АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Ф. Энгельс в «Диалектике природы» указывал, что возрождение науки после темной ночи Средневековья обязано производству. Во-первых, со времен крестовых походов промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (текстильная промышленность, часовое дело, мельницы), химических (красильное дело, металлургия) и физических (оптика) фактов, которые не только доставили огромный материал для наблюдений, но и создали основу для конструирования новых инструментов. Во-вторых, географические открытия помогли получить недоступный до того материал по зоологии, ботанике, физиологии человека, метеорологии. В-третьих, появился печатный станок.
В VIII веке в Англии появилась работа Вальтера Хенли «Хозяйство». В ней сообщается о появлении в Англии парового четырехполья, лемеха у плуга, примитивного отвала. Интересна мысль Хенли о необходимости время от времени завозить семена из других мест, что позволяет без дополнительных затрат повышать урожайность сельскохозяйственных культур. Полезный совет он давал относительно соломы - рекомендовал ее запахивать.
Наиболее крупная работа рассматриваемой эпохи «О растениях» была написана доминиканским монахом Альбертом Великим (ХП-ХШ вв.). Он высказал предположение о питании растений, влиянии на них агротехники. Ученый считал, что последняя приводит к преобразованию растений. Современны взгляды Альберта на вспашку: польза ее заключается в «открывании» земли, уравнивании, перемешивании, рыхлении. Он дает обстоятельные указания о сроках сева озимых, обосновывая их с учетом качества почвы. Если нормы посева не соответствуют оптимальным, семена дают тощие, слабые всходы. Из бобовых культур Альберт рекомендует клевер, а на зеленое удобрение - вику.
Другим заслуживающим внимания агрономическим произведением средневековья является аграрная энциклопедия итальянца П. Кресценция «О выгодах сельского хозяйства». В работе изложены основные сведения по полеводству, растениеводству и животноводству. Достоинство работы в обилии теоретического и практического материала и в хорошем изложении. Долгое время эта книга оставалась одной из лучших в Европе.
Однако при всей многочисленности трактатов по сельскому хозяйству они носили чисто эмпирический характер, и в них не было сделано никакого шага вперед относительно древних философов в понимании процессов питания растений и смысла применения удобрений. A priori* даются рекомендации приурочивать внесение удобрений к определенным фазам Луны. Встречаются советы: соединять "подобное с подобным" (например, удобрять сухую и теплую почву сухим навозом). В других случаях рекомендуется уравновешивать нежелательные свойства почвы противоположными свойствами удобрения.
Независимо от опыта.
4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ________________________________________ Щ7
В средние века основной продукцией английского хозяйства являлась овечья шерсть, большую часть которой отправляли в другие страны. Необработанную шерсть было невыгодно продавать за границу. Поэтому в XIV столетии ее стали перерабатывать в сукно на месте. В 1467 г. король Эдуард IV совсем запретил вывоз необработанной шерсти, и после этого экспорт английского сукна увеличился. Рост ремесленников, потребности в шерсти дали мощный толчок для развития сельского хозяйства Англии.
В то время как в Риме и Париже еще продолжалась власть католической церкви, в Лондоне новое мировоззрение становится господствующим. В 1605 г. опубликован трактат «О преуспевании науки», написанный Фрэнсисом Бэконом. Этот Бэкон, часто называемый Веруламским, имел большее значение, чем раньше упоминавшийся его однофамилец, средневековый монах Роджер. В Англии были уже другие времена: можно было быть ученым, не будучи монахом, и можно было занимать высокие государственные должности, проповедуя материализм. К. Маркс называет Бэкона «родоначальником английского материализма и вообще опытных наук новейшего времени».
Современник Галилея и Шекспира, Бэкон впервые сформулировал во всей полноте задачу освобождения европейской мысли от оков средневековой схоластики. Силлогистической логике Аристотеля, словесно-дедуктивному искусству спора схоластиков, Фрэнсис Бэкон противопоставляет новую, индуктивную логику, исходящую из фактов, из опыта. Эмпириков, ограничивающихся только опытом, Бэкон сравнивает с муравьями, суетливо переносящими тяжести; догматиков, строящих системы силами одного только разума, - с пауками, ткущими из себя паутину. Ученый должен быть подобен пчеле, собирающей сок на растениях (опыт) и затем перерабатывающей его в мед своими силами (разум).
В 1620 г. вышел наиболее известный труд Ф. Бэкона «Новое орудие, или об истолковании природы и о пришествии царствия человека». Предложенное им учение об индукции и эксперименте наметило путь, по которому дальше пошла европейская наука.
Ex nihilo nihit*. Но доказать это положение на опыте древние конечно затруднялись. Ван-Гельмонт, один из предвестников научного естествознания, гениальный экспериментатор сделал точный опыт и попытался определить, за счет чего растения развиваются. Это был первый точный опыт в истории естествознания. Ван-Гельмонту химия обязана первым применением лабораторного инструмента (весов), сделавшего впоследствии в руках Лавуазье переворот в этой науке.
