Архитектура императорского Рима.
Республиканский Рим
После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого в 509 г. до н.э., в Риме был установлен республиканский строй. Власть разделили два ежегодно избиравшихся консула, было провозглашено юридическое равенство патрициев и плебеев, введен титул гражданина (в отличие от древних общин, предпочитавших всему место рождения, новый италийский город провозглашал себя «родиной всех», объединяя горожан правовыми отношениями). Воплощая собой urbs и orbis – «город и мир», как говорили в эпоху империи, республика начала ожесточенные войны за обладание Италией сначала в V в.до н.э. с этрусками, затем в IV в. до н.э. с самнитами; в III в. до н.э. Рим подчинил себе все народы Италии, а после Пунических войн, одолев Карфаген, распространил свое влияние на острова Сицилия, Корсика и Сардиния, присоединил территории нынешней Испании и Северной Африки.
В 378 г. до н.э. Рим, - столица единого суверенного государства, образованного людьми разного происхождения, имел площадь 400 га, мощная одиннадцатикилометровая стена из туфа, приписываемая теперь царю Сервию Туллию (578-533 г.г. до н.э.), охватывала семь знаменитых холмов: Авентин, Палатин, Целий, Эсквилин, Капитолий, Виминал и Квиринал, включая померий. Отстаивая права горожан, трибуны, начиная с реформ братьев Тиберия и Кая Гракха, не только добились улучшения условий жизни римлян, но и вынудили аристократов начать грандиозные строительные работы.
Сначала римляне охотно заимствовали навыки местных италийских народов: так благодаря этрускам они освоили различные варианты сводов, восприняли тосканский ордер, научились возводить инженерные сооружения, храмы, жилые дома, в которых помещения группировались вокруг открытого солнцу атриума.
В период Пунических войн были заложены правила римского градостроительства, основанные по свидетельствам древнегреческого историка Полибия (200-120 г.г. до н.э.) по принципу военных лагерей. Прямоугольный в плане город проектировали, установив в центре специальный инструмент («грома»), определявший направления двух главных улиц: «кардо» (с севера на юг) и «декуманус максимус» (с запада на восток). Ширина улицы имела определенную регламентацию. Так, во времена императора Августа ширина «декумануса максимуса» определялась в 40 футов ( 12 м), ширина «кардо» в 20 футов ( 6 м), второстепенных улиц в 12 футов (4 м). Как правило, второстепенные улицы проводились параллельно главным. Крепостные стены, окружавшие прямоугольный городской участок, имели на каждой стороне башни и ворота, соответствующие двум главным улицам. Проезжая часть главных улиц, покрытая каменными плитами, отделялась от тротуаров. Иногда тротуары заменялись галереями с колоннадами по обе стороны улиц. В Антиохии общая протяженность колоннадных улицых достигала 25 км. Территория, находившаяся между улицами, разбивалась на отдельные домовые участки. Все обмерные работы в городе и межевые за городом осуществляли квалифицированные специалисты - землемеры (агрименсоры), среди которых было немало ученых, оставивших после себя теоретические труды и практические руководства по этой специальности. (Наиболее известны поздние трактаты 2 в. н.э. Фронтина, Гигина и Бальбы).
137. План римского города Аоста, построенного римскими легионерами в I в. н. э. 1-форум; 2-амфитеатр; 3-триумфальная арка
Размеры городских территорий были различны: в Италии, за исключением Рима, города не превышали 50 югеров (14,7 га). Античная Кремона насчитывала 50 югеров, а вот древние Болонья и Флоренция имели территорию около 35 югеров (приблизительно 10 га). Самым большим итальянским городом после столицы был Аоста, территория которого насчитывала 140 югеров (югер = 2 квадратным актам = 2941,45 кв. м. акт – римская мера длины = 38,35 м, квадратный акт = 1470,72 кв.м).
Однако для римских колоний существовали определенные «стандарты».
Рис. 138. Римский форум
Нужды обороны вынуждали римлян возводить города вблизи друг друга, на расстоянии одного дневного перехода. Большое внимание также уделялось возведению крепостей, мостов и дорог.
Продукты питания, строительные материалы, рабы доставлялись в республику по прекрасным мощеным дорогам. Южная дорога, названная в честь своего строителя - цензора Аппия Клавдия соединила Рим с портовыми городами Тарентумом и Брунизиумом. На север в Медиоланум (современный Милан) и далее в Европу вела дорога, носившая имя консула Гая Фламиния. Остийская, Портовая и дорога Аврелия, устремлялись в сторону Тирренского моря, к главным римским морским портам. В восточном направлении из Рима шли дороги в Лациум - Тибур, Пренесту, а также в каменоломни и лесные районы центральной Италии. Речь идет о Номентанской, Тибуртанской, Лабиканской и Пренестинской дорогах. Тщательно вымощенные трассы вели в Сирию и Египет, Персию и Грецию. Начало всех дорог было отмечено в виде золотой
Рис. 139. Рим республиканский
1.Порта Коллине. (Коллинские ворота) 2.Виа Тибуртина. 3.Виминал. 4.Квиринал.5.Храм Квирина. 6.Храм Флоры. 7.Сады Лукулла. 8.Сады Саллюстия. 9.Стена Сервия Туллия. 10.Виа Лата. 11.Субура. 12.Святилище Семо на Санкус Диус Фидиус. 13.Аргилет. 14.Храм Юноны Луцины. 15.Эсквилин. 16.Оппий. 17.Храм Теллус. 18.Палатин. 19.Целий. 20.Порте Капене (Капенские ворота). 21.Виа Латина. 22.Аппиева дорога. 23.Храм Хоноса и Виртус. 24.Храм Бона Деа (Доброй богини). 25.Храм Венеры Обсекве (Милостивой). 26.Храм Меркурия. 27.Храм Луны. 28.Большой цирк (Циркус Максимус). 29.Храм Кибелы. 30.Храм Весты. 31.Форум. 32.Храм Юпитера Капитолийского. 33.Храм Фортуны. 34.Храм Матуты Созидательницы. 35.Храм Портунуса. 36Бычий форум. 37.Храм Геркулеса Победителя. 38.Ара Максима. 39.Храм Цереры. 40.Храм Юноны Правительницы. 41.Авентин. 42. Портики Эмилия. 43.Эмпорий. 44.Храм Эскулапа. 45.Цирк Фламиния. 46.Мост Фабриция. 47.Мост Цестия. 48.Капитолий. 49.Аркс (цитадель). 50.Форум Цезаря. 51.Марсово поле. 52.Ручей Петрония. 53.Театр Помпея. 54.Септа (ограда) Юлия.
мили на римском форуме, а точное расстояние от любого провинциального города до столицы указывали дорожные столбы – миллиарии.
Рис. 140. Вид на Аппиеву дорогу.
