Семинарское занятие № 2
Цель:Определить, что такое понятие, чем оно отличается от других форм мышления, изучить виды понятий, освоить правила деления понятий.
Для специальности «Социальная работа» - 3 часа, самостоятельная работа - 6 часов.
Ход занятия для специальности «Социальная работа»: длительность занятия 125 минут.
Первые 40 минут занятия студенты выступают с докладами и отвечают на вопросы для самоконтроля. Преподаватель осуществляет выборочную проверку самостоятельной работы, дает выборочные задания - 40 минут. 15 минут уделяется обсуждению вопросов, при ответе на которые студенты испытывали трудности. Остальные 30 минут посвящаются решению задач.
Для специальности «Сестринское дело» -3 часа, самостоятельная работа - 6 часов.
Ход занятия для специальности «Сестринское дело»: длительность занятия 125 минут.
Первые 40 минут занятия студенты выступают с докладами и отвечают на вопросы для самоконтроля. Преподаватель осуществляет выборочную проверку самостоятельной работы, дает выборочные задания - 40 минут. 15 минут составляет обсуждение вопросов студентов по теме текущего занятия, Остальные 30 минут посвящаются решению задач.
Вопросы к семинару:
1. Понятие как форма мышления. Логическая структура понятий.
2. Виды понятий.
3. Отношения между понятиями.
4. Ограничение и обобщение понятий.
5. Деление понятий.
6. Определение понятий.
Вопросы для самоконтроля:
1) Что такое понятие?
2) Что такое содержание и объем понятия, и как они связаны между собой?
3) На какие виды подразделяются понятия по объему и по содержанию?
4) В чем суть логических операций обобщения и ограничения понятий?
5) В чем суть логической операции деления понятий, и каковы основные правила деления?
6) Чем дихотомическое деление отличается от деления по видообразующему признаку?
7) В чем сущность логической операции определения понятий, и каковы основные виды определения?
Задания для семинарского занятия и самостоятельной работы:
1. Приведите по 5 примеров для каждого из следующих видов понятий: единичных, общих, нулевых, собирательных, несобирательных, конкретных, абстрактных, положительных, отрицательных
2. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:
Солнце, море, город, Платон, наушники, трава, кентавр, абрикос, книга, Королева Англии, Дед Мороз, дом, аудитория, чаша сыр.
3. Сформулируйте по 5 примеров, понятий, суждений, и умозаключений.
4. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими, и какие - нерегистрирующими; выделите собирательные понятия:
Государственная Дума. Депутат. Делегат профсоюзной конференции. Наука. Животное. Бригада Иванова В.П. Устав партии. Студент Волго-Вятской академии госслужбы. Столица. Интеллигенция. Преподаватель. «Нижегородская правда». Балтийский флот. Город. Азовское море. Декабрист.
5. Укажите конкретные и абстрактные понятия:
Юридический закон. Невменяемость. Политическая система. Преступность. Стратегия. Диктатура. Двуличие. Трезвость. Адвокат. Равенство. Космический корабль. Бескорыстие. Родина. Гражданское мужество. Зазнайство. Самоотверженность. Патриот.
6. Укажите положительные и отрицательные понятия:
Законный. Незаконный. Верность. Безволие. Беспорядок. Гуманизм. Произвол. Контратака. Контроль. Антиквар. Антифашист. Анархия. Аноним. Атеист. Верующий. Антипатия. Компетентность. Хирург. Невесомость. Недра.
7. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными:
Прокуратура. Начало. Причина. Рабочий. Верх. Политика. Истец. Копия. Положение. Проблема. Форма. Опасность. Право. Племянник. Практика. Адвокат. Мать. Необходимость. Дерево. Фермер. Футбол. Потолок.
8. Даны логические описания понятий. Правильны ли они? Если ошибочны, исправить ошибку.
Гусь - общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное/.
Жизнь - общее, абстрактное, положительное, безотносительное.
Степан Разин - единичное, конкретное, положительное, безотносительное.
Студент Казанского государственного медицинского университета - общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное.
Балтийский флот - единичное, конкретное, положительное, безотносительное.
9. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера:
Писатель, советский писатель, автор романа «Тихий Дон».
