Архитектура и градостроительство Крита.
Раздел IV. Архитектура и градостроительство Древней Греции.
Изучая народы населявшие Грецию, ученые неоднократно отмечали непостоянство народов Балкан. Одни народы уходили, другие появлялись. Еще в пору расцвета первобытной культуры неолита, в V - IV тыс. до н.э. Балканский полуостров, малоазийское побережье и острова Эгейского моря населяли так называемые эгейцы. Как полагают, их язык не имел родства с той большой семьей индоевропейских языков, которая включает почти все народы современной Европы, Ирана, Индии и в которую входили языки племен, пришедших на смену эгейцам. К числу этих племен принадлежали, прежде всего, хетто-лувийцы, впоследствии обосновавшиеся на территории Малой Азии и создавшие там во II тыс. до н.э., могущественное Хеттское царство, а также непосредственные предшественники греков – пелазги, обитавшие в материковой Греции в III тыс. до н.э. Только в последней трети III тыс. до н.э., под напором переселяющихся центральноевропейских племен греки-ахейцы, занимавшие северные области Балканского полуострова, двинулись на юг – в среднюю Грецию и на Пелопоннес.
Так во II тыс. до н.э., начала формироваться непосредственно эллинская территория когда, кроме ранее осевших в Греции народов, обозначились две главнейшие этнические ветви. Одну, более древнюю, составляли критяне, которые не принадлежали к грекам, а были, судя по всему, переселенцами с Ближнего Востока: во многом они близки шумерам, а экстраординарный культ быка, развитый в минойских* дворцах заставляет вспомнить о Чатал-Гююке, древнейшем неолитическом городе в Центральной Анатолии. Другую ветвь определили ахейцы - народы материковой Греции, потомки создателей великих цивилизаций древности – ариев, пришедших в южные страны с севера – через Урал и южные земли нынешней России и Украины.
Но некий гений места – определявший преемственность традиций от более ранних времен к будущим новаторствам и экспериментам - связал обе ветви с наследием народов, так называемой Эгейской культуры, жителями Кикладских островов, хеттским городом Троей, материковыми городами греческого Пелопоннеса Тиринфом,
* термин «минойцы» ввел археолог А.Эванс, начавший раскопки на о.Крит; незнакомая миру культура вызвала у него ассоциации с легендарным критским царем Миносом, построившем Лабиринт и собиравшем дань с греческих городов, чтобы прокормить обитавшее в Лабиринте чудовище - Минотавра),
Пилосом и Аргосом.
Земля Греции была суровой и бедной. На большей части ее территории протянулись цепи гор с долинами между ними, и только на севере – в Фессалии и на крайнем юге – полуострове Пелопоннес располагались плодородные равнины. Заселившие эту страну греческие племена занимались земледелием, выращивали виноград и маслины, разводили сады, а на склонах гор пасли скот. Их жизнь всегда была связана с морем. Восточные берега, изрезанные заливами и бухтами, были удобны для стоянки кораблей. Сотни больших и малых островов Эгейского моря служили прекрасным ориентиром для мореплавателей. Раньше всего греки освоили морские пути на восток, к берегам Малой Азии и на остров Крит, где находились важнейшие центры эгейской культуры.
В развитии градостроительных традиций Греции принято выделять несколько этапов: Крито-Микенский – III-II тыс. до н.э., Архаический – VII-VI вв., Классический – с V в. до н.э. – до последней трети IV в. до н.э. и Эллинистический – с последней четверти IV в. до н.э. до I в. до н.э..
Крит – крупнейший остров Средиземного моря, отделенный от Эгейского морского бассейна. Его длина по оси запад - восток – примерно 260 км, с севера на юг – 55 км. Через весь остров протянулась горная гряда, достигающая высоты 2500 м. На склонах ее росли леса, с южной стороны располагались плодородные долины. Обрывистые берега Крита защищали остров от набегов непрошенных гостей, и только северный берег Крита, изрезанный заливами и бухтами, гостеприимно раскрывался перед отважными мореплавателями.