Центральный перекресток города (тетранс) обычно отмечали специальным архитектурным сооружением – тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрестке. Въезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или особо архитектурно оформленными городскими воротами. Так, в Риме, въезд с Аппиевой дороги, перед Порто Капене был украшен храмом Хоноса (римский бог чести) и Виртус (богиня воинской доблести), построенным в честь взятия Сиракуз, а на севере города, в начале Фламиниевой дороги, в 193 г. до н.э. был возведен портик, который простирался от въездных дорог до алтаря Марса
Надежность дорог обеспечивалась многослойностью покрытия. Для начала рыли канаву, затем заполняли ее плотным основанием из затвердевшей массы камня, песка и глины или грубого бетона, наконец, засыпали гравием и выкладывали ровную поверхность из полигональных плит окаменевшей лавы. Такие дороги всегда были идеально прямыми, а если пересекались, то под углом в 90 градусов, так как римские инженеры еще не справлялись с углами. Чтобы преодолеть препятствия, строители пробивали тоннели, строили мосты. Примерами такого рода сооружений могут служить мосты Мильвия (до 207 г. до н.э., перестроен в 109 г. до н.э.), Эмилия (179-142 г.г. до н.э.) Фабриция (62 г. до н.э.), Цестия в Риме, мост в Римини (древнеримском Ариминуме). При конструировании мостов римские инженеры учитывали режим реки, силу течения, рельеф местности. Мост Августа в Римини, построенный из прекрасного мраморовидного известняка, сохранился до настоящего времени. Он покоится на пяти невысоких арках пролетом около 9 м. Примерно такой же ширины была и его проезжая часть.
Рис. 141. Мост Фабриция, 62 г. до н.э. связывал остров и берег Марсова поля в Риме.
Ведущую роль в этих сооружениях играла арка: она не только позволяла экономить материал, преодолевать большие расстояния, такие как широкие русла рек или труднодоступные горы и обрывы, она постепенно превращалась в значительное нововведение римской архитектуры, так называемую «римскую ячейку», незаменимую конструктивно при распределении нагрузки многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и необычайно эффектную в декоре, особенно в соединении с пышным греческим коринфским ордером и строгим тосканским, унаследованным от этрусков.
Илл. 142. Мост Августа в Римини. Аримин (Римини). 14 – 20 г. н. э.
Еще одним строительным достижением римлян стало изобретение бетона. Римские строители вместо трудоемкой кладки из гладко отесанных камней – квадров – стали использовать кирпич и смесь гравия, песка, щебня и пуццолана (вулканического пепла)- римский бетон. В одних случаях римляне довольно небрежно соединяли кирпич, бут, камни разного размера, в других – создавали правильный рисунок на поверхности стен.
В отличие от греческой стоечно-балочной системы они начали использовать монолитно-оболочечную: используя в качестве основной опоры здания две узкие кирпичные стены, строители научились укреплять их, заполняя раствором битого щебня с бетоном. Новая технология давала массу преимуществ: обеспечивала многовековую прочность зданий, ускоряла процесс строительства, позволяла использовать неквалифицированных рабочих (рабов), разнообразить формы и объемы зданий, не ограничивая также возможностей декорировки, так как снаружи грубую поверхность бетона можно было облицовывать мраморными плитами, тесаными камнями или слоем специальной штукатурки из гипса с добавлением мраморной пудры - стукко.
Главным завоеванием новой бетонной техники стало создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Склады продовольственных товаров, многоэтажные жилые дома – инсулы, административные сооружения, такие как базилики, широко использовавшиеся в гражданской и культовой архитектуре, послужили образцом для развития византийской и европейской архитектуры.
Рационализм римских строителей был поколеблен завоеванием Греции и эллинистических государств, откуда стали проникать утонченность и роскошь. Приток богатств из завоеванных стран, в течение III-I в.в. до н.э., изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Вместе с ввозимыми в страну греческими статуями и картинами появилась мода на роскошные особняки, гробницы, надгробные памятники; новые потребности римского общества породили театры, амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и пр.
До греческих завоеваний Рим не имел регулярного плана, хаотичная многовековая застройка не позволила даже в позднее время упорядочить его структуру. Центр города, а им вместо тетрапила стал Форум романум, – был неправильной формы и получился в результате постройки на нем в различное время ряда общественных зданий. В эпоху республики здесь проходили народные собрания, и стояла трибуна, с которой говорили речи. Юридические сделки заключались в базилике Юлия I в. до н.э., в базилике Эмилия 179 г. до н.э., располагалась курия, где заседал сенат. Над республиканским Форумом возвышался холм Капитолий, на котором находилось главное святилище Рима – храм Юпитера Капитолийского – и римская крепость. Считается, что первый храм Юпитера на Капитолийском холме был построен из сырцового кирпича и дерева этрусками и украшен типичными для этрусской культуры рельефами из терракоты и росписями. Однако постепенно римляне ассимилировали этрусскую культуру и сделали ее латинской.
К западу от Палатинского холма сложился «Скотный рынок», или «Бычий форум», он выходил на берег Тибра, куда приставали торговые корабли, и играл роль внутреннего порта Рима. Там находились: алтарь Карменты, храм Матер Матута (богини утра) – его
остатки обнаружены на краю «Бычьего Форума», бога Портумнуса, или Портуна, сына Матуты (бога гаваней и причалов) – теперь его называют храмом Фортуны Вирилис, а также «медный бык», храм Геркулеса в честь победы над Какусом. Ныне храм, стоящий на этом месте, необоснованно называют храмом Весты.
Рис. 143. Храм бога Портумнуса, так называемый храм Фортуны Вирилис.
Рис.144 Храм Весты на Бычьем рынке.
Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры - носы побежденных вражеских кораблей и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны – лавки ювелиров и золотых дел мастеров. Жилище весталок (девушек, обреченных на безбрачие и оберегавших священный огонь богини Весты, символизировавший жизнь римского народа) и остатки позднейшего храма Весты сохранились на Римском Форуме. Городской центр постепенно заполняли значительные общественные здания и почетные статуи римских граждан.В эпоху империи к нему будут пристроены храмы, посвященные богам и обожествленным людям.
145. Форум Романум в Риме. Реконструкция.
Среди важнейших зданий республики Курия, храмы Сатурна и Диоскуров на Форуме, а также храм Согласия у подножия Капитолия. Вне укреплений оставался правый берег Тибра и Марсово поле, ставшее местом общественных церемоний, предназначенных для богов войны и военных. Здесь осуществлялась гражданская перепись и ритуальные скачки. Во второй половине II в. до н.э. вокруг цирка Фламиния, исходного пункта отправления триумфальных кортежей, великодушные победители начали создавать архитектурные ансамбли в память о своих заслугах.
Квинт Цецилий Метелл Македонский первым в 146 г. до н.э. в честь своей победы над Македонией, начал строительство портика Юпитера Статора рядом с древним храмом Юноны Правительницы (возведен в 179 г.). Для этого Метелл призвал архитектора Гермадора Саламинского и греческих скульпторов. Результат удивил современиков: они впервые увидели в Риме храм, целиком выполненный из мрамора. Он был окружен колоннами и культовыми мраморными статуями. Пример имел последователей.
К концу II в. до н.э. когда благодаря расширению прав гражданства, население города приблизилось к 1 миллиону человек, облик республиканской столицы значительно изменился. Строительство получило размах с эпохи Суллы: старые дома из туфа и дерева, стоящие на узких и кривых улицах, заменили кирпичными многоэтажными домами, дворцами и храмами, облицованными мрамором и травертином.
