I. Архитектура и градостроительство Передней Азии.
Определите по фрагменту древний некрополь.
а)
б)
в)
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства, как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра находились Урарту и Иран. По своим природным данным Двуречье не представляло собой единого целого. В среднем течении рек Тигра и Евфрата был континентальный климат с резкими сменами дневных и ночных температур. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой выпадал снег. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтропикам. Две основные реки, питающие земли Двуречья, сильно отличались и своим характером, и режимом разливов, поэтому районы нижнего течения рек нуждались в строительстве многочисленных каналов и ирригационных систем, что способствовало социальному и политическому развитию общества Передней Азии. История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелетий, представляла собой пеструю картину смены народов и государств. В Нижней Месопотамии, на юге жили шумеры, на севере – семиты. К северу от Сеннаара, в верхней Месопотамии в III тыс. до н.э. жили субари, ассирийцы, лулубеи, гутии, амореи. На территорию Передней Азии неоднократно вторгались эламиты, хетты, персы. Долгую историю Древнего Двуречья принято условно расчленять на отрезки по наименованиям городищ и мест первых находок, типичных для каждого периода. Самые ранние среди них, восходящие к эпохе неолита, - это период Халаф, относимый к концу VI-V тыс. до н. э., и период Убайд (IV-III тыс. до. н. э.). Время распада первобытнообщинного строя приходится на период Урук (3500-3000 г.г. до н. э.) и Джемдет-Наср (3000 - 2850 г.г. до н. э.). В III тыс. до н. э. поочередно возвышаются шумерские города-государства Южного Двуречья Ур, Урук, Лагаш (2850-2400 г.г. до н.э.), затем (XXIV-XXII вв. до н. э.) власть переходит к семитскому городу в северной части Древнего Двуречья Аккаду, после чего происходит новое усиление шумерских городов Лагаша и Ура (2200-1997 г.г. до н. э.). Еще позднее (XX-XVII вв. до н. э.) большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилона. В XVI-XV вв. до н. э. наивысшего расцвета достигло государство Митанни, образовавшееся в XVII в. до н. э. в Северном Двуречье. В свою очередь оно было разрушено в 1400 г. до н. э. Хеттской армией. Государство хеттов просуществовало с XVII по XII вв. до н. э. К XIV в. до н. э. усиливается мощь Ассирии, которая одержав верх над Вавилоном, постепенно превратилось в крупную военную державу. После гибели Ассирии, в конце VII в. до н. э., под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское или Халдейское царство. Однако в конце VI в. до н. э. и оно попадает под власть Ахеменидского Ирана, который превратился в обширнейшее государство, включившее в себя, помимо самого Ирана, всю Переднюю Азию. Поэтому будет логично рассматривать не только хронологическое развитие градостроительства и архитектуры этого района, но и традиции отдельных наиболее известных государств, таких как Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилонское царство и Иран. Первые поселения появились на юге Двуречья в плодородной низменности, у впадения рек Тигра и Евфрат в Персидский залив. Уже в середине IV тыс. до н.э. здесь существовали шумерские сельские поселения родовых общин. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и особые приемы украшения зданий. Зодчие прорезали стены вертикальными выступами и нишами, окрашивали их в звучные насыщенные тона, вводили фризы, выполненные в мозаичной технике, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.2.1 Градостроительство и архитектура Шумера. Из древнейших шумерских городов известны Эриду, Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Ниппур, Кута и другие. Все они имели план овального очертания, ориентировались на северо-запад и юго-восток, в центре города располагался священный участок, на котором на холме или искусственной террасе располагалось святилище прямоугольной формы и высокая башня-зиккурат. 25. «Белый храм» в Уруке. Реконструкция. Кон.IV тыс. до н.э. Еще в древности утвердились и основные черты храмового зодчества. В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца IV тыс. до н. э. были, так называемые, «Белый храм» и «Красное здание» в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. 16. «Зигатти» Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков «зигатти», шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь, приобретал единый мягкий красноватыйоттенок, что и дало повод для его современного наименования.Первые города застраивались хаотично, здесь не было свободных открытых пространств, центральных площадей, прямых широких улиц. Жилые дома формировались вокруг хозяйственных дворов. Одно из самых древних шумерских зданий – храмовый комплекс в Телль-эль-Убейд, воздвигнутый ок. 3000 г. до н.