Первые переселенцы заселили остров предположительно в VI тыс. до н.э., в эпоху неолита. Но так как Крит занимал выгодное географическое положение посередине между Грецией и Египтом, объединившиеся в союз или федерацию родовые племена, не ограничились новыми землями, и начали осваивать торговые пути Восточного Средиземноморья. Торговля снискала минойцам славу хозяев морей, контролировавших пути между Грецией, Ассирией и Египтом. Богатство и процветание успешной торговой империи способствовало развитию городов. Земледелие с лихвой обеспечивало население, а обильные урожаи позволяли людям развивать различные творческие и технические навыки.
Развитие Крита обычно связывают с тремя периодами: раннеминойским (ок.3000-2200 гг. до н.), среднеминойским (ок.2200-1600 гг. до н.э.) и позднеминойским (ок.1600-1200 гг. до н.э.).
Для раннеминойского периода характерно появление на Крите первых поселений городского типа, управлявшихся местными правителями – базилевсами. Таковы были Кносс, Маллия, Фест и другие. Архитектура этого времени представлена почти одновременными жилыми комплексами в Миртосе (Фурну Корифи) и в Василики. Для обоих комплексов характерна разбивка всего жилого массива на более или менее стандартные по размерам и конфигурации помещения, вероятно служившие «комнатами» для отдельных малых семей, некоторые помещения носили хозяйственный характер.
Внушительный размер построек мог служить своеобразным прообразом будущих дворцов: во всяком случае, здесь уже был применен каркас для внутреннего крепления стен, обмазка внутренней поверхности красной штукатуркой, которая выполняла как эстетическую функцию, так и конструктивную (скрепляла недостаточно прочную кирпичную основу стены), помещения имели два этажа, освещались при помощи светового колодца (или вентиляционной шахты), вдоль наружной стены северо-западного крыла сохранилась вымостка,
Типичное для этого периода поселение открыто на месте современной деревушки Гурниа. Здесь нет оборонительных сооружений, так как жители, вероятно, не испытывая угрозу вторжения, в них не нуждались. Планировка совершенно случайная, что так типично для восточных деспотий. Улицы, соединяясь друг с другом в произвольных местах, разветвляясь, образовывали отростки и тупики, создавая сложную крайне запутанную сеть, затруднявшую ориентирование. В центре располагалась довольно значительная площадь (40 х 17 м), неправильной формы, на которую выходили несколько улочек, неправильной формы дворец, занимавший целый квартал. Дома были двухэтажными, верхние этажи были жилыми, а первые хозяйственными. Жители города пользовались колодцами, существовали стоки для грязных вод.
В начале среднеминойского периода возникло Кносское государство во главе с Кноссом, подчинившим себе остальные города Крита. Кносский дворец уже тогда славился своими размерами и богатством внутреннего убранства. Однако подлинного расцвета Кносс достиг в середине II тыс. до н.э.
Это был город, расположенный среди полей и оливковых рощ. Многочисленные кварталы были живописно разбросаны вокруг центра, улицы, еще узкие и извилистые, уже были вымощены полигональными плитами и даже снабжены тротуарами для пешеходов. Город в целом, занимал площадь около 50 га, являясь самым крупным не только на Крите, но и на территории всего Эгейского мира.
99. План Кносского дворца.
100. Реконструкция Кносского дворца.
Самым знаменитым памятником критского зодчества был Кносский дворец, называемый в мифах лабиринтом (это слово произошло от термина лабрис – так назывался «двухлезвийный топор», символизировавший на острове незыблемость власти). Но греки-ахейцы, у которых в это время самой сложной постройкой была одноэтажная саманная хижина с 3-4 комнатами, навсегда связали ансамбль с таинственным и зловещим образом Минотавра, кровожадного обитателя лабиринта, сделав слово синонимом помещения со сложной системой расположения коридоров и комнат. Дворцовый комплекс площадью 22 тыс кв. м включал 1300 комнат на четырех этажах. Лабиринт располагался на невысоком холме, а значит, возведение его потребовало сложных земляных работ. Вершина холма была выровнена, склоны террасированы. Многоуровневый дворец строили из квадров кристаллического гипса, поэтому его стены сияли, как серебро.