На юге Авентина, предотвращая наводнения, подняли почву на 7 м, соорудили настоящую плотину вместе с монументальным портовым ансамблем. Здесь располагался огромный рынок площадью 487 х 60 м, Эмпорий - пристань для разгрузки и погрузки товаров, снабженная лестничными пандусами, спускающимися к реке, большие склады. К 174 г. весь комплекс занимал 70 га и имел собственный мост Понте Эмилия.
Стремление к комфорту обусловило не только строительство гаваней, рынков, магазинов, но и развитие инженерных коммуникаций. Так в столице, где воды Тибра были слишком загрязнены, для снабжения города чистой питьевой водой прокладывали под землей глиняные трубы от ближайших источников, первый подземный водопровод Рима был проложен в 312 г. до н.э.. Если источники находились высоко в горах, в 40-60 км от города, длинные стены с желобом наверху – акведуки - поднимали на арки, устанавливая их с небольшим углом наклона, побуждая воду течь в общественные фонтаны, бани и аристократические дома. Арки позволяли равномерно распределять тяжесть конструкции, экономить строительные материалы, преодолевать сложный рельеф местности. Ко времени расцвета республики еще четыре акведука, пересекая город в разных направлениях, доставляли чистейшую питьевую воду с Альбанских гор. Главный городской источник воды – «Водоем Ютурны» - древнего италийского божества вод и источников – располагался на Форуме.
В результате соединения преобладающих италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям, возникли типы круглых и четырехугольных периптеров со входом на главном фасаде. Таков небольшой круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи (I в. до н. э.) близ Рима. Это так называемый, моноптер состоящий из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны. Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сибиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом, украшенным рельефами с изображениями традиционного римского мотива – бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжелые гирлянды - символы жертвоприношения и памяти.Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.
Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих. К I в. до н. э. относится небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме — уникальный образец раннего римского типа храма - псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в нем расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуколоннами, сливающимися со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и парадной лестницей входа, архитектор объединил его с замкнутой целлой ионическим ордером. У него также вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно «негреческий», без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями.
Греческие влияния проявились и в постройках на Марсовом поле, хотя римляне строили не из мрамора, а из кирпича с украшениями из терракоты.
Попытку внедрить прогрессивные греческие традиции архитектуры в римскую жизнь сделал Гней Помпей. Возвратившийся с Востока в ореоле военной славы и отпраздновавший грандиозный триумф над «четырнадцатью нациями», он построил в центре Марсова поля на частных участках рядом со своей виллой огромный театр, над которым возвышался храм, посвященный Венере Виктории.
Это был первый постоянный театр для римлян. Постройка театра была деянием в греческом духе, слишком демократичная в глазах римских олигархов. В нем применялся свод и замкнутая форма пространства, окруженного колоннадами. Все здание целиком было сложено из мрамора, имело в диаметре 130 м и доминировало в окружающем пространстве (высота 45 м).
Но в целом, ансамбль Помпея обескураживал. Сцена, портик которой имел вид грандиозного входа, напоминала курию, где собирается сенат. Полуциркульная форма ступеней была подобна той, что использовалась в комиции, где устраивались народные собрания. Однако здесь народ был зрителем, а не актером политической сцены. За сценой театра Помпея находился огромный общественный парк, окруженный колоннами. Это была своеобразная галерея искусства, а также место прогулок с аллеями платанов и многочисленными фонтанами. В парке было много экседр различной высоты, в одной из них была поставлена колоссальная статуя Помпея. Связанные между собой, театр и общественная площадь образовывали городской комплекс, покровителем которого был Помпей. Ансамбль существовал на территории его владений, в его курии, которую Сенат собирал, только когда требовалось ее присутствие. Храм составлял своего рода пандан Капитолию. В этом явно ощущалось политическое заявление: Помпей – все, народ – ничто.
Важнейшие изменения градостроительство Рима претерпело во времена Юлия Цезаря (101 – 44 г.г. до н.э.). Амбициозный консул, добившийся от Сената почетного титула пожизненного диктатора и великого понтифика (что делало его религиозной главой Рима) в 45 г. предложил воистину грандиозный план реконструкции города. Цезарь мечтал изменить течение Тибра (устранив его изгиб), переместить жилое пространство в центр, а общественные функции – к месту нынешнего Ватикана. Строительные работы начались с отвода течения Тибра к Ватиканскому холму, благодаря чему значительно расширилось Марсово поле, которое теперь доходило до Садов в Трастевере. В центре Марсова поля предполагалось построить колоссальный храм Марса, а у подножия Капитолия – театр. Цезарь также хотел дать Риму большую публичную библиотеку, включавшую литературу на греческом и латинском языках, но это идея развития культуры и рационального порядка в стиле Александрии была осуществлена уже при Августе.
Цезарь предполагал увеличить Форум со стороны базилики Эмилия и с северной стороны у Марсова поля. В этом районе территория была почти свободна от строений, кроме виллы Публика и огороженного пространства для голосования. Цезарь предлагал увеличить последнее и оформить мраморным портиком. В императорскую эпоху этот портик утратит свое политическое значение и станет любимым местом прогулок римлян. Здесь будут устраивать театральные представления и бои гладиаторов, а также торговлю предметами роскоши.
У подножия Капитолия был возведен новый полностью автономный форум. В глубине на огромном подиуме высился храм, посвященный Венере Прародительнице, божественный алтарь рода Юлия, перед которым возвышалась конная статуя диктатора. Рядом располагался портик с двойным нефом, перед ним лавки из туфа и травертина. Базилику Юлия на римском форуме, между улицами Тускус и Югариус, заменили более импозантной пятинефной. Вместо курии Суллы, разрушенной пожаром в 52 г., воздвигли Юлианскую, ориентированную совсем по-новому, в результате чего она превратилась в простое дополнение форума Цезаря. Все это способствовало созданию образа блистательного прогрессивного политика новатора.
Интересно, что здания, сохранившиеся со времен Цезаря, свидетельствуют о появлении новых важных черт в римской архитектуре. Пример - Табуларий (от «Табула» - «медная табличка с надписью») – государственный архив - построенный в 78 г. до н.э. на Капитолии - новый тип общественного здания, который стоял на сводчатых подземных этажах. С Форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречались в республиканских зданиях. Они создавали впечатление огромности охваченного архитектурного пространства. Но при этом все формы оставались хорошо обозримыми в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальная цель достижима. Лицевая часть Табулария, была декорирована греческим ордером, но в отличие от эллинистических ордеров, не использовавших мотив кривой ни в планах, ни в строении форм, в Табуларии кривая составила главный архитектурный мотив наружного вида здания.
Выделив массу арок и столбов, архитекторы акцентировали внимание на типичной ячейке, состоящей из двух столбов с перекинутой между ними аркой и приставленными к столбам полуколоннами, которые несут прямой антаблемент над аркой. Эта ячейка сыграет впоследствии огромную роль не только в римской архитектуре, но и во всей последующей архитектуре Европы до ХХ века.
Греческие влияния затронули и традиционный италийский дом. Прежде он выглядел скромным, включая три обязательных компонента: сад-огород в глубине, таблинум (террасу) и заимствованный у этрусков атриум (от лат.atrium – «закопченный», «черный», т.е. помещение, почерневшее от копоти), домашнее святилище, символизирующее «мундус» - культовую яму, в которой хранилась земля, принесенная гражданами Рима со своей прежней родины.