Вывод ученого был верен для того времени. Наука не обладала никакими определенными понятиями о газообразной форме вещества.
Опыт проведен в 1629 г. Он был очень груб, в сегодняшнем понимании, и несовершенен. Но важно, что произошел переход от отвлеченных умствований к опыту. Ван-Гельмонт взял ивовую ветвь, взвесил ее, затем пересадил в глиняный сосуд с взвешенной почвой (200 фунтов). В течение 5 лет он по-
* Ничто не получается из ничего.
108_______________________ 4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ливал растение дождевой водой, так как знал, что дождевая вода свободна от примесей минеральных веществ, которых много в речной воде. Через 5 лет Ван-Гельмонт нашел, что ивовая ветвь прибавила в весе около 160 фунтов, а почва потеряла в весе только несколько унций. Отсюда заключил, что растение прибавило в весе не за счет почвы, а за счет воды и что растению достаточно только одной воды для своего роста, т. е. по сути подтвердил Фалеса, который считал, что вода - основа всех начал, и уплотняясь, дает органическое вещество для растений.
Вот настолько был несовершенен и неудачен первый опыт и даже не столько по постановке, сколько по логическому выводу - на деле из этого опыта следовало только одно: не только почва является источником образования главной массы растений, больше же он ничего не говорит. Хотя, с глубокой древности существовало представление, что nil sale et sole utilius*.
В средние века среди сельскохозяйственной литературы резко выделяется по определенности воззрений на роль и происхождение минеральных веществ и на значение удобрений сочинение Бернара Палисси, вышедшее еще в 1563 г. Вот что писал он: «Соль есть основа жизни и роста всех посевов... Навоз, который вывозят на поля, не имел бы никакого значения, если бы не содержал соли, которая остается от разложения сена и соломы» (под солью автор подразумевает, как он сам говорит, все необходимые для растений вещества). «Если кто засевает поле несколько лет подряд, не унавоживая, то посевы извлекут из земли соль, необходимую для своего роста. Земля, таким образом, обедняется солями и отказывается давать урожаи, поэтому нужно ее удобрить или дать отдохнуть несколько лет, чтобы она снова приобрела некоторую соленость, происходящую из дождей и рос... Разве вам не случалось видеть, как некоторые земледельцы, перед тем как засевать то же поле пшеницей на второй год, сжигают неизрасходованную пшеничную солому, снятую ими с поля. В золе окажется та соль, которую солома поглотила из почвы: вернуть ее обратно - значит, улучшить почву».
Впервые был высказан правильный взгляд на почву как источник минеральных веществ, необходимых для растения (даже в 18-19 вв. многие предполагали, что растение само их синтезирует). Дано верное представление о причинах истощения почвы, о необходимости возврата зольных веществ в виде удобрений. Верность этих положений была доказана точными опытами лишь 300 лет спустя. Однако взгляды Палисси остались неизвестными, как для большинства его современников, так и для последующих авторов, да и он сам не мог дать им строгого подтверждения, так как методы точного химического исследования еще не были разработаны.
Замечательна биография Палисси. Талантливый самоучка, он был сыном крестьянина, первоначально горшечником, потом перешел к изящным изделиям из фарфора, был рисовальщиком и чертежником. Стремясь воспроизводить на фарфоре цветные изображения (ящериц и пр.), Палисси эмпирическим путем испытывал разные сплавы, со свинцом, кобальтом, марганцем и пр. Таким образом, он познакомился со свойствами ряда ее-
* Нет ничего полезнее соли и солнца.
4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ______________________________ Щ9
ществ. Но, не имея теоретических знаний, он вынужден был тратить годы упорного труда, чтобы добиться искомых результатов. При этом он страдал от недостатка средств, и однажды, когда у него не хватило дров для окончания какого-то опыта, он сжег в горне часть пола в своем доме, за что прослыл у соседей сумасшедшим. В конце концов, его изделия стали художественными, и на них появился спрос.
Кроме этой деятельности, была и другая сторона жизни Палисси, ради которой он временно бросил свою мастерскую, - это его путешествия. Любовь к природе, ее красотам сделала его странником: с палкой в руке и котомкой за плечами он обошел значительную часть Франции, Голландии, Германии, поддерживая свое существование заработком во время путешествия, одновременно приобретая знания «собственными зубами» («я не имею другой книги, кроме неба и земли»). Собирая коллекции, он особенно интересовался отпечатками рыб и окаменелыми остатками морских животных в напластованиях горных пород, не отвечавших современной фауне. Он стал утверждать, что это не случайная «игра природы», как часто тогда говорили, и не результат всемирного потопа, но что эти морские животные жили в этих же местах тогда, когда здесь еще не было суши. На этой почве у Палисси возникли разногласия с представителями религии.
