АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА
АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА______________________________________________________ 87
лись, что эти растения усваивают азот воздуха. Эмпирически они установили, что на склонах Везувия можно получать хороший урожай, если посеять хлеб по запаханному люпину, но не понимали, почему это не везде повторяется. Теперь мы знаем, что почва на склонах Везувия, образовавшаяся из лавы, богата калием и фосфором, но в ней не хватает азота, и если прибавляется азот (а его дает люпин), то следующие за этим растения прекрасно развиваются. Римляне же еще не могли сделать никакого обобщения.
Историки говорят, что большой интенсивности земледелие достигло в Понтийской низменности между Римом и морем, впоследствии это место было заболочено, но в прошлом это была житница Рима, район интенсивной культуры.
У римлян было понятие о севооборотах, описывается значение бобовых, были разные рецепты по животноводству, плодоводству, но создавались они эмпирически, без научного обоснования.
Если для земледелия Греции эпохи Гомера и Гесиода был характерен труд свободных земледельцев, работавших на небольших земельных участках, то в крупных латифундиях труд рабов занимал уже ведущее место, а позднее они стали основной рабочей силой. Образуются крупные латифундии-хозяйства, которые насчитывают тысячи рабов. Обширные площади отводились под оливки, виноград и иные культуры. Продукция крупных поместий приспосабливалась к потребностям рынка.
Земледелие было основой экономической мощи Древнего Рима. Видный римский политический деятель и землевладелец Катон (234-140 гг. до н. э.) выразил это следующими словами: «Из земледельцев выходят самые мужественные люди и самые дельные воины; доход земледельца самый чистый, самый верный и меньше всего возбуждает зависть».
В период расцвета Рима здесь имелась обширная специальная агрономическая литература, в том числе переводная - греческих и других авторов. Римский писатель Плиний Старший перечисляет 146 римских и 327 чужеземных произведений, посвященных вопросам сельского хозяйства, которые он использовал при составлении своей «Естественной истории». Из дошедших до наших дней римских агрономических сочинений наибольший интерес представляют принадлежащие Катону, Варрону, Колумелле, Плинию и поэту Вергилию. Они выдвинули много замечательных догадок, правильность которых впоследствии подтвердило развитие естествознания.
Выдающимся агрономом Римской империи был Марк Порций Катон Старший. В своей книге «О делах деревенских» он дает советы, как выбирать имение, как обрабатывать отдельные угодья (причем винограду и маслинам уделяется гораздо больше внимания, чем хлебам), как ухаживать за животными. Далее дается ряд наставлений по домоводству и кулинарному искусству (например, как коптить окорока и сосиски и даже «как готовить сладкую запеканку»). Словом, это было собрание практических советов по разным отраслям хозяйства, но теоретическая часть отсутствовала. Например, по полеводству почти все сводилось к совету: во-первых, хорошо пахать, во-вторых пахать, а в-третьих, унавоживать поле. Но, так как в то время благополучие
римлян целиком было связано с земледелием (были и политические деятели, тогда еще не терявшие связи с землей, были случаи, когда народного избранника на самый высокий пост в государстве известие об избрании заставало в поле ходящим за плугом), то Катона ценили, и не только как практического хозяина, но и как политического деятеля и писателя, бичевавшего своих соотечественников за начинавшуюся распущенность нравов, бездельничанье и страсть к роскоши, словом, за отход от простоты деревенской жизни и стремление переселиться в города.
Катон впервые среди современников не только указал на необходимость внесения навоза в почву, но и предложил определенную технологию его использования. Удобрения классифицировали по значению, составлены нормы вывоза навоза. Была разработана система хранения его в зацементированных ямах. Лучшим удобрением считался помет птиц, особенно дроздов, а также голубиный и куриный. Все растения он подразделяет на истощающие почву (ячмень и другие зерновые) и обогащающие ее (люпин, бобы и вика).
Но в этот период происходило перенаселение Древнего Рима. Рабы, воины-ветераны, обедневшие и многосемейные граждане Рима, отпущенные из армии вольнонаемники, отслужившие по 20-25 лет в легионах, привыкшие только убивать за деньги, развращенные трофеями, сосредотачивались в Риме. К тому же происходило сведение лесов, ухудшение плодородия почв. Все это требовало перестройки экономики. Крупное сельское хозяйство, основанное на использовании рабов, стало брать верх над мелким хозяйством. Тогда понадобилось такое руководство по сельскому хозяйству, которое, кроме технических методов, показало бы, как следует организовывать труд рабов. Поэтому простые советы Катона уже перестали удовлетворять римлян.
Тогда римляне решили учиться сельскому хозяйству у своих врагов, у карфагенян. Незадолго до смерти Катона римский сенат постановил перевести на латинский язык сочинение Магона (28 книг), что и было выполнено особой сенатской комиссией. Книги Магона не сохранились непосредственно, однако они послужили материалом для других писателей, прежде всего Варрона, написавшего "Три книги о делах деревенских" (37-й год до нашей эры). Первая была посвящена полеводству и садоводству, вторая - животноводству, третья - птицеводству, пчеловодству и рыбоводству. Она была рассчитана на владельцев крупных поместий, в которых развивались новые отрасли сельского хозяйства. Он сумел создать систематизированное руководство по сельскому хозяйству для высшей римской знати.
В области организации хозяйства Варрон впервые поставил вопрос о сочетании полеводства и животноводства. Он отмечал, что хозяину имения в большинстве случаев выгоднее скормить выращенный корм скоту, чем продать его. Кроме того, внесение получаемого от него навоза оказывает положительное влияние на урожайность. Самым удачным удобрением он также называл помет птичников, особенно тех, где содержатся дрозды, поскольку он полезен не только земле, но и животным: поедая его, волы и свиньи жиреют. Многие зажиточные римляне разводили птиц тысячами. Дрозды счита-