Рис. 146. Помпеи. Дом Фавна.
Рис. 147. Помпеи. Атриум.
В республиканский период жилище получило характерный для греческого дома, окруженный колоннадой открытый двор – перистиль, в середине которого разбивали сад с бассейнами, фонтанами и цветниками, особое великолепие получил атриум, продолжавший играть сакральную роль «мундуса» и, своего рода, «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме часто было отверстие в центре крыши – комплювий. Дождевая вода, стекающая по скатам крыши, наполняла расположенный в центре атриума мраморный бассейн – имплювий, вокруг которого стояли все самые важные вещи: тяжелый сундук с семейными ценностями, жертвенный стол и шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей – ларов и пенатов.
Замечательные примеры римских частных жилищ, удачно сочетающих уютность семейного быта с приспособленностью к деловой жизни сохранились в Помпеях, существоваших еще в VI в. до н. э., Геркулануме и Стабии, городах, погребенных под пеплом и лавой Везувия при извержении в 79 г. н. э. и поэтому дошедших до нас почти не поврежденными.
Часть помпейских домов развивала тип этрусского жилища, как дом Альбуция Цельса, у которого отверстие в крыше поддерживали четыре коринфские колонны. Но большинство жилых помещений следовали эллинистическому принципу: центр дома в них – атриум – раскрывался в сторону перистиля, таблинум, открывающийся с одной стороны на атриум, с другой – на перистиль, связывал обе части друг с другом. Передняя часть дома, группирующаяся вокруг атриума, включала в себя жилые помещения, задняя половина с перистилем – садиком – становилась приемной, парадной частью. (II в. до н. э.— «Дом Пансы», 70 гг. н. э.— «Дом Веттиев», «Дом Фавна»)
Осевая композиция обеспечивающая в расположении помещений определенный порядок, также помогала рационально регламентировать образ жизни семьи. Замкнутые глухими стенами, иногда с выходящими на улицу мастерскими и лавками, римские дома внутри привлекали красочными росписями, мраморной мозаикой, скульптурой, цветниками.
В отличие от приморских городов, столичные дома, уподобляясь эллинистическим дворцам, все чаще увеличивались в размерах (некоторые достигали 3 тысяч кв. м), расширялось число комнат, усиливалось разделение пространства на частное и общественное. Клодий, плебейский трибун в 58 г. в своем атриуме мог собирать более тысячи клиентов одновременно. Друг Цицерона Аттик имел дома богатую библиотеку и мастерскую копииста.
Республиканские политики охотно переносили свою политическую деятельность на дом, юристы давали здесь консультации, поэтому в атриумах стали предусматривать хранилища для архивов магистратов и персональных знаков отличия. Снаружи дома украшались трофеями, захваченными у врагов, внутри – портретами предков: генеалогическое древо изображалось на стенах. Дом отражал достоинства своего владельца: «Следует знать, - писал Витрувий, выдающийся теоретик римской архитектуры, - каким образом нужно сконструировать помещения, предназначенные для жизни хозяина дома, и те, которые используются для посторонних. В частные апартаменты, то есть спальни, столовые, бани и другие места этого рода, могут входить только приглашенные, остальные, не будучи специально позванными, могут войти в места общественные, такие как вестибюль, двор, перистиль и другие части, предназначенные для общего использования.» Он добавлял, что дома «персон высокого ранга» подчиняются иным правилам, чем жилища простых смертных – крестьян, финансистов, адвокатов. Первые обязаны принимать публику в великолепных вестибюлях, больших залах, пространственных перистилях, садах с длинными аллеями деревьев…они должны иметь также библиотеки, картинные галереи и базилики, которые соперничали бы в великолепии с теми, что составляют часть общественных строений». (Об архитектуре 4, 45) Помимо огромного атриума появились зал для отдыха и еды (триклиний) с великолепной меблировкой (ложа для обедов), залы, предназначенные для культурного досуга, переговоров, прогулок, наконец, пинакотеки, поднимавшие личный престиж. Во всех этих помещениях имитировался декор эллинистических городов. Городские виллы заимствовали свои формы у сакральной архитектуры, как, например, дом Лукулла, вдохновленный храмом Фортуны в Пренесте; иногда в парках помещались настоящие святилища.
Контрастом одноэтажным домам патрициата с их роскошью и комфортом были многоэтажные доходные дома - инсулы, сдававшиеся в наем,— в них обитал римский народ, плебеи. Некоторые инсулы достигали 7-8 этажей в высоту, очень добротные 3-4-этажные инсулы хорошо сохранились в портовом городе Остии.
Рис. 148. Римские инсулы.
149. Инсулы в Остии. Реконструкция.
Последнее столетие существования Римской республики было насыщено крупными политическими событиями. Восстания рабов, волнения крестьян, изнурительные войны показали несостоятельность республики и ее основных институтов. Диктатура Корнелия Суллы (138-78 гг. до н. э.) была последней попыткой сохранить политическое господство сенатской олигархии, которая, будучи тесно связана с отживавшими полисными традициями, потеряла свой прежний авторитет и власть. Была поколеблена и экономическая основа полисной организации. Право получения земельных наделов определялось уже не принадлежностью к гражданской общине, а службой в армии и в государственных учреждениях.
После многолетней гражданской войны, в процессе которой власть переходила то в руки боровшихся против сената крупных военных и политических деятелей Красса, Гнея Помпея, Юлия Цезаря, то сосредоточивалась в руках Юлия Цезаря, то после его убийства (в 44 г. до н. э.) вновь перешла к триумвирату, на этот раз состоявшему из Марка Антония, Октавиана и Элия Лепида, фактически единоличным правителем римского государства стал Октавиан ( в 30 г. до н. э.,), а в 27 г. до н. э. сенат закрепил за ним верховную власть и преподнес ему почетный титул Августа.
Установленный в конце I в. до н.э. политический строй, получил название принципата (т. е. главенства в сенате), но фактически это была монархия, а так как Октавиан Август взял в свои руки и всю военную власть (империум), то он получил право называться императором.
Истощенное многолетними гражданскими войнами Римское государство требовало переустройства во всех областях, связанных с его управлением. Кроме того, ощущалась необходимость создания такого искусства, которое способно было бы отвечать новым политическим идеалам и новой великодержавной идеологии. Все эти злободневные задачи возникли в тот самый период, когда завершался многовековой процесс формирования самобытной римской культуры и искусства, до того времени развивавшихся под этрусским и греческим влияниями.
Понимая важность поставленных задач, Август начал свое правление значительными градостроительными преобразованиями. Например, расширив территорию города за счет предместий, садов и померия, заменил четыре Сервиевых района четырнадцатью. Расстояние между Форумом и внешними границами города приблизлось к 2,8 км.
Для обеспечения нужд города, Август начал преобразования, служащие созданию городского кадастра. В числе созданных общественных служб были городской гарнизон, призванный не только охранять Рим, но и бороться с пожарами, служба воды, занимавшаяся водообеспечением города и наблюдением за Тибром, который часто становился причиной наводнений, специальная служба для удаления нечистот. Сообщение улиц оставалось под наблюдением эдилов и одновременно вверялось предпринимателям, чьи владения располагались вдоль общественных дорог.
