугольник является ромбом тогда и только тогда, когда его стороны равны.

 

9. В каких отношениях находятся следующие пары суждений:

1) Все музыканты обладают хорошим слухом. – Некоторые музыканты не обладают хорошим слухом.

2) Некоторые музыканты обладают хорошим слухом. - Ни один музыкант не обладает хорошим слухом.

3) Все музыканты обладают хорошим слухом. - Ни один музыкант не обладает хорошим слухом.

4) Некоторые музыканты обладают хорошим слухом. – Некоторые музыканты не обладают хорошим слухом.

5) Все музыканты обладают хорошим слухом. – Некоторые музыканты обладают хорошим слухом.

6) Ни один музыкант не обладает хорошим слухом. – Некоторые музыканты не обладают хорошим слухом.

 

10. Записать в символической форме следующие сложные суждения:

1) Игра может закончиться либо победой одного из соперников, либо ничьей.

2) Если Петр любит ходить в гости, то Павел домосед.

3) Параллелограмм является квадратом, если и только если он прямоугольник и его стороны равны.

4) Если он принадлежит к нашей компании, то он храбр и на него можно положиться. Однако, он не принадлежит к нашей компании.

5) Он похудел то ли от того, что мало спит, то ли от того, что мало ест, то ли оттого, что много двигается.

6) "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". (Пушкин А.С. "Разговор книгопродавца с поэтом").

7) На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел. Пред ним широко река неслася..."

8) "Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных и не тужит ни почиющей родне, ни о забытой старине" (Пушкин А.С.Медный всадник).

11. Записав следующие два суждения в символической форме, постройте таблицу истинности для каждого из них.

1) Кто не играет, тот не выигрывает.

2) Кто играет, тот выигрывает.

 

Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учебник. - М.: КноРус, 2012.

2. Попов Ю. В. Логика: учебник. – М.: КноРус, 2012.

Дополнительная литература:

1. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Проспект, 2007.

2. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.

3. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. - М.: Литера Нова, 2009.

4. Грядовой Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Щит-М, 2010.

5. Асмус В. Ф. Логика. - 2-е изд., стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2001.

6. Гетманова А. Д. Учебник логики. Со сборником задач. – 8-е изд., перераб. – Москва: КноРус, 2011.

7. Вяткина Н. Б. Смысл и онтология в логике. – Киев: Наук. думка, 1991.

8. Брюшинкин В. Н. Логика. – М.: Гардарики, 2001.