Чтобы спастись от провинциальных судей, Палисси в конце концов переселяется в Париж и ищет загциты при королевском дворе. С одной стороны, открывает здесь художественную мастерскую, а с другой, он, не знавший ни латинского, ни греческого языка, читает лекции по естествознанию для наиболее образованных людей придворного круга и демонстрирует всем желающим свои коллекции ископаемых, развивая необычайные для того времени взгляды на прошлое Земли и жизнь организмов в былые времена.
Издает книгу «О природе вод и источников, металлов, солей, камней, почв, огня и эмалей», но в конце концов попадает в тюрьму за принадлежность к протестантской религии (кальвинизм). Когда король посещает его в тюрьме с целью уговорить примириться с католической церковью, Палисси отвечает гордым отказом и умирает в тюрьме в возрасте около 90 лет.
Вскоре, после того как в Бастилии умер Бернар Палисси, в Риме имела место еще одна вспышка фанатизма инквизиции - был сожжен на костре свободный мыслитель философ, представитель пантеизма, Джордано Бруно (1600), развивавший учение Коперника о вращении Земли и делавший из него философские выводы, решительно стирая противоположность «между совершенным небом и несовершенной Землей» и выявляя относительность таких понятий, как «центр», «верх» и «низ» в космическом пространстве.
Замечательно, что в конце XVI столетия человек благодаря изобретению микроскопа смог открыть клеточное строение живых организмов. Первым таким человеком стал английский естествоиспытатель Роберт Гук (1635— 1703). В 1665 г. он опубликовал альбом рисунков среза древесной коры, при увеличении похожий на соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово «cell», что по английски означает «ячейка», «камера» или «келья». Этот термин закрепился в науке и был переведен на русский язык как «клетка». В действительности же Гук видел не саму клетку, а оболочку клетки, клеточную стенку.
Выдающийся современник Гука голландец Антон ван Левенгук прославился созданием линз, которые давали увеличение в 100-300 раз. С их помощью Левенгук увидел микроскопические организмы - простейших, бактерий, дрожжей, клеток крови лягушек.
по |
4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
4.2. Земледелие России в период средневековья 4.2.1. Земледелие восточной Европы
Восточнославянская территория разделялась на две зоны: лесостепную и лесную которые различались по почвенным и климатическим условиям. Поэтому и возможности освоения земель для посева хлебов существенно отличались. В лесостепи первейшей целью было уничтожение дикой степной растительности, в лесной же полосе эта задача сводилась к уничтожению леса. Почвенный покров лесостепной зоны в основном был представлен черноземными почвами высокого исходного плодородия. Но земледелие в этой зоне было связано с большими рисками. Кочевые племена (гунны, авары и др.) вытесняли земледельческое население с освоенных территорий и препятствовали возрождению земледелия в некогда густо заселенных местах.
Для этого периода (VI-VIII вв.) нет письменных источников, которые с достаточной полнотой отражали бы характер земледелия этого времени. Но есть косвенные свидетельства о земледелии того далекого периода. Византийский историк Маврикий Стратег, живший в VI в., в своем труде «Страте-гикон» сообщает, что у антов большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Менандр - историк того же времени отмечает, что авары, прежде всего, разоряли поля славян, стремясь нанести им наибольший урон.
Древнеславянские поселения VI-VIII вв. обнаружены на огромной территории лесостепной полосы Русской равнины: в Поднепровье, Молдавии и главным образом в междуречье Днестра, где в более позднее время находился один из центров славян, хотя их количество значительно меньше по сравнению с Черняховским временем (рис. 37). Пришельцы нередко оседали на месте древних поселений, используя обжитые места и укрепления. Опасность набега кочевников побуждала славян селиться в труднодоступных, неприметных и уединенных местах, черноземных останцах, скрытых среди небольших озер и болот. Расположение поселков среди тучных черноземов указывает на земледельческий уклад жизни обитателей селений.
VII-VIII вв. датируются и памятники так называемого волынцевского типа, получившие свое название от поселений и могильника около с. Волын-цева на Сейме (Сумская область). Здесь открыты остатки глинобитных жилищ и сельскохозяйственных орудий: наральники и серпы.
В юго-восточных областях лесостепной полосы, почти на границе с кочевническим миром, в VI-IX вв. обитало мирное земледельческое население, оставившее следы своего пребывания в виде городищ и могильников. На территории Левобережья Днепра, в верховьях Дона, Десны, Ворсклы найдены славянские поселения. В глухих местах Верхнего Дона в VIII-IX вв. также обитали земледельческие племена. На многих городищах находили зерновые ямы, зерна пшеницы и проса, жернова и сельскохозяйственные орудия.