Впрочем, управление городом теперь прочно смыкалось с идеологией. Август, называвший себя еще принцепсом, всю жизнь стремился к репутации рачительного хозяина и мудрого политика. Он не только заботился о новых мостовых и крытых пешеходных переходах (в портиках и на императорском форуме), рынках и акведуках, фонтанах, улучшавших условия жизни, но и последовательно создавал впечатление, что после многочисленных гражданских войн, он является единственным гарантом мира в Риме. Вот почему такое большое внимание в его градостроительной политике уделялось сакральным центрам города: Марсову полю, Палатину и старым форумам, - император превращал древний хаос в эпос.
Август начал с реставрации самых древних и почитаемых храмов (около 80) и освящения нового форума, формально посвященного памяти его приемного отца Цезаря, но фактически предназначенного укрепить авторитет нового императора. Форум Августа был построен по соседству с форумом Цезаря, перпендикулярно к нему. Он представлял собою пространство размером приблизительно 50 х 100 м. В конце площади, согласно римской традиции, размещался храм. На месте, где было сожжено тело Цезаря, возвели храм Марса Ультора (Мстителя), позднее воплотившего синтез всей истории Рима. Августов Форум, закрытый с севера высокой стеной от плебейских кварталов Субуры, был окружен портиком и двумя экседрами, предназначенными для деятельности юристов.
Замкнув пространство площади стенами, вымостив ее мрамором и украсив дорогими породами камня и бронзой, Август создал новое полуинтерьерное - полугородское пространство, которое теперь было доступно далеко не каждому гражданину города.
Скульптура левой экседры выводила род Цезаря-Августа от самого Энея, изваяния правой экседры представляли великих участников римской истории, начиная с Ромула. Перед базиликой был сооружен портик в честь Гая и Луция, внуков Августа, а у каждого угла храма Цезаря установлены триумфальные арки, напоминающие о победе над Марком Антонием и Клеопатрой, и возвращении парфянами римских регалий, захваченных в 53 г. у Красса. Благодаря Августу триумфальные сооружения станут активными средствами императорской пропаганды, в конце века они покроются повествовательными рельефами.
Здесь, в присутствии своих предков, Август принимал иностранных послов, отсюда управляющие отправлялись в провинции. Форум Августа примыкал к форуму Цезаря. Август не смог сделать его больше и богаче, так как боялся скупкой земель навлечь на себя гнев горожан. Но неправильную линию задней стены форума, архитекторы попробовали сгладить, придвинув храм к задней стене, и неоднократно повторив криволинейные очертания в плане форума. Апсидой заканчивался храм. Полуциркульными углублениями – экседрами заканчивались портики. Каждая экседра отделялась столбами, чередующимися с колоннами, от портика, к которому она примыкала. Никогда прежде не использовались так системно, целостно криволинейные очертания частей плана, как в композиции экседр и апсиды форума Августа. Все его архитектурное оформление выделяло переднюю сторону храма, служащую входом в завершенное апсидой внутреннее помещение: строгий храм, выступающий из глубины вытянутого в длину двора состредотачивал на себе внимание зрителя, тогда как боковые апсиды создавая поперечную ось, еще раз акцентировали взгляды на фасаде.
Август превратил все символически значимые места города в официальные кварталы императорской славы. Так, жилище принцепса, второго Ромула, было возведено на Палатине, на месте архаического Рима. Это место, где отныне переплетались судьбы императора и государства, становилось, в свою очередь, центром города, и центр возвращался к истокам. Здесь же был разбит сад, в котором размещались покои жены правителя – Ливии. На Капитолийском холме, на месте более древних сооружений им были построены храмы Юпитера и Аполлона. Возвращение мира было отмечено в 28 г.до н.э. символическим закрытием дверей Януса, а в 9 г.до н.э. освящением на Марсовом поле Алтаря Мира, где праздновался конец битв в Галлии и Испании.
Рис. 150. Алтарь Мира в Риме.
Алтарь Мира – памятник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев, представлял собой самостоятельное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент, как правило, с изломанной под прямым углом линией). Нижний - изображал застилающие все поле стебли, листья и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нем: верхний представлял торжественное шествие, включавшее членов императорского дома.
151-152. Мавзолей Августа. Реконструкция и современный вид.
К северу от Марсова поля в 28 г. до н.э. Август по примеру Мавзолея в Галикарнасе построил усыпальницу для себя и своей жены. Огромный искусственный холм диаметром около 90 м, только внизу обрамленный стенами, оберегавший покой императора, чем-то напоминал этрусский курган, чем-то могилу Александра, устремляясь в будущее, к Пантеону. Внутри мавзолей имел погребальные камеры с урнами. Коническая насыпь со всех сторон была обсажена деревьями, а наверху стояла статуя Августа. Портик, пристроенный к холму, указывал на внутреннее пространство мавзолея, а наружная масса сильно вытянутая по вертикали создавала впечатление величественной монументальности.Мавзолей имел цилиндическое основание, облицованное блоками травертина и вход в центральной части, к которому вел короткий ряд ступеней.О популярности предложенной императором формы гробницы свидетельтствуют ее многочисленные имитации, вдоль дорог в это время возводилось множество циркульных гробниц, например, таких как гробница Марка Валерия Мессалы Корвина на Аппиевой дороге, сегодня известная, как ротонда Цецилии Метеллы.
Совсем рядом с мавзолеем в 10 г. до н.э. установили солнечные часы, показывавшие положение Солнца и звезд в соответствии с римским годовым циклом. 123 сентября гномон часов, представляющий 30-метровый египетский обелиск, указывал своей тенью в центр Алтаря Мира, нескромно намекая на то, что отныне Август – центр космоса, он родился, чтобы принести миру мир. В гражданском календаре время обретало ритм согласно культовым императорским праздникам, мавзолею и часам, установившим в Риме августовское время. В то же время, поддерживая свой авторитет, первый император твердо ориентировал урбанизм в направлении созидания престижного общественного пространства: ни политические здания, ни жилые не были для него приоритетными. Регламентируя в городе строительство жилья, он ограничивал высоту домов, стоявших вдоль улицы (не более 70 римских футов – 20,72 м) и требовал устройства в первых этажах открытых галерей, где можно было бы размещать таверны, лавки и мастерские.Важным принципом было изменение материала: «Я принял столицу кирпичной, а оставляю мраморной», говорил император.
Большое внимание уделялось противопожарному состоянию Рима. Август настоятельно советовал использовать вьющиеся растения в качестве огнезащитного средства, и издал указ, запрещавший возводить в Риме жилые дома выше 70 футов (21 м).
Подарив городу театры, термы, библиотеки, сады, Август подарил народу искусство досуга, которым до сих пор наслаждались на своих виллах только правящие классы. Большое внимание уделял благоустройству.
Античные писатели, характеризуя эпоху Августа, называли множество храмов, театров, водопроводов, построенных членами императорской фамилии и его приближенными, а также им самим.