101. Кносский дворец. Хозяйственная часть.
Все части дворцового комплекса группировались вокруг большой городской площади (26,5 х 53,1 м), вытянутой с севера на юг и выложенной гипсовыми плитами. Со всех сторон к ней примыкали построенные в разное время помещения: часть из них располагалась на уровне площади, другие – ниже, третьи – на два или три этажа выше. Главные входы во дворец (минимум 4 ) находились на северной и южной стороне. А сам дворец включал в себя две основные части. Меньшая (восточная) часть состояла из совершенно прямого коридора, к которому примыкали многочисленные абсолютно прямые и перпендикулярные друг к другу помещения: это были склады, в которых хранились большие сосуды для зерна, вина, оливкового масла и других припасов (открывший Кносс археолог А.Эванс подсчитал, что емкость обнаруженных здесь пифосов – глиняных сосудов, вышиной в человеческий рост, - достигала семидесяти пяти тысяч литров). Большая (западная) часть дворца включала совершенно асимметричные помещения, свободно разбросанные вокруг главного двора. Но именно здесь находились парадные приемные и культовые залы, покои царя и царицы. Дворец, таким образом, выполнял сразу три функции: светскую, сакральную и хозяйственную. Торжественной и строгой выглядела царская резиденция с тронным залом, на женской половине проживала супруга царя, а в храмовой части находились критские божества. Помимо складов здесь находились мастерские ремесленников, а на центральной площади устраивались городские празднества и религиозные церемонии.
Самой нарядной и сложной во дворце была западная часть. Только здесь фасад дворца, выходивший на площадь, получил архитектурное оформление: его нижняя часть на высоту около полуметра была облицована гипсовыми ортостатами. Несколько прямоугольных выступов глубиной 18-20 см и шириной до 6 м сообщали дворцу выразительную пластичность. Центр фасада был отмечен трехчастными выступами, перед ними, на вымостке двора, находилась плита-алтарь. Окна, размещенные в углублениях стены, сдерживали поток солнечного света, создавая таинственную атмосферу внутри дворца. На верхнем, третьем этаже вместо окон могла размещаться открытая терраса.
С юга к западному фасаду примыкало трехэтажное святилище с церемониальными и пиршественными залами. В его нижней части была обнаружена сокровищница с ритуальными дарами, среди которых находилась знаменитая Богиня со змеями.
К северу от трехчастного святилища располагалась лестница, которая вела в Тронный комплекс, состоявший из 9 помещений.
Центром Тронного комплекса был, по-видимому, Бассейн для очищений. Колонны с парапетом отделяли его от Тронного зала. Скорее всего, эта комната имела ритуальное, а не светское предназначение. Алебастровый трон посередине северной стены формой спинки повторял вершину горы, а сидением напоминал вход в пещеру. Известно, что все критские дворцы были ориентированы на священные горы. Кносский дворец был связан с горой Юкта. Дворец в Фесте был «привязан» к знаменитой горе Ида, связь между горой и пещерой была самая непосредственная, так как именно в горной пещере Иды, по преданию, родился и вырос Зевс, считавшийся покровителем острова. Горы снова появляются в интерьере тронного зала на фресках, украшающих стены. На фоне гор представлены грифоны, мифические существа. Наделенные всевидящими глазами орла и телом льва, они были призваны оберегать минойского правителя. По бокам от трона и вдоль остальных стен находились низкие гипсовые скамьи. К западу и северу от Тронного зала располагались закрытые помещения с каменными скамьями для статуэток божеств и ритуальных предметов. Была здесь комната с каменным столом и стульями и специальная кухня, где приготавливали особую ритуальную пищу.
102.Тронный зал в Кноссе.
