Вопрос как форма познания

Правила хорошего слушания

Схема проведения дискуссии

Памятка полемиста

Правило по отношению к демонстрации

Правила по отношению к аргументам

1. Аргументы должны быть истинными суждениями.

2. Аргументы должны быть достаточным основанием для признания истинности тезиса.

3. Аргументы должны представлять собой суждения, истинность которых обосновывается независимо от тезиса.

4. Аргументы не должны противоречить друг другу.

Используемые в демонстрации умозаключения должны быть правильными, в них должны соблюдаться условия их применимости.

1. Готовясь к дискуссии, полемике, выделите основные понятия, связанные с предметом спора. Уточните значение терминов, которые вы предполагаете использовать в обсуждении.

2. В процессе спора следите за тем, чтобы полемисты вкладывали в употребляемые понятия одинаковое содержание во избежание двусмысленности высказываний.

3. Не забывайте о такой опасной особенности восприятия, как «иллюзия понятности». Контролируйте своё знание и понимание употребляемых терминов.

4. Во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возможности с силами противника.

5. Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям оппонента. Спорьте с позицией оппонента, но не допускайте грубости, оскорблений, резких слов.

6. Сохраняйте спокойный тон, выдержку и самообладание.

7. Приступая к критике позиции оппонента, чётко определите для себя, каким способом опровержения вы будете пользоваться. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами.

8. Старайтесь применять в споре различные полемические приёмы: юмор, иронию, сарказм и др.

9. От ваших вопросов зависит качество ответов оппонента.

Драматический текст (текст, содержащий противоречие)

Выделение предмета спора (постановка вопросов)

Первоначальные ответы – выражение мнений

Использование чужих мыслей в виде основы.

Конструирование гипотез

Разъяснение

Исследование понятий, проведение различных альтернатив, обобщение

Обоснование (испытание)

Обращение к критериям. Обращение к примерам.

Выражение встречных примеров

Оценка выводов

 

1. Заинтересованное отношение к собеседнику.

2. Уточняющие вопросы.

3. Парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что?…» (со знаком вопроса в конце фразы).

4. Получение ответа на свой вопрос (это может быть: «Да», «Нет, неправильно», «Не совсем так, имею в виду..»)

Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком – либо объекте и требующее ответа, объяснения.

При постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:

1. Вопрос должен быть осмысленным и корректным.

2. Вопрос должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно.

3. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых.

4. В сложных разделительных вопросах необходимо указывать все возможные альтернативы.