При Августе водообеспечением занимался его зять и друг, полководец Марк Випсаний Агриппа, который за время своего избрания в эдилы с 33 по 19 г. переоборудовал систему сточных канав и реставрировал клоаку Максима, отремонтировал древние водопроводы Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Анция и Аква Тепула, провел новые водопроводы Аква Юлия и Аква Вирго, обустраивал берега Тибра, увеличил число общественных фонтанов и возвел на Марсовом поле общественные бани, снабжавшиеся водой из акведука Аква Вирго. Эти новые бани, окруженные парком, искусственным озером и каналом, впадающим в Тибр, снабженные спортивными площадками и постройками, предназначенными для досуга и произведений искусства, - стали первым комплексом, который под названием термы навсегда будет связан с удовольствиями, получаемыми от бань и спортивных занятий.
В эпоху империи 11 акведуков доставляли в город 760 млн. литров чистой питьевой воды. Только один из желобов Рима позволял давать 180 млн л воды в день. Желобы делали открытыми и закрытыми, но если подземный водопровод оставался неудобным для устранения неисправностей и заторов, то открытые акведуки открывали множество дополнительных преимуществ. Изучая один из самых высоких водопроводов Рима – акведук Пон дю гар в Ниме, - исследователи обнаружили, что для нужд города был выбран один из самых далеких и труднодоступных источников.
Это сооружение достигает 275 м в длину, 48,75 м в высоту; 3 этажа и 64 арки (пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину — 24,5 м.)позволяя причислить его к шедеврам античной архитектуры, хотя для римлян это был всего лишь водопровод через реку Гордон.
Для поддержания римского уровня комфорта и гигиены в провинциальном Немузе (современный Ним), Агриппа обеспечил здесь постоянный и обильный приток чистой воды из источника, обнаруженного в 20 км от города. Однако от реки, находившейся на 17 м выше уровня Нима, пришлось проложить 50-километровую каменную трассу через горные выступы и глубокую долину реки Гордон. Чтобы обеспечить уклон акведука для постоянного тока воды и обойти впадины и ущелья использовались ряды арочных стоек. По выложенным каменным желобам вода направлялась в напорные емкости, что позволяло регулировать ее уровень. Тяжелые каменные мосты защищали систему от размывов даже во время паводков. По мере необходимости каналы углубляли в землю или прокладывали туннели сквозь горную породу.
153. Акведук Понт дю Гар. Водовод.
154. Понт дю Гар. Акведук через реку Гордон в Ниме.
При строительстве 64 дуг для создания прочности архитекторы по-разному обыграли диаметр опор: он уменьшается на нижнем ярусе, при приближении к побережью, а расстояние между опорами колеблется от 15 до более 24 метров, в то время как на верхнем ярусе при разнящейся ширине колонн все своды имеют равную ширину. Через линию аркад, расположенных наверху проходит собственно 275 метровый водоканал. Покрыв его оштукатуренной и каменной кладкой снаружи, для внутренней части римляне разработали водостойкий бетон. Первоначально гидродинамическая труба, проведенная в центре системы, состояла из известняка, смешанного с песком, водой и каменной крошкой. Последним штрихом служил герметизирующий раствор, основой для которого могла служить известь, гашенная вином. Некоторые ученые предполагают, что здесь могли также содержаться свиной жир и винные ягоды. Один из желобов в римском акведуке был облицован смесью извести с терракотой, так что водонепроницаемые растворы могли быть разными и, несомненно, считались профессиональным секретом римских инженеров.
К сожалению, при расчете высоты закладки водопровода римский архитектор ошибся. Из-за небольшого уклона на мосту давление воды повышалось, и поток воды переливался через края. Строителям не оставалось ничего другого, как поднять свой акведук на 46 см.Тем не менее, простота форм, гармония соотношений, ясность тектоники, крупность масштаба и выразительная фактура лишь подчеркнули монументально-изысканную красоту композиции, достигнутую исключительно при помощи конструктивных форм.
Большая часть водопровода проходила под землей. Две трети этой системы закапывалось или проводилось через длинные туннели, пробитые в горной породе. Воде требовалось от 24 до 30 часов, чтобы пройти весь 50-километровый путь от источника до своей конечной цели.
Разветвленная система трубопровода опутывала весь город, снабжая проточной водой колодцы, бани, уборные, а также множество частных домов. Акведук завершался водораспределителем, расположенным над городом. От распределителя в свою очередь отходили основные линии трубопровода. Три сточных трубы составляли городскую систему канализации. Ежедневно жители Римской империи потребляли до 400 литров воды на человека. Это в два раза больше, чем потребляем сегодня мы, живя в больших индустриальных городах.
При императорах было построено девять акведуков, считая лишь самостоятельные трассы, с опорами, построенными из обожженного кирпича. В результате в городе было такое количество великолепной воды, что почти каждый дом имел свой водоем, не говоря об общественных резервуарах и термах. Самый большой акведук античной эпохи - акведук Клавдия – питал водой даже загородные виллы.
Вслед за Римом акведуки начали строить почти по всей Италии и в провинциях, особенно западных - Галлии, Испании. Их стройные аркады стали характерной чертой пейзажа эпохи империи. Некоторые из акведуков сохранились и подают воду и сейчас, и население пользуется этой водой охотнее, чем из современных водопроводов.
Активное строительство способствовало развитию архитектуры. Не случайно, что именно в это время был написан знаменитый трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре».
Сведения о Витрувии крайне скупы. Если черпать их из предисловия к трактату, содержащему посвящение императору Августу, можно сказать, что Марк Витрувий Поллион служил в войсках Юлия Цезаря в качестве архитектора и инженера, что он был очень образованным по своему времени человеком, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на труды других архитекторов и античных ученых. В трактате Витрувий упоминает о своем преклонном возрасте и скромном достатке. Вот сведения, которые можно считать наиболее достоверными.
Размышляя о состоянии римской архитектуры, ученый отмечал потребность эпохи Августа в энциклопедических и практических знаниях, умении применять различные конструктивные решения с учетом природно-климатических особенностей обширной Римской империи. В числе его требований к градостроительным решениям – выбор здоровой местности для основания города: то есть той, где существуют благоприятные климатические и топографические условия месторасположения, наличие чистой питьевой воды, системы водных и сухопутных дорог для развития торговли, плодородной сельской земли. Далее Витрувий рассказывает о закладке городских стен и башен, размещении главных городских площадей, а также о трассировке улиц по сторонам света с учетом ветрового режима в данной местности, аэрации и инсоляции внутренних помещений.
Пятый том трактата Витрувия посвящен общественным сооружениям: базиликам, куриям, театрам, баням, палестрам, гаваням и форумам. Он говорит о свойствах этих сооружений, о требованиях к их размещению, о пропорциях основных габаритов, об ордерном решении. В Книге шестой содержатся аналогичные сведения о жилых зданиях. Казалось бы, Витрувий подходил в рассмотрению отдельных элементов города типологически. Однако он не ограничивался этим. В Книге первой Витрувий излагал те общие эстетические принципы, которые и могли служить руководством к компоновке городского плана наряду с его рассуждениями об удовлетворении санитарно-гигиенических и утилитарных требований.
Среди эстетических требований архитектора были: необходимость ординации (от греческого слова ордер), разумной диспозиции (планировки), соблюдение эвритмии (гармонии), симметрии (т.е. соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов). Следование этим общим эстетическим установкам с учетом конкретной ситуации и составляло концепцию Витрувия в области градостроительного искусства.
