АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА
АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА
скую картину жизни в деревне, в них показана природа Италии, с особенностями ее ландшафта и климата: Здесь неизменно весна и лето
во время любое Дважды приплод у отар
и дважды плоды на деревьях. Хищных тигров тут нет,
ни львиного злого потомства...
Здравствуй, Сатурна земля,
великая мать урожаев! Мать и мужей1. Для тебя
в искусство славных древних Ныне вхожу, приоткрывать
святые пытаясь истоки.
Свойства земли изложу, -
какое, в какой плодородье, Цвет опишу, и к чему
различные почвы пригодней.
Felix qui patuit rerum cognoscere causas,* характерно автору «Георги-ки». Оно означает «Земледельческие стихи». Вариант перевода - «Земледельческая поэма». Его практические советы были направлены к крестьянину-земледельцу, самостоятельно обрабатывающему свой трудовой надел; поэтому у него нет ни одной строки, посвященной организации и эксплуатации рабского труда. Но лозунг Вергилия «назад к земле» не имел того успеха, какой имела его поэзия: «Горожане читали Вергилия, декламировали, восхищались, соглашались, но оставались в городе».
Римский философ следующего века Сенека скажет, что Вергилий «не хотел поучать пахарей». Но для современников было очевидно, что «поучать пахарей» также входило в задачу Вергилия, поскольку возрождение земледелия стало делом государственным.
Экономика сельского хозяйства в Италии того времени перестраивалась как раз в обратном направлении по сравнению с тем, о чем мечтал Вергилий.
В следующем столетии (I век нашей эры) крупное землевладение, основанное на рабском труде, окончательно упрочилось, оттеснив среднее и мелкое крестьянское земледелие на задний план. Затем благодаря ввозу дешевого хлеба из колоний (Сицилия, Испания, Африка) пространства, которые раньше возделывались мелкими земледельцами, запускаются под пастбище. Количество обезземеленных крестьян продолжает возрастать, и они беспокойными толпами заполняют римский Форум, и даже значительное развитие ремесел в городе все же не может дать всем им работу; в итоге они
* Счастлив, кто может понимать причины вещей.
требуют от правительства не только бесплатного продовольствия, но и развлечений.
Но и в крупном хозяйстве стали назревать свои трудности. Они лежали, с одной стороны, в малой производительности труда рабов, с которыми обращались как с рабочим скотом (они не имели семьи, не имели собственности, их труд не был приурочен к определенным земельным участкам, и они нисколько не были заинтересованы в повышении урожая), а с другой стороны - в необходимости снизить стоимость производства, найти более выгодные отрасли сельского хозяйства, чем культура обесцененных зерновых хлебов; появились два противоположных течения агрономической мысли: одни видели выход в повышении интенсивности земледелия и поднятии урожаев путем лучшей агротехники, другие, наоборот, - в экстенсивной культуре или прямо в сокращении пашни и развитии хозяйства пастбищного, животноводческого направления, как требующего наименьших затрат.
Ярким представителем активной перестройки хозяйства и его включения в новые товарно-денежные отношения является Колумелла (1 в. н.э.), который требовал ведения хозяйства на научных основах, настаивал на распространении сельскохозяйственного образования и введении публичного курса сельскохозяйственных наук. Он резче, чем его предшественники, настаивал на необходимости критического анализа принятых агрономических представлений (вне зависимости от того, основаны ли они на авторитете писателей по сельскому хозяйству или освящены традициями практики), а также на необходимости широкой постановки исследовательской работы, утверждая, что «каждая полоса принесет доход, если хозяин после многочисленных проб добьется того, чтобы выращивать на ней как раз то, что лучше всего на ней удается». Таким образом, у Колумеллы сложилось уже понимание того, что наука о сельском хозяйстве не есть собрание раз навсегда установленных догм, но что она развивается в процессе последовательного накопления и проверки опытных данных, ибо "нет ни одной научной области, где не учились бы на ошибках". Аграрная энциклопедия Колумеллы «О сельском хозяйстве» (ок. 40 г. н.э.) состояла из 16 книг, посвященных различным областям сельского хозяйства, но только 12 из них, сохранилось.
Колумелла настаивал на распространении сельскохозяйственного образования и введении публичного курса аграрных наук. Он подчеркивал важность критического анализа принятых норм: существующие работы учат, но не делают мастерами. Колумелла писал: «С сельским хозяйством можно управиться без тонкостей, но оно не терпит и глупости». Он предлагал ставить специальные опыты, чтобы труды и расходы не пропали зря. Отмечая, что со времен Варрона урожай снизился с сам 10-15 до сам 3-4, он объяснял это небрежностью, неумением и нежеланием вести правильно хозяйство.
Колумелла давал рекомендации по выбору земельного участка, удобрению полей, глинованию, обработке почвы, нормам высева, срокам посева, уходу, уборке, обмолоту, хранению. Многие из них и сегодня можно найти в учебниках. Они убедительны и обоснованны. Ученый предлагал проводить глубокую вспашку, особенно па засоренных почвах. На таких полях, по его