В парадные комплексы дворца вела Большая лестница. Эту внушительную лестницу без преувеличения можно назвать выдающимся достижением критского зодчества. Четырехъярусная спиральная лестница опиралась на деревянный каркас, соединяя балконы и колоннады в просторном открытом солнцу колодце. Чтобы деревянные колонны могли выдержать вес пролетов дворца, их изготовили из прочного кедра и разместили точно друг под другом. Удобные марши лестниц вели с одного этажа на другой, а лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили своего рода маленькими внутренними дворами, через которые проникал воздух и свет. Это спасало обитателей дворца от палящих лучей солнца, и в комнатах всегда ощущалась приятная прохлада. Свет проходил через световые колодцы до первого этажа, создавая различную степень освещенности интерьеров, - приближенных или удаленных от световых проемов. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски и подъемы по лестницам, неожиданные повороты, характерные для «лабиринта Дедала», дополнялись особенной таинственностью неожиданных световых эффектов, игрой света и тени в то ярко освещенных, то полутемных помещениях.
103. Кносский дворец. Зал царицы.
Зал царицы был расписан морскими пейзажами с резвящимися дельфинами и оборудован ванной комнатой. Ванна, сделанная из обожженной глины напоминала формой современную.
Бытовое благоустройство было тщательно продумано. Терракотовые трубы, состоявшие из вставленных друг в друга метровых секций, обеспечивали чистейшей дождевой и родниковой водой (от подножия горы Юктас) различные части дворца. Существовала обширная и хорошо продуманная канализация. Подземные каменные туннели высотой 1 м во время проливных дождей не только отводили большое количество воды, но и собирали воду с окрестных холмов, чтобы затем снабжать ею город.
Исследователи нашли во дворце, пожалуй, первые туалеты со сливом. Располагая приватные кабинеты даже на верхних этажах, минойцы обеспечивали их эффективную работу при помощи глиняных труб. Вода, дренировавшая город, смывала все отходы в коллектор. Особое соединение труб давало эффект сифона, благодаря чему даже зловоние высасывалось и из труб, и из туалета.
Межкомнатные проемы разделяли простеночно-дверные перегородки. Ряды столбов соединяли легкие деревянные створки, которые открывались независимо друг от друга. В результате можно было варьировать размеры комнат, отсекать сквозняки или, напротив, проветривать внутренние помещения.
Сотни небольших помещений в обеих половинах Кносского дворца образовывали бесконечную череду, в которой сменялись жилые комнаты и парадные залы, святилища и царские апартаменты, покои для религиозных церемоний и бассейны, площадка для культовых театральных представлений и широкие галереи, открытые в сторону центральной площади. Монотонные скопления многочисленных помещений оживлялись вкраплениями причудливых портиков, широкими каменными ступенями, открытыми террасами, многочисленными балконами и лоджиями.
Дворец, как и другие официальные сооружения Крита, был сложен из почти неотесанного камня и глины и покрыт слоем соломы и известняка. Цоколи, дверные обрамления, иногда углы стен выполнялись правильной кладкой из хорошо отесанного камня. На последнем этапе дворцового строительства, после того, как критские дворцы несколько раз разрушили мощнейшие землетрясения, каменную кладку стали укреплять каркасом из деревянных балок. Подобный технологический прием и сочетание материалов обеспечивали прочность и гибкость сооружений.
104. Световой колодец в Кносском дворце.
Стены облицовывались белыми гипсовыми плитками, что придавало интерьеру торжественный вид: внутри они в значительной степени покрывались живописью. Перекрытия были деревянные, крыша - плоская и имела специальный проем в центре для сбора ценной дождевой воды. Минойские архитекторы не использовали арок в качестве несущих конструкций: эту функцию выполняли колонны, вид которых был весьма своеобразным: их стволы расширялись снизу вверх. Они не уподоблялись растительным прототипам египетских опор, вместо подражания природе, критяне нашли для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнаружили сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию. Колонны состояли из цилиндрической или усеченной конической базы из гипса, липы или цветного камня, деревянного, обычно кипарисового, гладкого ствола (иногда вертикальные углубления создавали на нем вогнутые или выпуклые рельефы) и деревянной капители. Колонны поддерживали крышу и верхние этажи. Открытые галереи выходили на центральный двор, являвшийся центром дворцовой жизни.
В отличие от монументальной архитектуры Древнего Египта с ее строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью дворец в Кноссе не имел четко продуманного плана. Естественно связанный с окружающим пейзажем, в расположении внутренних помещений он сохранял свободу и живописность.