Глава правительства, премьер-министр.
Республика, форма правления.
Млекопитающее, кит, водное животное, рыба, акула.
Мужчина, сын, отец, дед, брат.
Композитор, пианист, музыкант, поэт.
Игрушка, заводная игрушка, кукла, заводной автомобиль, пистолет.
Государство, столица государства, европейская столица, Токио
Художественная литература, литература, драматургия.
Студент, нижегородец, член профсоюза.
Револьвер, автомат, винтовка, огнестрельное оружие
10. Расположите следующие понятия в ряд так, чтобы каждое последующее было родом по отношению к предыдущему:
Учебник – учебник логики – книга – новый учебник логики – новый учебник логики для вузов.
Морское животное – хищник, живущий во льдах Северного Ледовитого океана, - животное – морж – морской хищник.
11. В каких из приведенных ниже примеров имеет место деление объема понятия, а в каких - членение предмета на части?
1. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных. 2. Год делится на 12 месяцев. 3. Углы делятся на острые, прямые и тупые. 4. Дивизии делятся на полки. 5. Дома делятся на одноэтажные и многоэтажные. 6. Университет делится на факультеты. 7. Земной шар делится на Восточное и Западное полушария. 8. Всего было 35 стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 9. Формами обучения в вузе являются дневная, вечерняя и заочная. 10. Противоречия делятся на антагонистические и неантагонистические. 11. Метр делится на сантиметры.
12. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основания деления:
За нарушение служебной дисциплины могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы.
Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.
Конституция России гарантирует всю полноту социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан.
Суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицательные.
Отношения между людьми бывают доброжелательными и недоброжелательными.
По государственному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Прилагательные бывают мужского, женского и среднего рода.
Философы делятся на материалистов и идеалистов.
13. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
Науки делятся на естественные, технические и гуманитарные.
Власть может быть авторитарной и тоталитарной.
Преступления делятся на умышленные, неумышленные и хозяйственные.
Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.
Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверенности.
Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.
Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.
Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми.
Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.
Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные и сосновые.
Люди делятся на мужчин, женщин и детей.
14. В следующих примерах замените дихотомическое деление на деление по видоизменению признака:
Люди делятся на блондинов и не блондинов.
Автомобили делятся на грузовые и не грузовые.
Вузы делятся на университеты и не университеты.
Части речи делятся на существительные и не существительные.
Строительство делится на жилищное и не жилищное.
Суд учитывает улики прямые и не прямые.
Дома делятся на кирпичные и не кирпичные.
Спутники планет делятся на искусственные и не искусственные.
15. По приведенным ниже членам деления определите делимое понятие и основание деления:
Анемометр, барометр, дождемер, флюгер.
Город, деревня, поселок, хутор.
Определение, дополнение, обстоятельство.
Книга, газета, журнал, плакат.
Самолет, вертолет, дирижабль, воздушный шар.
Оборонительная война, наступательная война.
Университет, пединститут, консерватория.
Наука, искусство, религия.
Стол, стул, шкаф, диван, кровать.
16. Определите, соблюдены ли правила определений в следующих примерах:
Свободный человек – это тот, кто больше всего на свете любит свободу.
Патриотизм – это последнее прибежище негодяев.
Философ – это тот, кто занимается философией.
Фотон – это частица, у которой отсутствует масса покоя.
Термометр – это прибор для измерения температуры.
Экономика – это наука.
Основная литература:
1. Попов Ю. В. Логика. – М.: КноРус, 2012.
2. Гетманова А. Д. Логика. - М.: КноРус, 2012.
Дополнительная литература:
1. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.
2. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики. - Мурманск: МГПУ, 2005.
3. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. - М; Литера Нова, 2009.
4. Грядовой Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Щит-М, 2010.
5. Асмус В. Ф. Логика. - 2-е изд., стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2001.
6. Гетманова А. Д. Учебник логики. Со сборником задач. - 8-е изд., перераб. - Москва : КноРус, 2011.
7. Вяткина Н. Б. Смысл и онтология в логике. - Киев: Наук. думка, 1991.
8. Брюшинкин В. Н. Логика. - М.: Гардарики, 2001.