155.Театр Марцелла в Риме.
Любопытные изменения можно отметить в конструкции театра Марцелла, задуманного Цезарем, но присвоенного Августом. В отличие от театра Помпея, повторявшего греческие образцы, театр Марцелла замыкал внутреннее пространство, объединяя в общем кольце стен сцену и места для зрителей. В отличие от греческого театра, использовавшего естественные склоны почвы, в римском театре места для зрителей были возведены на субструкциях, на ровном месте. Снаружи высокие стены здания выглядели торжественными и монументальными, а внутри, они служили опорами для зрительного зала, расположенного на одной высоте со сценой. Сцена теперь располагалась в глубине, была перекрыта деревянной кровлей и оформлена богато декорированными архитектурными элементами. Кольцо стен в театре позволяло также защищать зрителей от палящих лучей южного солнца натянутым тентом, так что внутренняя поверхность театра оказывалась еще более замкнутой. Субструкции под местами для зрителей приняли форму правильных горизонтальных галерей, образующих пространственные слои под сиденьями, а внутренние галереи распахнулись наружу арками, оформленными в виде римских арочных ячеек, напоминающих Табуларий.
156. Театр Марцелла, реконструкция.
Преемники Августа не поддержали его градостроительные проекты. Тиберий - экономный правитель, провел ряд реставраций и начал конфискации частных земель, составив зеленую зону вокруг Рима – его неприкосновенную территорию.
Клавдий, желая избежать голода в Риме, построил искусственный порт в Остии.
По-настоящему, к градостроительным проектам вернулся только император Нерон. Продолжая августовскую традицию укреплять свой авторитет строительством общественных сооружений, он не только построил деревянный амфитеатр, предназначенный для гладиаторских боев, но и украсил его мрамором и слоновой костью; императорским термам вторили большие, площадью 3 тыс. кв.м, общественные бани, созданные в 62 г. на Марсовом поле. Нерон завершил цирк Калигулы, отныне называвшийся цирком Нерона. Чтобы упростить подход к нему, император повелел построить мост. На Целиевом холме был основан новый рынок, Мацеллум Магнум. Открытый в 59 г., он стал самым большим продуктовым центром города. Наконец, Нерон повелел построить императорское жилье, Домус Транзиториа (Проходной дом), чтобы соединить императорские владения на Палатине и Эсквилине.
До Нерона Рим оставался совершенно неправильным, но страшный пожар 64 г., уничтоживший значительную часть столицы, потребовал радикальной реконструкции города. Согласно Тациту император потребовал подчинить город регулярному плану, расширить улицы, отделив их портиками для защиты от пожара, разбить открытые дворы. Была ограничена высота жилищ, запрещены общие стены, облегчавшие распространение огня, по той же причине в значительной части построек дерево заменили камнем. Древние акведуки удлинили до Палатина и Целия, а также Трастевере, чтобы народ мог использовать резервуары воды. Впрочем, коренная перепланировка оказалась не возможна из-за густозаленности Рима. Хотя Нерон был готов к смелым инновациям: планировал прорыть канал на Коринфском перешейке (что было сделано только в XIX в.), построить каналы между Римом и Остией, между Остией и Авернским озером, рядом с портом Путеолами, улучшить снабжение города, при жизни он осуществил только одну необычную идею, воспользовавшись пожаром, возвести в самом центре Палатина новый дворец Домус Ауреа – Золотой дом.
На землях, конфискованных диктатором у палатинских аристократов, в самом центре метрополии, на площади в 80 га, что превышало размер всего Палатинского холма, Нерон создал абсолютно автономное по отношению к Риму пространство, призванное
Золотой дом Нерона. Реконструкция.
подчеркнуть безграничную власть и могущество диктатора.
Дорога в императорский комплекс проходила через огромный вестибюль, перед которым была установлена почти 35-метровая статуя Нерона в позе Колосса Родосского скульптора Зенодора. За
вестибюлем располагались портик, занимавший почти весь холм Велий и искусственное озеро, наполненное соленой водой. Дворец, таким образом, превращался в роскошную виллу на берегу озера, воспринимавшегося по словам Светония ««подобным морю, окруженным домами, подобными городам». Нерон с приближенными любил устраивать здесь лодочные прогулки.
Портики-перекрытия, поддерживаемые колоннадами, достигавшие порой полутора километров проходили как между частями дворца, так и в парке, разбитом вокруг водоема. Здесь были фонтаны и каскады, нимфеи и статуи; радовали глаз цветущие виноградники, пастбища, леса, населенные дикими и домашними животными.
Напротив, на холме Опий, размещалась резиденция – ориентированная по оси восток-запад соответственно движению Солнца. Жилище было столь отдаленным, что с его террас не виден был город.
Роскошь большого дворца соперничала с изобретательностью. Архитекторы Север и Целер, использовав бетон и кирпич, создали прочное, и в то же время, легкое и воздушное сооружение. Арки и купола, не требовавшие мощных стен для опоры, позволяли наполнить здание светом: солнечные лучи, проникавшие в залы сквозь отверстия в потолках и стенах, играли в струях воды фонтанов, переливались в золоте фресок, мозаик и инкрустациях из драгоценных камней, отражались в мраморных облицовках и златотканых драпировках. Золотое сияние дворца отождествлялось с божественностью императора Нерона. До сих пор в сохранившейся анфиладе нанизанных на одну ось почти квадратных помещений, сохранились гротески, декоративные «обманки» (иллюзорно выписанные живописные мотивы), фрагменты скульптуры. Изысканная лепнина из стукко, стены, украшенные мрамором и перламутровыми раковинами, создавали светотеневые эффекты.
Почти в каждом зале были приготовлены технические сюрпризы: при входе гостей встречал каскад, под которым находилось специальное механическое устройство, собирающее воду; был устроен первый в мире лифт-подъемник, приводимый в действие рабами; во время пира легкий ажурный купол центрального зала раздвигался, и гостей императора осыпали лепестками роз и обрызгивали благовониями. В главном (восьмиугольном) зале потолок, устроенный в виде небесного свода, вращался вокруг своей оси день и ночь, имитируя движение небесной сферы, словно он следовал курсу Солнца. Посреди потолка имелось 6-метровое окно, освещавшее помещение, ориентированное согласно астрономическим расчетам. В банях «волшебные машины» смешивали морскую воду с водой из серных источников района Тибур, а в личных покоях императора, увлекавшегося искусством, звучал крупнейший в мире гидравлический орган.
Фрески в Золотом Доме Нерона
Восьмиугольный (Октогональный) зал Золотого дома Нерона. Реконструкция и современный вид.
Рис.158. Дом Нерона. Реконструкция.
Подчеркивая особый статус дворца, Нерон изменил характер главных улиц Форума: виа Нова отныне шла вдоль императорских дворцов, а виа Сакра была превращена в большую прямую улицу, соединявшую храм Весты с атриумом Весты, превращенным в огромный вестибюль. Посередине его высился Колосс, огромная (35 м в высоту) бронзовая статуя императора работы Зенодора, представлявшая правителя в виде Гелиоса (Солнца), увенчанного нимбом из солнечных лучей. Форум превращался в аллею, ведущую к императорскому дворцу, который отныне был центром города.