э.. Он стоял на прямоугольной платформе неправильной формы размерами около 32 х 25 м, фундамент которой был выложен из камня, а основание из обожженного кирпича. Платформа имела небольшие выступы, на нее вели две лестницы. Храм следовал плану многокомнатного дворового дома, перед ним стояли два легких навеса, которые поддерживали круглые деревянные столбы, обложенные медными пластинками, прибитыми к стволам гвоздями с широкими головками.2.2. Градостроительство и архитектура Аккада.Расцвет шумерских городов был связан с объединением шумеров с семитами-аккадцами в единое Шумеро-Аккадское государство. В этот период (XXIV-XXII вв.до н.э.) главным городом был Аккад, расположенный в Междуречье севернее Вавилона. Тогда же выросли и другие аккадские города: Киш, Шуруппак, Кисурра, Сип-пар и другие. В это время в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов. Храм богини «матери всех богов» и «богини лесистых гор» Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине III-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений. Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен, определил и тематическую направленность и символику убранства храмов. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы (символы финиковых пальм), обитые медью иукрашенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов, вдавленных в асфальтовую обмазку. Их сюжеты повествовали о повседневных сельскохозяйственных занятиях, которые приобрели значениеритуала, - дойке коров, сбивании масла. Плоские, вырезанные из желтоватой известняковой плиты фигуры, сочетающиеся с фоном из черных шиферных пластин, сами по себе были грубоваты и приземисты, но каждое их движение, метко схваченное и точно найденное, было исполнено большой значительности и показывало, что все изображение фиксирует не случайное событие, а имеет важный смысл. Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых, выполненные в форме цветов с красно-белыми лепестками, служили символами богини плодородия. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижнийфриз состоял из медных фигур бычков, движущихся ко входу в торжественном ритме. Сам вход был обрамлен двумя деревянными фигурами львов-охранителей. Они были покрыты медными листами, а глаза и языки инкрустированы цветными камнями, что дополняло их живость и яркость. Над входной дверью помещенамедная прямоугольная пластинка, на которой изображались рельефные фигуры львиноголового орла Имдугуда, прочно держащего лапами двух оленей - своеобразный символ власти божества над всеми обитателями лесистых гор и долин. 27.Зиккурат в Уре.
Изучая древний шумерский город Ур, археологи обнаружили, что примерно в 2112 – 2015 г.г. до н.э. при урском царе Урнамму и его сыне Шульги город достиг своего расцвета. В этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению в 40-50 тыс. жителей. Жилые дома Ура имели внутренние дворы, вокруг которых группировались все помещения. В центре двора находился колодец и очаг. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица была лишь одна. Она предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города.
Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000х700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города размещался дворцовый и храмовый комплексы, посвященные культу бога Луны Наннара, что подтверждает факт связи дворцов восточных деспотий с культом.
Священный участок имел неправильную форму, здания располагались асимметрично. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат- специальная башня, состоявшая из нескольких террас. Размеры всего ансамбля достигали 380х250х400х200 м. Внутри священной ограды рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и зиккурата на открытой площадке располагались еще два храма, посвященных культу бога Луны и его жены богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал. Зиккурат – огромная башня, по-видимому, считалась подобием горы с которой людям явились боги. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелетия сами превратились в главные храмы, центры науки, своеобразные обсерватории, где жрецы наблюдали за небесными светилами и жизнью Вселенной.
Ядро башни состояло из необожженного кирпича, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором.. Площадь платформы занимала 65 х 43 метра, сама башня состояла из четырех террас, которые имели следующие высоты: 1) 9,75 м; 2) 2,50 м; 3) 2,30 м; 4) 4м. Всего высота башни достигала 18,55 м. Благодаря подъему террасы, на которой она стоит, башня имела с юго-востока четыре яруса, а с северо-запада только три. На верх вела лестница, помещенная перед его лицевой стороной, которая вела к маленькому храму. Башню начал строить Ур-Намму, основатель династии, а закончена она была только в VI в. до н.э.