105. Кносский дворец.
Несмотря на то, что в многоэтажных помещениях дворца располагались разные по функциональной принадлежности здания: приемные и религиозные залы, ремесленные мастерские, школы и хранилища, - весь дворец, в целом, воспроизводил образ моря. Залы и комнаты, находящиеся на разных уровнях, соединенные лестницами и переходами, освещенные и затемненные, создавали впечатление подвижности, изменчивости, таинственности. Сама конструкция, взаимодействие перекрытий и опор, вертикалей и горизонталей, подъемов и спадов – всё словно вторило ритму волн безбрежного моря.
105. Площадь Феста.
Архитектурное решение Кносского дворца стало своеобразным эталоном при строительстве других комплексов Крита. Планом и размером Кносскому дворцу близок царский ансамбль Феста, расположенного на южном побережье острова. Отличался он только тем, что главные помещения в Фесте располагались не на восток, а на север от центрального двора, а стены, окаймляющие его по широким сторонам, почти совершенно растворялись в колоннах портика.
Более скромным был дворец в Маллии, на северном побережье. Сам дворец был меньше украшен лестницами и колонными портиками, вместо световых шахт внутренние пространства освещались только со двора или через портики и коридоры.
Дворцы, возникавшие на месте древних религиозных центров, контролировали жизнь всего острова. Кносс главенствовал на северном побережье, а также определял как внутренние, так и внешние политические связи острова. Фест лидировал на юге, он был связан с долиной Мессары, управляя землями от южных отрогов гор Астериди до южного побережья. Маллия находилась во главе группы поселений, включавших Пиргос и Гурнию, Закрос и его бухта были ведущими на восточном побережье острова, на западе аналогичную роль, вероятно, играла Хания.
Несмотря на разницу масштабов, местоположение и качество отделки стен, для всех критских дворцов характерен целый ряд общих черт. Все сооружения группируются вокруг центрального двора. Часто сам дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него, так как связан с горными святилищами, устроенными в пещерах.
В критских дворцах, например, в Фесте, разбивали священные сады, обычно в юго-восточном углу дворцового комплекса. Там росли не только годичные или сезонные цветы, но также высаживались цветы в специальных горшках. По всей, вероятности, дворцы считались земным отражением мест обитания небожителей, к последним причислялись богини, почитаемые в святилищах. Хотя во дворцах жили цари, не исключено, что сооружения эти считались собственностью богинь. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (зачастую сына-супруга) богини. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.
К позднеминойскому времени относятся лучшие памятники критской архитектуры, такие как «тронный зал» Кносского дворца, «Южный дом» кносского богача, который представлял собой двухэтажное здание с портиком, колоннами, священной площадкой, погребом и кладовой.
Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Хотя ширина жтих дорог была невелика – 3 - 7 м, она была достаточна для вьючных животных, на которых критяне перевозили свои товары.
Санитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев и источников поступала в жилища.
Развалины Кносского дворца, погибшего при пожаре в конце XV в. до н.э., с его бесконечными залами и переходами создавали у греков, впоследствии посетивших остров, впечатление запутанного здания, из которого нет выхода. Это породило миф о Лабиринте, построенном легендарным зодчим Дедалом для грозного Миноса. Минос - царь Крита - по преданию прятал в нем рожденного царицей сына – получеловека-полубыка – Минотавра, пожиравшего обреченных на смерть девушек и юношей, которые каждые девять лет Афины отправляли в виде дани на Крит. Сын афинского царя герой Тесей, разматывая клубок ниток, привязанный у входа, проник в Лабиринт, убил Минотавра и сумел выбраться из дворца. В поэтической форме этот миф повествовал о борьбе греков с властителями Крита.
Около 1450 г. до н.э. критская цивилизация пострадала из-за извержения вулкана Санторин, которое сопровождалось сильным землетрясением и высокой морской волной. Большая часть жителей критских городов погибла. Несмотря на то, что в следующих столетиях велось частичное восстановительное строительство, и критские города даже становились объектами нападения со стороны ахейцев, все же они никогда уже больше не достигали былого богатства и величия.