Впрочем, после самоубийства Нерона, пришедшие к власти Флавии – последовательно правившие императоры Веспасиан, Тит (79-81 г.г.) и Домициан (81-96 г.г.), - стремившиеся реставрировать изначальные традиции принципата, засыпали дворец мусором, Тит повелел открыть на месте бань Нерона общественные бани, а на месте искусственного озера был возведен Колизей, призванный заменить единственный постоянный амфитеатр в Риме, Статилия Тавра, разрушенный пожаром 64 г.
Этот гигантский амфитеатр был не случайно возведен вблизи республиканского форума. Императоры дома Флавиев не только хотели поставить его в центре города, но и сам Колизей сделали новым центром, замещающим площадь народных собраний зрелищами для широких слоев населения. То, что отстроили его на месте Золотого дома свергнутого императора Нерона было, конечно, политической демонстрацией и стремлением добиться популярности у народа.
Строительные работы заняли 8 лет, они начались при императоре Веспасиане и закончились при Тите в 80 г.. Торжественные игры в честь открытия Колизея длились 100 дней, было затравлено пять тысяч диких животных, пролито море человеческой крови. И то, что чувства людей теперь были заняты бессмысленными убийствами, а не политическими страстями, сторицей окупило усилия правителей.
171. Колизей.
Колизей - это колоссальное сооружение высотой 48,5 м и периметром 530. Его продольная ось 187,77 м, поперечная – 155,64 м, вместимость от 50 до 63 тыс. зрителей. Арена имела очертания эллипса, величиной 85 х 53 м и была ограничена высоким четырехметровым подиумом. Среди мраморных кресел для знати, находившихся на подиуме, особо выделялись две ложи, расположенные друг против друга по концам короткой оси арены: императорская ложа, сообщавшаяся подземным переходом с дворцом на Палатине, и ложа городских властей.
Конструкция Колизея далеко выходит за пределы возможностей греческой архитектуры. Огромные размеры и высота, а также функциональное решение амфитеатра во многом были новым словом в искусстве. Архитекторы должны были создать величественное монументальное сооружение, соответствующее мощи и непоколебимости империи, а также решить проблему размещения огромного количества зрителей. Шагом колоссальной важности явился осуществленный в Колизее процесс подъема зала над поверхностью земли, в амфитеатре, построенном на совершенно ровной площадке, зрительные места были подняты вверх на субструкциях. Двумя главными достижениями новой технологии было использование арки, как основы полуцилиндрических и крестовых сводов, на которых держалась вся масса сооружения, и бетона, обеспечившего необычайную прочность всей конструкции.
Но при индивидуализме и рационализме Рима труднейшей задачей для архитектора было приблизить здание огромных размеров к человеку, построить его по человеческой мерке. Любопытно, что римляне решили эту задачу не только внешне, при помощи декоративных элементов, но и конструктивно, внутри. Во-первых, они сохранили впечатление последовательно сменяющих друг друга горизонтальных ярусов в горизонтальных коридорах субструкций под местами зрителей, во-вторых, решая задачу освещения галерей, они использовали арки, открывающиеся наружу. В самом нижнем ярусе эти наружные арки блестяще разрешили проблему входа в здание для зрелищ. Каждая из 76 арок для входа имела свой номер, который указывался на билете. Внутри действовала система коридоров и рамп, регулирующих дальнейшее продвижение. В Колизее зрители занимали и покидали свои места в течение пяти минут. Наконец, в-третьих, наружную массу фасада они дополнили греческим ордером: нижний этаж был украшен тосканскими колоннами, средний - более удлиненными ионическими, а верхний – изящными коринфскими. Видимое облегчение высокой стены способствовало более комфортному восприятию всего сооружения зрителем. Кроме того, внутри арок были размещены скульптуры, также связавшие фасад с пропорциями человека. Сложенный снаружи из коричнево-желтого, чуть искрящегося на солнце травертина, Колизей удивительно красиво смотрелся на фоне голубого, римского неба.
Рис. 160. Колизей. Арена.
В этом амфитеатре каждый из десятков тысяч зрителей видел со своего места всю массу римлян, заполнявшую здание. Он растворялся в этой толпе, охваченный одним настроением и наслаждался представлением, чувствуя, насколько динамично развертывалось перед ним кровавое действие. Утром обычно травили зверей. Потом казнили осужденных на смерть, придавая действию особую театрализацию, после обеда сражались гладиаторы, иногда до трех тысяч пар одновременно. Многие из них были рабами, мечтавшими получить деревянный меч, дарующий свободу, но иногда рисковали жизнями и свободные, стремившиеся к славе, деньгам и признанию женщин.
Особый акведук снабжал Колизей водой; затопив арену, можно было показывать грандиозные морские сражения. 28 лифтов позволяли мгновенно менять декорации, поднимать клетки с животными, дополнять зрелища различными эффектами.
У каждого места был свой номер, соответствовавший номеру на жетоне, который имел каждый римский гражданин. Но внутри нужно было соблюдать строгую иерархию. Нижний ярус предназначался для высших слоев общества: на мраморных ступенях рядом с ареной восседали сенаторы, 14 следующих ступеней принадлежали сословию всадников, затем, вплоть до последней ступени, шли деревянные скамьи для плебеев, самый последний ряд предназначался для незамужних женщин, которым не полагалось находиться в обществе остальных. Но самые привилегированные места были и самыми опасными. Жизнь императора и аристократов защищала металлическая сетка, слоны и лучники, готовые пристрелить диких животных, если они попробуют преодолеть заграждения.
Для комфорта зрителей в амфитеатре было 110 питьевых фонтанов, две комнаты отдыха, общественные туалеты.
Четвертый ярус амфитеатра имел специальные кронштейны, к ним крепили велум - тент, который во время выступления натягивали моряки Мизенского флота.
Организация представлений осуществлялась при помощи сложной инфраструктуры: рядом с Колизеем стояли казармы для размещения и тренировок сражающихся, лагерь моряков Мизенского флота, арсенал, мастерская для изготовления декораций, больница и…морг.
Важно отметить, что такое современное и технически сложное сооружение, впервые решалось, прежде всего, функционально, впервые архитектурный замысел был свободен от религии.
Тит пытался украсить Рим, открыв широкие перспективы. При нем на Римском Форуме была воздвигнута мраморная триумфальная арка (81 г.), в память победы римлян в Иудейской войне. Если при Августе все архитектурные детали арок прорисовывали тонко и сухо, то арка Тита отличалась полновесным и богатым украшением.
Словно подчеркивая весь пафос императорской мощи совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером внесло соразмерность и ясность в ее формы. Выступающий антаблемент и аттик (стена над антаблементом), контрасты света и тени усилили пластическую и живописную выразительность ее форм. Среднюю часть арки замыкали две летящие фигуры богини победы – Виктории, исполненные в невысоком рельефе.
Рис.161. Арка Тита в Риме.
Пространство арочного пролета расширяли кассеты свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще квадратную форму) и настенные рельефные композиции, изображающие торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями. Построение рельефа усилило глубину пролета арки. Бурное движение толпы, пафос ж